Организация работы вокального кружка «Веснушки»
учебно-методический материал по музыке (3 класс)

Организация работы вокального кружка «Веснушки» на базе группы продленного дня 3 «Б» класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_e.m._zhdanovich_vesnushki.doc386.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 Калининского района

Санкт-Петербурга

Методическая работа: Организация работы вокального кружка «Веснушки»

 на базе группы продленного дня 3 «Б» класса

        

Выполнила: Жданович Елена Михайловна, воспитатель  ГПД

 3 «Б» класса

Санкт-Петербург

        2019        

Содержание

Введение

3

Глава 1. Характеристика понятий «образование», «воспитание», «модернизация», «качество образования», «внеурочная деятельность»

5

Глава 2. Музыкально-эстетическое воспитание младшего школьника

7

Глава 3. Деятельность вокального кружка «Веснушки»

9

3.1. Принципы организации деятельности кружка

9

3.2. Направления деятельности кружка

3.3. Репертуарный план

9

10

Заключение

Приложение

12

13

Список литературы

        15

Введение

«Первый народ тот, у которого лучшие школы; если он не первый сегодня, то будет первым завтра» эта истина была известна уже в XIX веке.

В настоящее время правительством РФ поставлена задача модернизации отечественной системы образования, которая должна будет обеспечить инновационный прорыв страны в будущее.  С 1 сентября 2011 года  все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Одной из ключевых тенденций в деятельности учреждений образования становится  совершенствование внеурочной деятельности. Изучение материалов ФГОСа позволяют сделать вывод, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, формирует их учебную мотивацию. В рамках нового стандарта происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, адаптационную поддержку на протяжении всего периода обучения.

Многие отечественные социологи, педагоги и деятели искусства говорят о возросшей ценности гуманитарной культуры в наши дни, о необходимости создания условий для реализации творческих сил школьников. Особенно возросло значение аудиовизуальных средств воздействия искусства, в частности музыки, проникающей во все другие художественные структуры. По верному наблюдению французского теоретика искусства И.Тэна, интеллектуальная перегруженность, активный  образ жизни нашего времени требуют от искусства неожиданных и сильных ощущений, новых эффектов колорита; звуков, которые должны потрясти, задеть за живое или позабавить».

Музыка не только определяет направление и характер художественных потребностей человека, но и становится значимым символическим началом межличностного общения, способствуя становлению групповых отношений.

В данном контексте стоит рассматривать организацию деятельности вокального кружка, в частности на базе группы продленного дня. Высшее и специальное музыкальное образование, 39-летний стаж работы в детской школе искусств позволили мне профессионально подойти к организации деятельности детского вокального коллектива.

Таким образом, актуальность заявленной темы данной исследовательской работы очевидна.

Целью данной работы является анализ и описание опыта организации вокального кружка на базе группы продленного дня, а также процесса его функционирования.

Перед началом работы передо мной стояли следующие задачи:

- изучение литературы по заданной теме;

-анализ и описание двухгодичного опыта работы над созданием и организацией деятельности кружка;

- выявление и анализ музыкальных предпочтений младшего школьника;

- выявление непосредственных связей между проблемами модернизации, качества образования и организацией внеурочной деятельности младшего школьника;

- определение условий повышения эффективности деятельности вокального кружка.

Для решения поставленных задач я применяла различные методы:

- анкетирование, т.е. социологический опрос родителей и детей для получения информации о степени удовлетворенности деятельностью кружка;

-беседы со школьниками и их родителями;

- наблюдение за участниками кружка;

- сравнение полученных данных.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы и выводы, представленные в ней, могут быть использованы школьным сообществом для повышения качества и оптимизации внеурочной деятельности младшего школьника, а также информирования родительской общественности об особенностях гуманитарного образования детей.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, отражающих предмет исследования.

Глава 1

          За последнее десятилетие успешно происходит модернизация российского образования: принят федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года, внедрены государственные образовательные стандарты, открываются новые школы, которые оснащены в соответствии с современными требованиями.

Модернизация - это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.  http://investments.academic.ru/

Целью модернизации является создание механизма устойчивого развития системы образования, а также повышение качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В работе использованы следующие понятия, значение которых раскрывает Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации»:

- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

         - федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/

        Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки  классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации внеурочной деятельности, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

         «Внеурочная деятельность» в материалах ФГОС  рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Также реализует основные ценностные ориентиры:  гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности,  патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. http://socialnauki.ru/?p=900

         Был поднят вопрос о качестве образования - комплексной характеристике образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/

Для непосредственного его повышения правительство поставило определённые задачи, среди которых рационализация внеурочной деятельности школьников, которая подразумевает  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Глава 2

В материалах сопровождения ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования и т.д.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного развития школьника является музыкально-эстетическое воспитание.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Формирование эстетической культуры ребёнка нельзя представить без эмоций, переживаний, которые дает музыка и песенное творчество  https://moluch.ru/archive/23/2394/

Музыкальное воспитание можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания  https://moluch.ru/archive/23/2394/

Абсолютная ценность музыкального воспитания состоит в том, что его процесс психологи связывают с рефлекторной деятельностью мозга. «Все проявления жизнедеятельности человека осуществляются рефлекторно. Рефлекторно осуществляется и музыкальная деятельность человека, его творчество, исполнительство». Специалисты представляет схему дуги рефлекторной деятельности, осуществляющей пение, следующим образом: «… восприятие звукораздражителей, анализ и синтез их в слуховом анализаторе… и, наконец, двигательные реакции голосового аппарата, осложнённые сопутствующим двигательно-вегетативным аккомпанементом».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. «Музыка близка эмоциональной культуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания». Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Такими целями являются; приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показывать богатый мир чувств человека, возникших, под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств»

Таким образом, процесс музыкально-эстетического воспитания детей протекает при тесном сочетании формирования певческого аппарата, развития музыкального образования и формирования эстетической культуры личности ребенка. Первое подразумевает владение основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция, вокальное интонирование). Второе и третье – формирование творческих способностей, художественно-эстетической культуры в целом.  Цыпляева А. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 134-137. — URL https://moluch.ru/archive/23/2394/ 

Глава 3

        

           Музыкально-эстетическое воспитание детей в коллективе 3 «Б» класса реализуется, в том числе, через деятельность вокального кружка «Веснушки». При организации работы кружка опираемся на следующие ориентиры:

- приоритетные направления деятельности школы;

- запросы родителей;

- интересы и склонности педагога и воспитателя;

- интересы и способности  учащихся

         В соответствии с обозначенными ориентирами можно выделить принципы организации деятельности вокального кружка:

-  опора деятельности – ценности нравственно-эстетического воспитания;

- соответствие содержания деятельности кружка, песенного репертуара возрастным особенностям младшего школьника;

- осуществление свободного выбора учащихся на основе их личных интересов и склонностей;

- «союз» урочной и внеурочной деятельности, в том числе в творческой форме.

      Вокальный кружок «Веснушки» на базе 3 «Б» класса был создан с начала формирования данного классного коллектива в сентябре 2018 года в составе школы-новостройки.

     Целью его деятельности является осуществление музыкально-эстетического воспитания, формирование и развитие музыкально-творческого потенциала младшего школьника посредством хорового пения.

     В ходе организации деятельности кружка решались следующие задачи:

- подготовка детей к восприятию музыки, расширение музыкального кругозора, приобщение к песенному и музыкальному наследию;

- развитие эмоционально-творческого начала личности ребенка посредством интеграции искусств;

- развитие памяти, внимания, слуха, чувства ритма,  чувствительности, эмоциональной отзывчивости  ребенка;

- развитие музыкального вкуса и музыкальных предпочтений школьника;

- воспитание патриотизма через песенный репертуар;

- личностное и социальное развитие младшего школьника;

- воспитание культуры публичных выступлений;

- воспитание ответственности друг перед другом за результат деятельности;

 - сплочение классного коллектива в процессе организации работы вокального кружка.

В самом начале организации кружка была проведена индивидуальная работа по выявлению интересов, способностей, талантов обучающихся классного коллектива, их мониторингу; началась работа с солистами, складывался музыкально - песенный репертуар кружка посредством общественного обсуждения с детьми. Концертно-исполнительская деятельность началась с выступлений на классных мероприятиях, в том числе тематических (Дни именинников, Праздник осени, новогодняя елка, Праздник девочек, Праздник мальчиков, тематические классные часы); с творческих отчетов перед родителями класса. На занятиях кружка стала проводить музыкальные викторины, тематические вечера знакомства с творчеством известных композиторов – песенников,  ставить музыкальные сказки, слушать популярную классическую музыку.

Выступления кружка вышли за рамки класса. В настоящий момент кружок имеет опыт выступлений на школьных мероприятиях и творческих конкурсах, встречах с ветеранами-блокадниками, мероприятиях Калининского района города Санкт-Петербурга. Интересной формой деятельности вокального кружка стало участие в шефской работе с обучающимися 1-го класса, когда учащиеся класса показывали музыкальные сказки для первоклассников. Складывается   песенный репертуар, посвященный календарным праздникам:  

        

Сроки, даты

Мероприятия

Репертуар

Октябрь

Школьный конкурс «Про все на свете», посвященный 100-летию со дня рождения Б. Заходера

День учителя - школьный  концерт

Городской конкурс «Разукрасим мир стихами»

«Осенины» – праздник Прощания с осенью

Музыкальная инсценировка «Помидор»

 О. Голованов, А. Ермолов «Учителя»

 Р.Рождественский «Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя» (Э. Шеина)

Выступление Максимовой К., Никишиной Т., Шеиной Э.

Музыкальная инсценировка «Завейся, капустка»

Русская народная песня «Во поле березонька стояла»

Ноябрь

Концерт, посвященный Дню матери

Открытие школьной  конференции по защите исследовательских и проектных работ «Наследники Ломоносова»

 И. Михайлов «Мама, без ума тебя люблю я…»

Выступление на мотив песни «А, ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер»

Декабрь

Новогодняя сказка для начальных классов

Новогодняя елка для 3-4- классов

Участие в музыкальной сказке «Мороз Иванович»

Н. Соловьев, Г.Струве «Новогодний хоровод»

        

Январь

 День снятие блокады г. Ленинграда (27 января): встреча с блокадниками

В. Аксенов, П.Синявский «Ах, эти тучи в голубом…»

Февраль

День защитника Отечества: смотр строя и песни

Праздник «Масленица»

Е. Плотникова «Кино идет, воюет взвод…»

Обрядовые песни

Март

Праздник для мам

Ж. Колмогорова «Мама» (Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих…)

Апрель

День космонавтики 12 апреля

Творческая мастерская «Пасха»

Ю. Чичков, П. Синявский «Наш веселый экипаж»

Е. Матвиенко Пасхальная весна

Май

День Победы-концерт

Заключительная линейка для начальной школы

М. Исаковский, М. Блантер «Огонек»

С. Богомазов, Д. Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы»

Заключение

В ходе методической работы решались следующие задачи:

-изучалась литература по заданной теме;

-анализировался и описывался двухгодичного опыта работы над созданием и организацией деятельности кружка;

- выявлялись музыкальные предпочтения младшего школьника;

-выявлялись непосредственные связи между проблемами модернизации, качеством образования и организацией внеурочной деятельности младшего школьника;

- определялись условия повышения эффективности деятельности вокального кружка.

Работа может быть использована для привлечения внимания школьной общественности к необходимости создавать условия для организации внеурочной деятельности младших школьников, качественного проведения их досуга, организации работы по интересам. Роль музыкально-эстетического воспитания повышается, так как направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка.

Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.Л.Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно»   https://moluch.ru/archive/23/2394

В данном контексте организация деятельности вокального кружка на базе ГПД в школе имеет большие возможности для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения хоровой музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки, а чувства человека.  Представление о песенном, хоровом творчестве как о целостном искусстве, в котором заложена ценность отечественной культуры,  дает младшему школьнику возможность познавать мир, постигать глубины национального искусства,  развивать духовно-нравственную культуру в целом.

Приложение

Фотогалерея

        

        

        Список литературы

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция от 03.08.2018 http://dokumenty24.ru/

 2. Цыпляева А. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста          // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 134-137. — URL          https://moluch.ru/archive/23/2394/ 

3. Е. Евладова, дпн, Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС общего образования http://socialnauki.ru/?p=900

4.  https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/2/

5.  http://investments.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы вокального кружка "Музыкальная капель"

Программа направлена на индивидуально-личностное развитие детей, их  интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности вокального искусства....

Программа вокального кружка "Жаворонок"

Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....

Рабочая программа вокального кружка 1 класс

Рабочая программа вокального кружка 1 класс...

Тематическое планирование вокального кружка

Тематическое планирование с пояснительной запиской внеурочной деятельности учащихся 3-го класса вокального кружка....

программа вокального кружка "Весёлые нотки"

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...

Работа с одаренными детьми на занятиях в вокальном кружке.

Три критерия оценки музыкальных способностей и одаренности.Понятие «одаренность».Подбор репертуара. Задачи вокальной группы....

Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"

Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...