Как научить детей чисто петь?
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КАК
НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ
ЧИСТО ПЕТЬ
Автор:
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
БОБРОВА Е.Л.
Для маленького ребенка нужно постараться максимально превратить занятия в игру: так будет намного эффективнее. Психологический комфорт в таком процессе обеспечен, а он, как вы понимаете, необходим для заинтересованного и успешного продвижения. По поводу инструмента: мне кажется, что фортепиано наиболее удобно (все-таки звучание "живого" инструмента, а звук и педалью можно продлить по необходимости). Постоянно нужно заботиться об естественно-удобной позе ребенка во время пения, осанке. Следить, чтоб не было напряжения и зажатости губ: никаких «специальных» положений и артикуляции, все максимально естественно. Сразу следите за естественным дыханием (разбивайте мелодии заранее на короткие фразы, чтоб не попадало на середину слова и т.п.) И, понятно, всячески избегайте форсированного, громкого звука.
1. Концентрация внимания на отдельном звуке. Для того, чтобы ребенок точно повторил звук, нужно помочь ему сконцентрироваться. Вот примерный «сценарий»: «Закрой глаза и представь себе, как этот звук попадает в уши и начинает звучать внутри тебя. Не торопись, послушай, а затем представь, как ты его поешь. Только после этого попробуй спеть вслух».
В дальнейшем, это упражнение я применяю всякий раз, как только слышу неточную интонацию. А в группе оно мне помогает добиться воспроизведения точного унисона.
2. Выбор диапазона. Для начала важно найти наиболее удобный диапазон: пусть это будет даже один-два звука, которые ребенок в состоянии точно повторять. Не нужно стремиться сразу же этот диапазон расширять, важнее последовательно добиться того, чтоб именно в этом небольшом диапазоне ребенок почувствовал себя абсолютно уверенным, чисто спев, как минимум, десяток песенок. Репертуар может быть довольно разнообразным, если взять за основу фольклорный материал (песенки на одном-двух звуках) и подключить большое количество интересных ребенку стихотворных текстов.
3. Выбор репертуара и дальнейшее расширение диапазона. На начальном этапе обучения пению детский фольклорный песенный материал я считаю идеальным: максимально естественные интонации, сложившиеся веками. Возможность импровизировать, используя отработанные интонации, подключая разнообразные тексты. Запаситесь доступными сборниками сольфеджио для начинающих.
4. Пение с движением руки. Подключение движения руки, показывающей направление движения мелодии и протяженность звука, хорошо помогает в развитии певческой координации. Т.е. каждый звук песенки во время пения четко фиксируется положением руки и «протягивается», столько, сколько нужно ритмически. Только следите, чтоб ладошка, опущенная вниз, двигалась свободно, рука не была зажата. Используйте для начальной отработки этого приема песенки с минимальным диапазоном, начиная с одного-двух звуков, в разных темпах. Можно использовать
5. Пение с подключением зрительного ряда. Или пение «по лесенке». Одни педагоги используют традиционную «столбицу», другие - «лесенку» ступеней. Суть одна – подключение зрительного восприятия для осознания разницы высоты музыкальных звуков, соответственно развития координации и, в дальнейшем, осознания соподчинения звуков в ладу. Для самого начального этапа цифровое обозначение ступеней лучше не использовать. Так как в фольклорном материале «тоника» как таковая может отсутствовать, и могут меняться звуковые «опоры». Пение «по лесенке» можно использовать разнообразно: знакомую песенку поете и показываете Вы, поет и показывает ребенок. Вы только показываете, а ребенок поет «про себя» и угадывает (и наоборот!). Можно просто упражняться в сочетании звуков, отрабатывая поступенное движение, движение с пропуском ступеней и т.д.
6. Пение «про себя». Обязательно включите этот прием в процесс обучения, превратив в игру, напомнив ребенку бессмертную сказку: "Открывает Щука рот, а не слышно, что поёт..." Для начала, чтоб ребенок понял суть: хорошо знакомую песенку Вы беззвучно «поете», а ребенок угадывает ее по Вашей артикуляции. А затем, любую детскую песенку, которую она слушает в хорошей записи, просите ее петь БЕЗЗВУЧНО одновременно с исполнителем, так же артикулируя слова… Связки будут «безопасно» регулярно тренироваться, а именно это нам и нужно.
Так я поступаю на уроке, чтобы эффективно включить в певческий процесс плохо интонирующих детей в группе: естественно, убедив всех детей, что поручаю таким «рыбкам» «особо трудную роль»…
Далее, поиграйте в такую игру: "включаем и выключаем звук в телевизоре...". Например, ребенок поёт знакомую песенку, а Вы то "включаете" звук, то "выключаете", показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует у малышей так называемый "внутренний слух". Этот игровой прием примените после того, как чистая интонация на двух-трёхзвучных песенках будет достигнута.
Да, и конечно, создавайте ежедневно, но ненадолго вокруг ребенка нужный музыкальный фон. Совсем не обязательно усаживать его для этого и заставлять слушать музыку: так, негромко, ненавязчиво, во время его игры, под «сказку на ночь»…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)
Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/31/picture-4260.jpg)
Статья "Как научить детей решать задачи"
Решение задач вызывает много трудностей у детей. В статье даются рекомендации как помощь ребёнку при решении задач....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-129671-1350931332.jpg)
Научить детей порядку..
Научить детей порядку..И заданья выполнять..Это ведь не физзарядка..Здесь всё нужно вспоминать..Всё что на уроке было..И успел сам записать..И теперь открыв учебник..Выучу чтоб было пять.....