Урок музыки "Великий колокольный звон". 3 класс.
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Соломенцева Лариса Алексеевна

Урок музыки "Великий колокольный звон".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок33.61 КБ
Файл самоанализ урока23.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе по теме:

«Великий колокольный звон»

Предмет

музыка

Класс

3 класс

Автор УМК, учебник

по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Тема урока

«Великий колокольный звон»

Тип урока

Урок открытия новых знаний и обретения новых умений и навыков.

Тема раздела: О России петь, что стремиться в храм.

Цель: знакомство с колоколом, видами колокольных звонов, определить их значимость в русской культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о колоколе, колокольном звоне и его значении в жизни людей, в произведениях композиторов;
  • познакомить с устройством колокола и профессией звонаря;
  • познакомить с видами колокольного звона.

Развивающие:

  • развитие творческого мышления, развитие ритмических, слуховых, вокально-хоровых, игровых навыков;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитательные: 

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и традициям своего народа;
  • воспитание уважения к шедеврам культуры.

Планируемый результат универсальных учебных действий (УУД):

регулятивные: развивать умение слушать, осмысливать, сравнивать, анализировать полученную информацию;

познавательные: познакомиться с колоколом, видами колокольного звона;

коммуникативные: способствовать умению формировать и высказывать свою точку зрения, участвовать в работе и диалоге с одноклассниками;

личностные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своей страны, чувство гордости и сопричастности.

Основные понятия: колокол, колокольный звон, звонарь, набат, благовест, трезвон, перезвон.

Используемый материал:

музыкальный:

  • Праздничный трезвон (Ростовские звоны);
  • М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
  • С. Рахманинов 4 часть фортепианной сюиты №1 для двух фортепиано «Светлый праздник»;
  • П. Чайковский Увертюра «1812 год»;
  • Русская народная игра «Во городе царевна».
  • Русская народная песня «Вечерний звон»;
  • Е. Крылатов  песня «Колокола»;

Иллюстрационный:

  • Репродукция картины А. Александровского «Колокола Спаса»;
  • Репродукция картины  К. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча».
  • репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».

Видеоряд:

  • Отрывок из научного фильма программы «Галилео» «Бить в набат».

Оборудование: компьютер, фортепиано, телевизор, музыкальный центр, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, музыкальные инструменты, презентация, портреты композиторов М. Мусоргского, С. Рахманинова, П. Чайковского.

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, игровой, анализ.

Ход урока:

  1. Мотивационный этап. (Интрига с целью концентрации внимания, включения в деятельность.)
  • (Дети входят в класс под Праздничный трезвон (Ростовские звоны);

Музыкальное приветствие.

Учитель: Какой не совсем привычный звук вы услышали? Да, это – колокол, колокольный звон. А кто может сказать, это праздничные и радостные звуки или тревожные?

Ученики: Праздничные!

Учитель: Совершенно верно, так колокола возвещали о торжестве в честь победы, в честь праздника.  Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов. Узнаем, что есть особенная профессия -  звонарь. Узнаем, как давно существует колокол, и какое значение он имеет в жизни людей и в жизни нашей Родины.

Вот как можно колокольным звоном приветствовать победителей.

(Отрывок из увертюры «!812» П. Чайковского)

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществления первого пробного действия.

(Слайд 1.  Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон»)

Учитель: Сейчас мы перенесемся в российскую глубинку и под  песню «Вечерний звон» исполним свой колокольный звон. В песне «Вечерний звон» мы услышим,  как можно голосом подражать звучанию колокола. Попробуем и мы изобразить разные по тембру колокола.

Разделимся на две группы: с большими и маленькими колокольчиками. На слова «бом, бом» поочередно звоним, попадая в ритм. Постарайтесь не спешить и не отставать, уловить правильное настроение.

(исполнение, первые попытки)

  1. Выявление затруднения: в чём сложность нового материала, что именно создаёт проблему, поиск противоречия.

Учитель: Все ли получилось? А как вы думаете, что нужно, чтобы получилось, как у настоящих музыкантов? Какими качествами и умениями вы должны обладать?

(Ученики пытаются дать ответ)

  1. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Учитель: Для того, чтобы звонить в колокола, нужно обладать: (дети помогают, пытаются найти правильные ответы) чувством ритма, музыкальностью. Должны ли быть знания об основных средствах музыки: динамике, темпе, характере, регистрах? Конечно. Человек, который звонит в колокола, должен знать музыкальную грамоту. А профессия называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны.

(Слайд 2. Отрывок из научного фильма программы «Галилео» «Бить в набат».)

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

Учитель: Колокола появились на Руси еще в 9 веке и стали символом единения, «голосом» и символом нашей Родины. А в 15 веке отлили первый русский колокол. В 1773 – 1735 годах русские мастера отец и сын Иван и Михаил Моторины вылили колокол с использованием старого и нового металла на Пушечном дворе. Для этого была вырыта яма 10 метров глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, все пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали и утрамбовали землей. Он превзошел по красоте и качеству звона все западные образцы!

 Ни одно событие в Древней Руси не проходило без колокола.

Звучит:  М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» отрывок, как фон.

(Слайд 3, 4. Репродукция картины  К. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» . Репродукция картины А. Александровского «Колокола Спаса)

Колокол называют молитвой в звуке. Колокольным звоном звали на службу в храм, собирали людей, встречали и провожали воинов, указывали дорогу путнику. Колокола в старые добрые времена исполняли роль вестника, как люди. Наверное, поэтому и части колокола имеют человеческие названия. У колокола есть уши, плечи, язык, голова, корона, поясок и талия, губа, язык, заплечики…

(Слайд 5. Строение колокола.)

Колокола имеют свой «дом». В народе с любовью относились к колоколам и стали строить для них колокольни, которые поднимались выше остальных домов, чтобы лучше слышно было. А еще стали строить специальные помещения – звонницы. Чем отличается звонница от колокольни?

(Слайд 6.)

А где находится самая главная колокольня нашей страны? Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.

(Слайд 6, 7)

Как называется самый большой колокол? Царь-колокол.

А для того, чтобы узнать, о чем возвещает колокол, было установлено специально изданным указом, как звонить.

Существуют разные виды колокольного звона:

Набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне.

Благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол)

Трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста).

Перезвон - во все колокола, но по очереди – символ печали.

Красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).

  1. Первичное закрепление нового знания.

Как же можно запомнить звоны?  Ведь их так много! Для этого звонари придумывали разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Попробуем.

(Дети повторяют ритм с колокольчиками)

«Пеки блин, дров нет»;

«А мы знаем, да не скажем»;

«Около кола бьют в колокОла»

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Учитель: А сейчас предлагаю встать в круг и поиграть в русскую народную игру «Царевна».

 (Дети с учителем играют в игру и используют колокольчик, выбирая ритм самостоятельно)

  1. Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Учитель: Солнечно и радостно на душе, когда приходит праздник. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов много лет прожил далеко от России, в Америке, но душой, сердцем  и музыкой своей всегда поддерживал любовь к Родине. И колокольный звон ему тоже нравился. Вот, что хотел Сергей Васильевич рассказать нам о своей радости и светлом празднике. Мы послушаем сейчас, как композитор изобразил своей музыкой ликование, праздничное настроение, колокольный звон. Слушаем  С. Рахманинова, которое так и называется «Светлый праздник», а вы мне потом расскажете, какой инструмент в этот раз был «вестником» торжества, какой инструмент исполнил роль колоколов.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес,
Христос Воскрес, Христос Воскрес...

 (Дети отвечают на вопрос - фортепиано)

Учитель: Это была имитация звона. Имитировать - значит подражать.

Итак повторим: (Повторение и закрепление основной информации кратко).

Учитель: Ну, а сейчас пришло время вспомнить и нашу песню о колоколах из фильма «Приключения Электроника».

(Дети исполняют песню «Колокола» Е. Крылатова  и Ю. Энтина, разученную уроком ранее.)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 3-Б классе.

1.Характеристика класса.

В 3-Б классе 15 учеников. Класс очень дружный и творческий. Дети с легкостью откликаются на  задания, направленные на получение нового опыта (повторить ритм, используя колокольчики). В работе в группах, ребята помогают друг другу, поддерживают «зевак». В классе все ребята поют, любят участвовать в школьных концертах и спектаклях.

2.Место урока в изучаемой теме.

Урок по теме «Колокольный звон», проходит после продолжения знакомства с Кантатой «Александр Невский» С. Прокофьева и параллельно с одноименным фильмом С. Эйзенштейна и разучиванием песни «Колокола» Е. Крылатова и Ю. Энтина.

Тема патриотизма продолжается и на последующем уроке, где класс знакомится с культурой древнерусского знаменного распева, кантами и стихирами, русскими святыми.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Тип урока: урок открытия новых знаний и обретения новых умений и навыков.

Цель: знакомство с колоколом, видами колокольных звонов, определить их значимость в русской культуре.

Образовательные:

  • сформировать знания о колоколе, колокольном звоне и его значении в жизни людей, в произведениях композиторов;
  • познакомить с устройством колокола и профессией звонаря;
  • познакомить с видами колокольного звона.

Развивающие:

  • развитие творческого мышления, развитие ритмических, слуховых, вокально-хоровых, игровых навыков;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитательные: 

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и традициям своего народа;
  • воспитание уважения к шедеврам культуры.

4.Характеристика плана урока.

             Данный урок соответствует общей теме полугодия «О России петь, что стремиться в храм».

Тема урока взята гораздо уже: колокольный звон и традиции, колокольное звучание в музыке.

Выбор темы урока так же определялся требованием общества: патриотическое воспитание и развитие духовно-нравственной  стороны личности ребенка.

Отбор содержания зависел от целей и задач обучения, от возрастных особенностей школьников.

В самом начале урока необходимо было создать одухотворенную интригующую  атмосферу, поэтому я использовала перезвон.

Для установления контакта учителя и детей необходимо было общение, создание ситуации успеха, поэтому детям был предложен игровой метод,

Беседа была построена на общих знаниях о колоколах. Ребята узнали о легенде появления колоколов, размышляли от чего зависит звук колокола, узнали интересные факты о звонарях.

Учебный материал включает в себя:

  • рассказ учителя о традиции колокольного звона;
  • музыкальный материал:  традиция колокольных звонов на Руси;
  • видеоматериал: отрывки из фильма программы «Галилео» «Бить в набат»;
  • пение за учителем («за следом»), движение (разминка), запоминание текста (быстрая коллективная память) в игре «Царевна»;
  • новый материал о строении колокола, о видах колокольного звона, о профессии звонаря (слайды, видеоматериал из фильма «Бить в набат»);
  • знакомство с маленькими колокольчиками и практическое применение полученных знаний и умений в парах, группах, сольно;
  • диалог- опрос по новому материалу, по впечатлениям, эмоциональный отклик на полученную информацию;
  • пение нового материала (игра «Царевна») и выученного уроком ранее (песня «Колокола» Е. Крылатов – Ю. Энтин);

На уроке использованы методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный, демонстрационный (фильм и иллюстрации);
  • практический (ритмические упражнения с колокольчиками, игра, пение).

Приемы обучения:

  • рассказ учителя о роли колокольного звона в истории России;
  • информация о новом предмете знаний интригует учащихся и тут же предоставляется возможность поучаствовать;
  • расширение знаний происходит в игре и продолжении фильма;
  • слушание музыки – это новые впечатления, которые помогают услышать звук фортепиано по-новому (С. Рахманинов «Светлый праздник»);
  • новый опыт (игра на колокольчиках и народная игра «Царевна») позволяют рассматривать колокольчик, как музыкальный инструмент.

Формы организации познавательной деятельности.

  • индивидуальная, групповая и фронтальная
  • знакомство с новым материалом
  • игровая творческая деятельность
  • с помощью видеоряда, иллюстраций, наглядных пособий;
  • рассказ;
  • музицирование;
  • слушание и восприятие музыкальных фрагментов;
  • получение убеждения, что действительно музыка колоколов несет в себе неповторимую красоту, силу и духовность.

5. Структурный аспект самоанализа урока:

  • информация раскрывается с помощью рассказа учителя, иллюстраций, видеоматериала и дает новые знания;
  • музицирование и игровая деятельность – с помощью игры на колокольчиках, в пении, в игре позволяет попробовать свои силы, почувствовать свою причастность к искусству и истории, развить свои умения в звуковысотном и метроритмическом плане;
  • слушание знакомит с новыми композитороми и новыми произведениями, дает понимание преемственности родной культуры и классики, открывает новые эмоции.

6. Функциональный аспект:

  • цель урока достигнута, благодаря разнообразным методам и приемам, структуре урока.
  • цель урока полностью соответствует возможностям класса;
  • между учителем и учениками есть взаимопонимание, взаимоподдержка, что помогает активизировать весь класс;
  • учитель играет ведущую и определяющую роль в организации урока и учебных действий, в исполнении творческих заданий, в запоминании и освоении нового материала, в пении и музицировании;
  • контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся  на протяжении и в конце урока;
  • время на все этапы урока распределено рационально;
  • между ними лаконично вписалась ритмическая игра. Этот этап урока послужил так же физкультминуткой, что является элементом использования здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.

7. Аспект оценки конечного результата урока:

  • ученики освоили игру на колокольчиках, потренировались с новым ритмическим рисунком в группах и сольно.  Получили новые знания о русской традиции и видах колокольного звона, о строении колокола, о профессии звонаря.  Познакомились с новым композитором и новым классическим произведением.  Прикоснулись к устному народному творчеству и выучили новую русскую народную игру, получили возможность коллективного общения и совместного творчества, исполнили песню хором;
  • на уроке использовалось сочетание спокойной, драматической и торжественной музыки
  • цель урока достигнута благодаря переключению между видами деятельности учеников, методами и приемами подачи материала учителем;
  • учителю для достижения цели необходимо иметь навыки сольного и хорового народного пения a*capella (у меня огромный опыт концертной, телевизионной и педагогической деятельности);
  • учитель обязан проявить актерский талант для того, чтобы заинтересовать учеников темой (я использую прибаутки, сказки, поговорки);
  • учитель должен владеть медиаресурсами (я легко справляюсь и имею соответствующие заготовки видео и иллюстрационного материала);
  • учитель должен владеть инструментом (фортепиано – для меня это любимый инструмент);
  • учитель должен уметь держать дисциплину в классе для продуктивной работы коллектива (контакт с детьми налажен и они очень отзывчивы);
  • рефлексия урока доказывает, что ребята чувствовали себя комфортно, урок им понравился. И я тоже осталась довольна уроком, так как все поставленные цели и задачи урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 4 классе « Колокольные звоны».

Организовать  деятельность  по  изучению  русской  национальной    традиции  колокольных звонов.  Выявить особенности,  отличия.  Убедиться,...

Урок музыки в 4 классе «КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ РОССИИ».

Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов, творчеством русского композитора С.В. Рахманинова.Задачи: Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомит...

Конспект урока 2 класса по ОПК "Колокольный звон"

Урок  ОПК составлен по учебнику С.Т. Погорелова....

Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".

Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...

Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....