Путешествие "В мире музыкальных инструментов".
методическая разработка по музыке (3, 4 класс)

Цель:

      Познакомить детей с названиями музыкальных инструментов.

     Задачи:

      Формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства.

       Через систему творческих заданий развивать музыкальные способности.

     Воспитывать музыкальный вкус на примере художественных и музыкальных  произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_v_mire_muzykalnyh_instrumentov.docx520.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

http://kurskonb.ru/virt/istormus/files/assets/common/page-substrates/page0006.jpg

Подготовила учитель

Лаптева Л.А.

Ход мероприятия.

     Цель:

      Познакомить детей с названиями музыкальных инструментов.

     Задачи:

      Формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства.

       Через систему творческих заданий развивать музыкальные способности.

     Воспитывать музыкальный вкус на примере художественных и музыкальных         произведений

Звучит детская песенка о музыкальных инструментах (видеоролик).

Мероприятие сопровождается презентацией

Учитель: Голос – это самый тонкий СЛАЙД 1

Музыкальный инструмент,

Самый сложный, самый звонкий,

Ярче самых ярких лент!

Он и хрупкий, словно волос,

Он и сильный, как тайфун,

Сам в себе имеет голос

Миллион незримых струн!

В нем так много разных клавиш,

Молоточков и колков,

Что себе и не представишь,

До скончания веков!

От природы у кого-то

Он волшебный, золотой,

Но тяжелая работа –

Ведать этой красотой.

Тема мероприятия: «В мире музыкальных инструментов».

Учитель знакомит и закрепляет с детьми музыкальные инструменты.

Портрет неизвестной. Слайд 2

«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане».

Что такое музыкальный инструмент? СЛАЙД 3

Название «инструмент» происходит из латинского языка и означает «средство» для создания музыки. Звук производит струна. У струнных инструментов есть гриф, на котором пальцами меняют длину струны. Некоторые инструменты, например орган, могут дополнительно производить множество различных звуков.

С каких времён существуют музыкальные инструменты? Слайд 4.

Первые музыкальные инструменты появились почти одновременно с человеком, возможно в Египте, Центральной Азии и Китае. Это были трещотки- подвески, цепочки из створок ракушек, звуками которых сопровождались движения человека во время танцев. Со временем они создали ударные инструменты, такие как барабаны и ксиолофоны, флейты и духовые инструменты из тростника.

С давних времён и до наших дней музыкальные инструменты делятся на три группы: СЛАЙД 5

Ударные инструменты.

Духовые инструменты.

Духовые инструменты.

Щипковые инструменты- тонкий звук. СЛАЙД 6

Струны щипковых инструментов приводятся в колебание посредством щипка. У щипковых инструментов колебания струн слабее, чем у смычковых. Это гитара,  мандолина, цитра, балалайка, домра, арфа, лютня.  

Балалайка. СЛАЙД 7

В селе популярным инструментом была балалайка. Балалайка была почти в каждом доме. Игра на балалайке была очень занимательной, а мелодия получалась очень интересной. Эти лёгкие, весёлые, бренчливые и лёгкие забавные звуки помогали нашим предкам забыть о всей тяжести жизни. Часто балалайка, через игру передавала всю суть самой жизни. Даже теперь, услышав балалайку, мы с лёгкостью можем посмотреть на историю своего народа. Сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка – это самый узнаваемый во всём мире русский народный музыкальный инструмент.

Гитара. СЛАЙД 8

Возможно, привезённая в Испанию арабами, утвердилась в Европе во второй половине XIV в. В XVII в. она приобрела особое значение, так как играть на ней было намного легче, чем на модной в то время лютне. С тех пор её очарование не потускнело, и она остается излюбленным переносным аккомпанирующим инструментом.

Тайна скрипки. СЛАЙД 9

Самым известным и выразительным из всех струнных инструментов является скрипка. На струнах скрипки играют с помощью смычка, на который натянут конский волос.

     Альт СЛАЙД 10

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Контрабас СЛАЙД 11

Самый крупный струнный инструмент с самым низким голосом. Возник в XVI в. Для упрощения исполнительской техники много экспериментировали с размерами и количеством струн этого инструмента. В XX в. контрабас стал очень популярным инструментом, поскольку часто использовался в джазе.

Духовые музыкальные инструменты. СЛАЙД 12

Духовой инструмент занимает важное место в культуре всех народов. Практически каждый народ имел собственный музыкальный инструмент этого типа.  

     Духовые инструменты относятся к семейству музыкальных, у которых источником звука является воздушный столб. Кстати, этим объясняется и само название инструментов: слово «дух» используется в значении «воздух». Чтобы духовой инструмент «заговорил», необходимо вдувать в него струю воздуха.

Дудочка. СЛАЙД 13

Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Для изготовления используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину. Дудки высверливались, выжигались, выкручивались вручную.

Клавишные инструменты- всемогущие. СЛАЙД 14

Инструменты названы клавишными благодаря клавишам, образующим клавиатуру. У фортепьяно, органа, клавесина и аккордеона она состоит для каждой октавы  из семи белых и пяти черных клавиш. Преимущество- можно играть одновременно столько звуков, сколько клавиш можно достать пальцами.

Аккордеон СЛАЙД 15

Это клавишно –духовой музыкальный инструмент, имеющий две клавиатуры: кнопочную - для левой руки, клавишную, фортепианного типа, - для правой.

     Аккордеон по своему виду напоминает баян, по техническому устройству относится к гармони, клавишами близок к фортепиано, способностью переключать регистры напоминает орган.

    Гармошка СЛАЙД 16

 Без этого инструмента и его разновидностей -  баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно было раньше представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе...

     Гармоника - родственница самого  величественного музыкального инструмента - органа, а ещё больше – фисгармонии. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия - двухрядка, трехрядка).

     В каждом селе был свой гармонист. Понятия "гармошка", "гармонист" приобрели качества исконных фольклорных, народ их опоэтизировал в стихах и песнях.

Его величество орган. СЛАЙД 17

  •   Он мудр, одинок и скрытен…;
  •   Мудр, потому что впитал в себя культуру тысячелетий;
  •   Одинок, потому что его не с чем сравнить;
  •   Скрытен, потому что его нельзя увидеть;
  •   Его можно только слышать - и вот тогда - то он раскрывается весь.

Орган СЛАЙД 18

Один из древнейших инструментов. Он состоит из труб,  клавиш и воздухонагнетательного механизма. Самый ранний образец настоящего органа — гидравлос III в. до н. э. Наиболее важные этапы развития современного органа охватывают период в 2 тысячи лет; за это время в его конструкцию были введены клавиши, увеличено количество регистров, механизировано управление. В последнее время механизм органа приводится в действие с помощью электричества.

     Барабан СДАЙД 19

Ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов мира.

     Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса – резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты кожаные мембраны.

Интерактивный кроссворд «Музыкальные инструменты» СЛАЙД 20

ЗВУЧАТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОСЛЕ КАЖДОГО ОТВЕТА ДЕТЕЙ.

СЛАЙД 21

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его…

Слайд 22

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его…

 

СЛАЙД 23

Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он её ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Слайд 24

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит -

В ногу всем шагать велит.

СЛАЙД 25

Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Весь оркестр заменит один.

Как называется тот господин?

СЛАЙД 26

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт-заливается.

Как называется?

СЛАЙД 27

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

СЛАЙД 28

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент.

СЛАЙД 29

У скрипки есть огромный брат.

Огромней он во много крат!

Смычок коснётся струн сейчас,

И мы густой услышим бас!

СЛАЙД 30

В древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

СЛАЙД 31

Заливается трёхрядка,

И народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха

Есть и кнопки и меха.

Подведение итогов мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мире музыкальных инструментов"

Урок музыки в 3 классе "Вмире музыкальных инструментов.Скрипка Импровизация на тему..."...

Электронный учебник "В мире музыкальных инструментов"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Электронная книга создана в помощь учащимся 1-2 классов при изучении темы «Инструменты симфонического оркестра». ...

презентация "В мире музыкальных инструментов"

В презентации представлена информация о музыкальных инструментов и их фотографии...

Конспект урока музыки в 1 классе « Путешествие в Страну музыкальных инструментов».

Конспект урока музыки в 1 классе. Тема: « Путешествие в Страну музыкальных инструментов»....

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Музыкальные инструменты народов мира

Сценарий к уроку музыки в 4 классе...