Как научить детей чисто петь?
методическая разработка по музыке

Боброва Елена Леонидовна

Полезные советы и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_detey_chisto_pet.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

КАК  

НАУЧИТЬ  ДЕТЕЙ

ЧИСТО ПЕТЬ

Автор:

учитель музыки,

педагог дополнительного образования

БОБРОВА Е.Л.

        Для маленького ребенка нужно постараться максимально превратить занятия в игру: так будет намного эффективнее. Психологический комфорт в таком процессе обеспечен, а он, как вы понимаете, необходим для заинтересованного и успешного продвижения. По поводу инструмента: мне кажется, что фортепиано наиболее удобно (все-таки звучание "живого" инструмента, а звук и педалью можно продлить по необходимости). Постоянно нужно заботиться об естественно-удобной позе ребенка во время пения, осанке. Следить, чтоб не было напряжения и зажатости губ: никаких «специальных» положений и артикуляции, все максимально естественно. Сразу следите за естественным дыханием (разбивайте мелодии заранее на короткие фразы, чтоб не попадало на середину слова и т.п.) И, понятно, всячески избегайте форсированного, громкого звука.

1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.

2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. Репертуар может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое количество интересных ребенку стихотворных текстов.

3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона.  На начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты. Запаситесь доступными сборниками сольфеджио для начинающих.

4. Пение с движением руки. Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах. Можно использовать

5. Пение с подключением зрительного ряда.  Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Так как в фольклорном материале «тоника» как таковая может отсутствовать, и могут меняться звуковые «опоры». Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.

6. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.
Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»… 
Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у малышей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.

        Да, и конечно, создавайте ежедневно, но ненадолго вокруг ребенка нужный музыкальный фон. Совсем не обязательно усаживать его для этого и заставлять слушать музыку: так, негромко, ненавязчиво, во время его игры, под «сказку на ночь»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)

Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость.  В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....

Статья "Как научить детей решать задачи"

Решение задач вызывает много трудностей у детей. В статье даются рекомендации как помощь ребёнку при решении задач....

Научить детей порядку..

Научить детей порядку..И заданья выполнять..Это ведь не физзарядка..Здесь всё нужно вспоминать..Всё что на уроке было..И успел сам записать..И теперь открыв учебник..Выучу чтоб было пять.....

Как научить детей читать бегло

упражнения для техники беглого чтения...