уроки в 4 класссе "Исходила младёшенька. Рассвет на Москва-реке", посвящённые юбилею русского композитора М.П.Мусоргского
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Опера "Хованщина" в ней образ Марфы, одной из главных героинь, раскрыт в подлинно народной песне. После знакомства с ней учащиеся отмечают её народную мудрость, и то как само пение облегчает страдания Марфы. Интересно для учащихся было и необычное построение песни, в которой сопровождение каждого куплета меняется. Песня красива и благородно широка, с раздольной мелодией. Большой симфонической картиной предстаёт перед учащимися увертюра "Рассвет на Москва-реке".Несётся над Красной площадью колокольный перезвон... Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела её широкому раздолью. Учащиеся "видят" и рисуют как просыпается деревянная Москва 18 века. Как меняется главная мелодия во время звучания всей симфонической картины. Какие изобразительные интонации помогли ребятам услышать рассвет. В звуках оркестра слышатся крики петухов, колокольные звоны, мелодии пробуждения природы.

Красота мысли о России, как о Святой Руси - от самого начала и до конца, в выразительности каждой вариации. Вариативность мелодии рождает ассоциации с наступлением утренней зари, где облечённое во всё тёмное и смутное переходит в бесконечность полной жизни и неизбывной творческой силы. Эта увертюра и есть смысл вечной красоты. Талант композитора углубляет восприятие его муз. шедевров, роднит их со слушателем и исполнителем, открывает для учащихся всё новые и новые художественные грани её величества МУЗЫКИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4b_klass.docx26.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 4 классе, посвящённый юбилею М.П.Мусоргского

Тема урока: Исходила младёшенька. Рассвет на Москве-реке

Разделы: «В музыкальном театре» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов с использованием ТРИЗ

Задачи:

Учебные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;  

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развивающие - развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства

воспитательные - воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности

Тип урока: комбинированный, урок-коллоквиум

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 4  класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, портрет композитора, репродукции картин из оперы, её главных действующих лиц, рисунки учащихся к увертюре «Рассвет на Москва-реке», к песенному образу Марфы-раскольницы, М.Нестеров «В скиту».

Муз. Инструменты: фортепиано

Муз. Репертуар: Распевки «Ходила младёшенька», «В сыром бору тропина»

Песня «Учите меня музыке», «Россия, Россия», «У моей России»

Аудиозаписи: сцены из оперы «Хованщина», тема «Прогулка»

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: Модест Петрович Мусоргский - один из величайших композиторов всех времен и народов. Человек, которым гордится русская культура. Мусоргский равен самым великим творцам в истории человечества, таким как Микеланджело, Бах или Шекспир. К какому бы жанру ни обращался, он везде сказал свежее слово, везде оставил непревзойденные образцы высокого искусства.

Урок-коллоквиум начнём с выступления Михайленко Павла.

1.  «Крест на себя наложил я и с поднятой головой, бодро и весело иду против всяких к светлой, праведной цели, к настоящему искусству, любящему человека, живущему его отрадой, его горем и страдой», - так говорил Модест Петрович Мусоргский. Темы, волновавшие композитора и получавшие мощнейшее воплощение в его творчестве, сегодня также остры и актуальны. А его музыка потрясает современного слушателя драматизмом, мощью и выразительностью.

Творческое наследие Модеста Петровича Мусоргского вызывает неизменный интерес во всем мире, в том мире, где звучит музыкальная классика.

Значимую для отечественной культуры дату – 180-летний юбилей знаменитого во всем мире русского композитора Модеста Петровича Мусоргского – отмечают во многих местах, так или иначе связанных с его именем. Модест Петрович Мусоргский – это композитор мировой величины, имя которого знакомо не только ценителям музыкального искусства, но и многим людям, пусть и далеким от мира музыки, в том числе за рубежом. Он оставил после себя обширное творческое наследие – оперы, пьесы для оркестров, романсы, песни и многое другое.

Продолжит Варвара Гусева.

2. Он известен, как один из членов объединения композиторов под названием «Могучая кучка», автор знаменитых опер «Борис Годунов» и «Хованщина», приверженец «народных» черт в музыкальных композициях, значительно опережавший свое время и оттого непонятый при жизни, как и многие другие музыканты, художники и литераторы, но впоследствии получивший широкое признание. Опера эта (народная музыкальная драма) в пяти действиях Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора.

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром.

Учитель: Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

Ребята, ещё раз послушаем эту симфоническую картину, увертюру к опере. Какими словами вы можете описать эту музыку?

Этой музыкой началось ваше знакомство в 1 классе, ею же вот и оканчивается ваш 4 класс. Уроки музыки в начальной школе часто показывали и открывали вам чистый образ Родины. Древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца музыка Мусоргского.

А мы продолжаем коллоквиум. Слово Глебу Сабурову.

3. На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. «Хованщина» — народная музыкальная драма, повествующая о событиях конца 17 века, о борьбе старой и новой Руси, о заговоре начальника стрелецкого войска князя Ивана Хованского. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.

Вариантность интонаций

Куплетно-вариационная форма

Песня-ария

Учитель: В опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинно русские народные песни. Для главной героини оперы – Марфы – композитор выбрал рус.нар.песню «Исходила младёшенька». В этой песне каждый куплет «рассказывает» мелодию на свой лад: один-мягко, задумчиво, другой-гневно, сурово…послушаем.

Ребята, скажите, что изменяется в песне, а что остаётся неизменным?

В какой форме написана песня? А кто обратил внимание на аккомпанемент?

А теперь прежде подумайте и ответьте. Что роднит песню Марфы с увертюрой? А в чём различие?

Ответы учащихся:

Учитель: Ребята, послушайте это произведение. Кто сможет назвать его?

\тема «Прогулки» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»\

Найдите интонации, которые придают сходство этим мелодиям.

Ответы учащихся:

Слово предоставляется Максиму Ситникову.

4.Хованский и Досифей – разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так назван в опере стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке».

Учитель: А теперь творческая работа. Откройте свои рабочие тетради. Я предлагаю вам на свободном месте нарисовать 5 арок. В их пространстве вы отразите пожалуйста как меняется и развивается колорит звучания 5 вариантов темы этого сочинения. Для выполнения этого задания выберите 5 цветов, чтобы соответственно правильно подобрать названия к каждой части. Подумайте, каким знакомым вам словом можно назвать центральную часть, в которой вы явно услышите колокольный звон. Итак, приступаем к работе.

/слушание «Рассвет на Москве-реке»./

Продолжим урок. Слово предоставляется Наде Литвиненко.

5.Содержание «Хованщины» шире и многообразнее в опере рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем  «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах. Такой замысел сам по себе свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора.В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина». Модест Петрович Мусоргский, в свою очередь, обрёл заслуженную славу новатора-первопроходца в области оперной драмы: полнейшей формы искусства музыки – царицы всех музыкальных форм.

И в заключении выступит Артём Шарыткин.

6. Многое из того, что сделал Мусоргский, было устремлено в будущее, он – самый большой новатор своего времени. Прежде всего Модест Петрович оперный композитор, так вот современный ему театр отставал от его творчества. Кроме того, Мусоргский – источник вдохновения для других композиторов. Рафинированный импрессионист Дебюсси, например, считал его своим учителем и многое взял у него в области гармонии, мелодики, формы… К творчеству Мусорского обращались и Стравинский, и Шостакович, и Равель. Мусоргский – неисчерпаем!

Мусоргский опередил свое время настолько, что его творчество современники воспринимали как нечто безграмотное или как некое хулиганство. То, что это гениальная система воззрений, гениальный художественный мир, стало понятно только много лет спустя. И открывается до сих пор. И дальше будет раскрываться еще больше. Главное же, что музыка Мусорского – гениальная музыка, встреча с которой для слушателя всегда — радость. Она же – один из тех факторов, которые способствуют единению Русского мира.

Учитель: Да, действительно, опера до Мусоргского не знала столь детальной, внутренне многосложной аналитичной разработки исторического сюжета, «широкого представления реальных действующих лиц того или иного момента истории, тщательности в обрисовке событийных перипетий, вкуса к созданию колорита времени» (Р. Ширинян). А впереди вас ждут новые открытия в мире прекрасного – в мире Музыки.

  1. Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

Спасибо вам ребята за коллоквиум. Итогами этого урока будут ваши оценки. Всех поздравляю. До новых встреч в 5 классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мероприятию, посвящённому юбилею К. И. Чуковского

Творчество К. И. Чуковского. Викторины, загадки....

Рассвет на Москве-реке.

Обобщающий урок по музыке в 4 классе по программе Г.П.Сергеевой Е.Д.Критской. Это музыкально- творческое соревнование, состоящее из 6 конкурсов. Эти конкурсы помогут детям выявить уровень своей музыка...

Методика организации и проведения уроков мужества, торжественных мероприятий, посвящённых юбилею Победы

Тема работы: «Системный подход в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 70-летию  Победы в ВОВ».В данной работе раскрываются основные системные факторы, определяющие педагогические дейс...

Неделя литературного чтения посвящённая юбилею со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина

Рассказать детям о творчестве Евгения Чарушина. Познакомиться с рассказами о животных,  об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге. Приобщить детей к красоте природы....

Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею Дня космонавтики "Первый полёт в космос - 55 лет"

Мероприятие расширяет представления школьников о космосе, космонавтике, способствует воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса, развивает логическое мышление, память и внима...

сценарий новогодней сказки , посвящённой юбилею Ханты -- Мансийского автономного округа - Югры.

Сценарий написан к дню округа. Действующие лица - герои хантыйских преданий....

уроки в 3 классе "Утро.Вечер. Певцы родной природы", посвящённые юбилею норвежского композитора Эдварда Грига

Эти уроки-вернисажи в з классе направлены на формирование метапредметных навыков, на развитие способностей вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для чел...