Практикум «Герои народных сказок в музыкальных фантазиях»
статья по музыке (3, 4 класс)

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности с использованием современных  образовательных технологий.

Практикум «Герои народных сказок в музыкальных фантазиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup_ivanovoy_g.k._gorodskoy_seminar_30.11.2016g.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №144» Советского района г. Казани

Иванова Г.К.., учитель музыки, I квалификационная категория.

Выступление на городском семинаре учителей эстетического цикла.

1 слайд

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности с использованием современных  образовательных технологий.

Практикум «Герои народных сказок в музыкальных фантазиях»

Жила - была Сказка, в некотором царстве, в детском государстве.  Она очень любила детей,  водила с ними крепкую дружбу ,  учила их и помогала им. Рассказывала  ребятам  об окружающем мире,  о диковинных странах и их обитателях;  делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек
, то сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал, как им помочь…
И вот однажды мама одного малыша вспомнила, как её мама читала ей в детстве сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были… », а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве… », а затем «жили-были старик со старухой… ».
И о, чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем....

2 слайд  Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось c раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?".

 Поэтому «сказкотерапия» с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только тогда, когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

  3 слайд   «Сказкотерапия» -  это одно из направлений арт-терапии (арт-педагогики), которая является  здоровье сберегающей технологией.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В основе арт - технологий лежит процесс творчества.

Педагоги задействуют арт - технологии для того, чтобы предупредить проблемы общения маленького человека, развить творческое начало личности, удовлетворить жажду познания детей. Специалисты считают арт методы важными инструментами развития и обучения детей.

У занятий, на которых педагог применяет арт-технологии, важное преимущество: они создают эффект присутствия «Я это видел». Это стимулирует детский интерес, развивает познавательные способности - желание узнать и увидеть больше...

 Цели арт-педагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию.

Задачи арт-педагогики можно разделить на стратегические и тактические.

Стратегические:

· сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным,

· создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.

Тактические:

· поиск, осознание и активизация жизненных ресурсов;

· развитие и активизация творческого потенциала;

· обучение навыкам саморегуляции;

· обучение коммуникативным навыкам;

 · развитие сферы восприятия.

Арт – терапия имеет несколько направлений:
изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
имаготерапия (театральное действие),
кинезитерапия (движение танца),
библиотерапия,
фототерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Функции сказок: 

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

2. В сказке в  символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие «ловушки», искушения и трудности можно встретить в жизни и как с ними справляться; как найти и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать.

3. Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровье сберегающие технологии в образовательный процесс.
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровье сберегающих технологий.

   4 слайд   Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на  занятиях провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Одну из таких разминок представляю в виде сказки.

Сказка про язычок. Жил был язычок. Проснулся он однажды, а вокруг темно и страшно ,стал он выход искать, постучал в одну щёчку, постучал в другую, не открывается…..

Конец сказки: улыбнулись зеркальцу, улыбнулись друг другу.

Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты – это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки и для освоения детьми ее ритма.

В любой сказке есть что-то необычное.

5 слайд   Разучивание песни «Чепуха» - притоп, шлепки, хлопанье, щелчки.  Потом спеть каноном. Эту песню можно применять в качестве физкультминутки, при знакомстве с термином «канон».

6 слайд   Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

7 слайд Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

 Театральная проектная деятельность позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества каждого ребенка. Участие в творческом проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить, себя полноправным участником событий, что способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я сумею».

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Цель работы педагогов в направлении музыкально - театральной деятельности - сделать жизнь учеников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. Новогодняя музыкальная сказка «О царе Горохе»


8 слайд   Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки.

9 слайд   Приобщение к народному творчеству.

10 слайд   В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты.

Рассмотрим межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные.

Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня

подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация

индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Проект, который мы хотим вам представить - постановка сказки с помощью кукол .Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действо немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Сегодня мы хотим вам показать «Сказка про репку» на новый лад. Над этим проектом учащиеся работали на уроках изобразительного искусства, технологии и музыки еще в 3 классе. Когда куклы были готовы, начали работать над музыкальными образами.  Сначала музыка просто озвучивала выход каждого героя, а потом решили сделать сказку более музыкальной, каждый герой этой сказки у нас запел . С этой сказкой ребята участвовали в республиканском конкурсе «Радужная сцена» и получили диплом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Герои русских народных сказок

   Дети знают очень мало  русских народных сказок, а смотрят  очень  много зарубежных мультфильмов. Ребята  не  могут отличить народную сказку от авторской. С...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

Проектная деятельность на примере проекта «Волшебные герои русских народных сказок»

Статья, в которой рассказывается о проекте 4 класса о русских народных сказах....

Проект "Герои русских народных сказок" 2 класс

Проект "Герои русских народных сказок" 2 класс...

Проект " Герои русских народных сказок"

      Кто из нас не любит русскую народную сказку? Читая ее, мы печалимся вместе с сестрицей Аленушкой о судьбе непослушного братца Иванушки, спасаем  с Иваном-царевичем Вас...

«Герои сказки «Колобок» (сюжетная лепка по мотивам народных сказок)

Цель: развитие способности создавать и воплощать образы знакомых сказочных героев, используя знакомые приемы лепки...