Использование игровых форм работы на уроках музыки и влияние их на развитие универсальных учебных действий в системе общего образования
методическая разработка по музыке (4 класс)

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

методические рекомендации к уроку

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование игровых форм работы на уроках музыки и влияние их на развитие универсальных учебных действий в системе общего образования.

СЛАЙД 1

            Игровые формы на уроках музыки являются наиболее важным процессом в развитии универсальных учебных действий и всего системно-деятельного подхода в системе общего образования.

СЛАЙД 2

         Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Чтобы развить у школьника интерес к предмету, нужен интересный урок. Одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Галина Ивановна считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

СЛАЙД 3

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов, форм и приемов обучения.

Последний пункт является актуальным для творческой деятельности любого преподавателя.

Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки я в своей практике активно использую игровые формы работы.

СЛАЙД 4

        Игра, как познание, и воссоздание мира человека, является исходным основанием для рождения художественной позиции учащегося начальной школы. А важнейшая психологическая особенность игры – обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта юной личности в сферу музыкальной деятельности. Игра вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия школьников, деятельность. Развивающее качество данной деятельности очень тесно связано с присущем игре качеством – желанием и способностью действовать самостоятельно.

Используемые игры из собственного опыта и опыта коллег представлю в группах по видам универсальных учебных действий, которые формируются при применении этих приемов.

СЛАЙД 5

Игры, позволяющие формировать регулятивные УУД

Они учат ребенка регулировать свою деятельность: ставить цель; составлять план и последовательность своих действий; оценивать качество усвоения. Проектируя урок, я стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе максимально удерживать внимание и интерес учащихся.

       На первом этапе урока способы проверки готовности использую различные ПРЕМЫ: с помощью фрагмента музыкального произведения, песенки, небольшого стихотворения.

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

 Доброе утро всем!

Доброе утро МНЕ! 

Я пропою слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, мне ответит такой же фразой. 

- Доброе утро,  девочки!... (мальчики   ПОЮТ по трезвучию)

- Доброе утро,  мальчики!... (мальчики   ПОЮТ по трезвучию)

            Выявление затруднений и постановка проблемы – самый важный этап урока, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания. Тему урока дети тоже с удовольствие ищут в ребусе, загадке и формулируют самостоятельно.

       Определенной сложностью для ребят является составление плана и последовательности действий. Поэтому мы совместно планируем нашу работу. На доске размещаем план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу знают, какую работу надо сделать на уроке.

Вот некоторые из условных обозначений:

СЛАЙД 6

– человечек с микрофоном – поем песню
нотка в  наушниках – слушаем произведение
знак вопроса – узнаём что-то новое
танцующая девочка с нотками  – физ. минутка
цветик - семицветик – музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
театральная маска – инсценировка песни
ритмический рисунок – музыкальные игры
перо – творческая работа
пятёрка – выставление оценок
домик – домашнее задание

          При оценивании работы учащихся ребята с удовольствием играют в игру «оцени соседа», когда ребята выполняют взаимопроверку и оценивание письменной работы.              Большое внимание на уроке уделяется этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности. Для достижения данной цели предлагается вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали, какое путешествие совершили? Что запомнилось и впечатлило больше всего? Для развития самооценки своей работы использую игру «закончи предложение»:

СЛАЙД 7

– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…
– Мое настроение…
– Материал урока мне был…

       Эти предложения всегда находятся перед глазами детей, и они уже умеют выстраивать фразы по заданному началу. Обязательным условием является объяснение причины той или иной самооценки (почему?).

Игры, способствующие формированию познавательных УУД.

СЛАЙД 8

        Определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. В игре, используемой в качестве форм организации учебной ситуации, ребенок чувствует радость учения: проявляется и умственная, и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы, которые сопровождаются эмоциональным подъемом. Игра становится мощным средством самовоспитания, самовыражения и самоусовершенствования. При изучении музыкальной грамоты использую стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.

« Сказка о братьях Мажоре и Миноре»

«Сказка о семи принцессах Нотках»

«Сказка про необыкновенную улитку»

        Игра при изучении темы «мажор и минор». Учащиеся делятся на две группы. Первая повторяет ритмический рисунок только мажорных фраз, вторая – только минорных, исполняемых учителем на фортепиано.

        Игра «прятки» при усвоения темы crescendo и diminuendo. По принципу игры «холодно – жарко». Выбирается водящий, в отсутствии которого прячется какой либо предмет. Водящему предстоит найти этот предмет, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое сопровождается ритмическими хлопками детей. Громче музыка и хлопки, что означает предмет близко и наоборот.

      Игр «лишнее слово». При изучении любой темы и на любом этапе урока легко применить эту игру, заменив содержание. Здесь предлагается найти лишнее слово:

СЛАЙД 9

А) гобой, флейта, рожок, труба, кларнет
Б) баян, аккордеон, гармонь, 
фортепиано
В) пианист, трубач, флейтист, 
композитор,

Г) вальс, полька, фокстрот, мазурка, марш
Д) симфония, 
песня, пьеса, сюита, соната

СЛАЙД 10

         Игра «ритмическое эхо» при изучении темы о регистрах. Учащиеся вслед за звучанием музыкальных фрагментов воспроизводят звучания, динамических оттенков и ритмических рисунков, отмечая нижний звук хлопком по столу, верхний хлопком над головой. Можно вставить средний звук, который нужно отметить хлопком кулачками перед грудью. Также «ритмическое эхо» и «мелодическое эхо» можно применять как игру для развития музыкальной памяти.

Игра «найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрацию по ее содержанию.

Игра «кто больше?». Детям показывают портрет композитора и предлагают назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребенок получает 5.

        Очень важно, чтобы у детей при каждой встрече с миром искусства возникало чувство неудовлетворенности имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что-то новое, став на пути открытий. Для этого необходимо ставить перед ребенком такие проблемы, которые заставят его искать пути их решения, побуждать к выдвижению предположений и догадок, делать собственные выводы и учиться отстаивать свою точку зрения. С первых уроков я стараюсь привить первоклассникам интерес к исследовательскому процессу путем расстановки интеллектуальных «ловушек», «засад», создания «ложных следов».

СЛАЙД 11

Игра «верите ли вы?». При изучении оперного творчества композиторов вопросы могут быть на доске или озвучиваться учителем:

СЛАЙД 12

- Верите ли вы, что Садко играл на гуслях? 
– Верите ли вы, что музыка вступления рисует картину моря? 
– Верите ли вы, что Н.А. Римский-Корсаков русский композитор?

-  Верите ли вы, что оперу « Снегурочка» написал М.И. Глинка?

Вопросы могут придумать и сами дети.

             Слушание музыки так же проходит через игровую деятельность. При восприятии музыки дети определяют динамику эмоционального развития образа, его кульминационные точки, ориентируясь на «словарь эмоциональных терминов», ищут определения, которые отвечают эмоциям, которые вызвала музыка. В этом нам помогает игра «корзинка», когда ребята выбирают нужные, подходящие определения из множества предложенных.

         Очень интересной игровой формой и формой художественной деятельности является игра-драматизация. В игре-драматизации активизируются музыкальные, актерские, режиссерские и литературные способности.

         Игра-драматизация «лесная школа» – это путешествие в лесную музыкальную школу, в которой ученики знакомятся с музыкальными инструментами и длительностями нот, узнают о роли дирижера в оркестре.

                 

СЛАЙД 13,14

       На уроке музыки каждый ученик выступает в роли художника. Слушая музыку, ребята рисуют картину (музыкальный образ). Хотела бы немного рассказать об этой форме работы. Поскольку я являюсь еще учителем изо, то ставлю всегда перед собой задачу  проводить параллели между этими предметами, видами искусств.

                  На самом первом уроке я говорю детям о том, что есть такое прекрасное явление в природе – радуга. Мы вспоминаем сколько в ней цветов. Какие это цвета. И тут же говорю о том, что в музыке то тоже 7 нот. Мы рисуем в альбоме радугу и каждому цвету даем характеристику, ориентируясь на ассоциации с образами природы.

СЛАЙД 15

Красный – ЯРКО, как яркие цветы

Оранжевый – сочно, как брызги апельсина

Желтый – светло, как солнышко

Зеленый – спокойно, как образ природы, связанный с листвой, зеленой полянкой.

Голубой – нежно, как голубое небо.

Синий – серьезно, как синее взволнованное море.

Фиолетовый – грозно, как темный ночной лес. Это образы, которые нас пугают, устрашают.

СЛАЙД 16

Фото с радугой у детей

         Очень нравится  ребятам игра на различные сказки, например «теремок», «репка». Проводится игра при знакомстве с народными детскими музыкальными инструментами. Сначала ребята пересказывают русскую народную сказку «теремок», затем обсуждают музыкальные образы каждого персонажа, выбирают детские музыкальные инструменты. Рассказчиком выступаю либо я, либо дети.

ВИДЕОФРАГМЕНТ «ТЕРЕМОК»

     Игра-драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности. Во-первых, драматизация мало утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их воображение, эмоции и интеллект, развивает музыкальные и художественные способности; в-третьих, помогает моделировать урок музыки в игровой (театрализованной) форме. В результате усвоение знаний о музыке происходит на подсознательном уровне.

В своей работе я также использую программу СМАРТ. Эта программа позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его очень интересным.

СЛАЙД 17,18,19,20

В первом слайде использована функция «Конструктор занятий». Был выбран объект (сундучок). Все остальные предметы были распределены на 2 группы «принять» и «отклонить». Правильные ответы  ( из группы «принять») исчезают в сундучке, остальные отскакивают. Также применена функция «звук». Нажимая на сундучок, звучит голос преподавателя с заданием.

Во втором слайде нужно распределить инструменты по группам.

В третьем слайде использован прием «рояль в кустах». Задание на определение музыкального тембра. Ребятам предлагается прослушать фрагмент произведения, а потом занести произведение в нужный столбик. Использована функция «звук».

В четвертом слайде нужно угадать слово и переместить буквы, чтобы получилось название инструмента.

СЛАЙД 21

Игры, позволяющие формировать коммуникативные УУД

          Большое значение в работе по формированию у младших школьников коммуникативной компетенции играет вокально-хоровая работа. Для решения данной задачи, на своих уроках можно применять различные составляющие музыкальной терапии, такие как вокальные упражнения, игры, попевки, упражнения на развитие дыхания, скороговорки, и музыкально – двигательные упражнения.

         При знакомстве с музыкальными и шумовыми звуками, провожу на уроках такие игры, как«что шумит, кто звучит?». Эти игровые задания развивают представление школьников о мире звуков вокруг них, учат различать музыкальные и шумовые звуки. Используются карточки с изображением различных предметов, способных издавать какие-либо звуки. Школьники называют предмет или объект, изображённый на карточке, и озвучивает его своим голосом, при этом определяя, какой звук звучит, музыкальный или шумовой.

         Пение – это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Но дети младшего школьного возраста не всегда могут сразу правильно произнести услышанное ими слово и тем более пропеть его под музыку. Для развития артикуляционного аппарата и единого формирования гласных звуков у детей я применяю различные упражнения, например:

«страшная сказка» (по фонопедической методике В.В.Емельянова). Предлагается произнести гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И так, словно ты находишься в ночном лесу или заколдованном месте и слышишь их там. Очень важно выполнять всё эмоционально.

«Злая кошка». Мимикой и жестами показать поведение «злой» кошки озвучивая её поведение соответствующими звуками: К, Г, Ж, Ш. Каждый звук надо произнести не менее 4 раз. При этом хорошо сочетать звуки с движениями пальцев рук. Можно сжимать и разжимать пальчики на руках имитируя «коготки у кошки».

«Узнай песню по ритму». Учитель (или ученик) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в классе. Учащиеся по ритму определяют, какая песня задумана.

        Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играет танцевально-двигательная терапия. Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса. Для этого я применяю песенки с движениями, песни-игры. Например  «У жирафа», «Зверобика», «Танцуем сидя», «Фиксики».

СЛАЙД 22

ВИДЕО ФРАГМЕНТ

Игры, формирующие личностные УУД

СЛАЙД 23

        Личностные УУД обеспечивают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор. Исходя из этих определений, существует формула сформированности личностных УУД для обучающегося: «Я осознаю себя как личность; умею себя оценить; понимаю важность ценностей: Россия, Родина, семья». Формированию этих качеств подчинен весь урок и каждый его элемент в отдельности. Например, знакомясь с оперой, предлагается детям попробовать себя в роли главного художника, декоратора, режиссера, либо актеров.

        После анализа музыкальных характеров персонажей оперы дети создают эскизы афиши, программы к спектаклю, костюмы и декорации к сценам.

СЛАЙД 24

          В процессе у ребенка начинает складываться представление о создании сочинения и восприятия крупных оперно-драматических полотен, уважение к труду множества людей, участвовавших в создании оперы или балета.

           Воспитанию личности способствуют детский фольклор: скороговорки, заклички, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, в которых отражена житейская мудрость, жизнь и традиции русского народа. На Масленицу – играем в масленичные игры, поем частушки и прибаутки. Ну и конечно народные песни и песни-игры.

           Все предложенные игровые приемы в основном применимы в работе с учащимися начальной школы. Но интерес к уроку падает как раз у учащихся среднего звена – 5-8 классы. Поэтому необходимо разнообразить урок игровыми приемами и для этого возраста учеников. Прекрасно вписываются в урок музыки приемы технологии развития критического мышления.

СЛАЙД 25

         Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Это очень актуально, когда сейчас внедряя ФГОС, мы должны научить ребенка учиться. Вот те игры и приемы, которые можно успешно применять на уроках музыки.

СЛАЙД 26,27,28,29,30,31

«Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
      В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

«Мозговая атака». Используется с целью активизации имеющихся знаний на этапе формулирования темы урока или целей, задач урока. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме. Далее – обмен информацией, выделение из множества предложений, наиболее подходящих. Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе дискуссии предлагаются различные названия тем. Детям предлагается записать ту, которая больше нравится.

      «Корзина». При объяснении нового материала использую готовые карточки-термины, которые ребята находят в общей стопке и выбирают те, которые характерны для определенной темы. Карточки-термины могут быть любого содержания, например: «словарь эмоционального характера».

СЛАЙД 32

«Синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала:         СЛАЙД 33

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Синквейн  может предлагаться, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. СЛАЙД 33,34

 «Ключевые термины». Учитель выбирает 4-5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины или сформулировать тему урока. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

        В результате изучения музыки и использование на уроках игровых форм общего образования обучающийся сможет  реализовывать свой творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности и достигать личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении данного предмета.

СЛАЙД 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования

 Презентация подготовлена с целью наглядного представления выпускной квалификационной работы (ВКР) по курсу обучения «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования

Роль универсальных учебных действий  в системе современного общего среднего образования.  Материалы выпускной квлификационной работы (презентация, пояснительная записка)...

«Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования»

Новые образовательные стандарты – это основополагающий пункт образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом РФ Д.А.Медведевым.ФГОС – это общественный договор семьи, государств...

роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

определение понятия функции УУД, связь УУД с содержанием учебных предметов, критерии сформированности, роль учителя в формировании УУД...

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не стру...

Статья «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования»

Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе           современного общего среднего образования»«Федеральный государственный образовательный станда...

«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...