РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 3 КЛАСС УМК «Школа России»
рабочая программа по музыке (3 класс)

Ломонос Ольга Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и примерной программы основного общего образования программы «Музыка»  для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. – 6-е изд.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 3 класс» (М.: Дрофа), рабочая тет­радь, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_3_klass_los.doc182.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

УТВЕРЖДЕНА

ПРИКАЗОМ   МКОУСОШ №4

от «___»________2014 г. №___

                                                                                                                                                                                                                                           Директор МКОУСОШ №4

                                                                                                                                                                      _____________ М.В. Кравцова

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

 ПО МУЗЫКЕ

3 КЛАСС

УМК «Школа России»

Ломонос Ольга Сергеевна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                МКОУ СОШ №4

             с.Малые Ягуры

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, основной образовательной программы начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 4» с. Малые Ягуры Туркменского района, Ставропольского края и примерной программы основного общего образования программы «Музыка»  для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. – 6-е изд.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 3 класс» (М.: Дрофа, 2011), рабочая тетрадь, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 3 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

        Выполнение программного материала.

По рабочей программе – 34 час

По календарно – тематическому планированию -34 час

Программный материал выполнен.

Рабочая программа по музыке для 3 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.

Структура документа.

Рабочая программа по музыке для 3 класса включает следующие разделы:

  1. Титульный лист (название программы).
  2. Введение.
  3. Пояснительная записка.
  4. Список литературы.
  5. Учебно-тематический план.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Изучение музыки как вида искусства в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования   и примерной программы основного общего образования программы «Музыка»  для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90, [6] с.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 3 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детски? музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Главная тема 3 класса - «О чем рассказывает музыка» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

^ Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

^ Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

^ Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.

^ Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.

^ Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:


  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка»;
  • в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации - вопрос, восклицание, радость, жалость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
  • в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных во 2 классе (не менее трех);
  • в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
  • в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

учителей начальных классов

И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

протокол №1

 от «___» _____________2014 г.

Руководитель МО

 _________Л.И. Литовченко

СОГЛАСОВАНА                                  

  Зам.директора по УВР  

_____________ О.Т. Дубовик

«___»сентября 2014 г.

Литература

Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 3 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 3 CD / В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009. - 3 электрон, опт. диска (CD-Rom).
  2. Музыка. 1-4 классы [Текст]: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
  4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music

Средства обучения.

Информационно-коммуникационные средства:

  • «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).
  • «Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (1 CD).

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран проекционный,
  • принтер,
  • интерактивная доска, -DVD,
  • музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного содержания урока

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Деятель

ность учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Картины природы в музыке

1

Комбинированный

Изобразительность в музыке. Картины природы в изобразительном искусстве и в музыке. Пространственные возможности в музыке. Симфонические картины. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью

К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине» (слушание); К. Певзнер, А. Арканов, Г. Горин. «Оранжевая песенка» (пение)

Знать об изобразительных возможностях музыки, живописи.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста

Устный

опрос.

Хоровое пение

определяют и сравнивают характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполняют песню с настроением

6.09

2

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

1

Комбинированный

Изобразительность в музыке. Музыкальный портрет

и портрет в живописи. Выразительные возможности музыки в изображении портрета: тема, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии. Определение «музыкального» в разных портретах

К. Дакен. «Кукушка» (слушание);

С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»), М. Старокадомский, А. Барто. «Любитель-рыболов» (пение,)

Знать, какими

«красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов»

Устный

опрос

определяют и сравнивают характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполняют песню с настроением

13.09

3

В сказочной стране гномов

1

Комбинированный

Знакомство с музыкальными сказками. Выявление

содержательной общности

между музыкой, поэзией

и живописью. Музыка может изображать, поэтому

нужно уметь представить,

«увидеть», о ком и о чем

она рассказывает. Музыкальный образ

Э. Григ. «Шествие

гномов» (слушание); А. Журбин,

И. Синявский.

«Смешной человечек» (пение)

Знать певческие голоса.

Уметь определять

и сравнивать характер, настроение и

средства музыкальной выразительности в произведении;

разучивать и исполнять песню с движениями

Устный

опрос

определяют и сравнивают характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполняют песню с движением

20.09

4

Многообразие в единстве: вариации

1

Комбинированный

Основы музыкальной

грамоты. Многообразие

в единстве. Вариации -

музыкальное произведение,

состоящее из завершенной

по форме темы и после

дующего ряда ее видоизмененных повторений в фактуре, ладе, тональности,

гармонии, соотношении

контрапунктирующих голо

сов, тембре (инструментовке). Вариации в балете -

технически сложный сольный классический танец

П. Чайковский.

Симфония № 4.

IV часть (фрагмент) (слушание)

Знать значение понятий вариации, вариационный цикл,

свободные вариации.

Уметь определять

форму вариации

в музыкальных произведениях; отличать вариации,

встречающиеся

в виде отдельных произведений и как

часть циклических

форм (сюит, сонатных циклов)

Устный

опрос

Учатся отличать вариации,

встречающиеся

в виде отдельных произведе

ний и как

часть циклических

форм

27. 09

5

«Дела давно

минувших

дней...»

1

Комбинированный

Русская музыка: народная

и композиторская. Запев -

начало хоровой песни, исполняемое одним или не

сколькими певцами. Запевала - певец, начинающий пение, подхватываемое хором. Ротный запевала. Голосистый запевала

М. Глинка. «Запев

Баяна», «Ария Руслана» (из оперы «Руслан и Людмила») (слушание);

Е. Птичкин, М. Пляцковский. «Русская изба» (пение)

Знать значение понятий запев, запевала.

Уметь определять

и сравнивать характер, настроение

и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально

Устный

опрос

определяют и сравнивают характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполняют песню  протяжно, напевно, легко, эмоционально

4.10

6

Там русский дух… там Русью пахнет!

1

Комбинированный

Композитор А. П. Бородин. Творческое наследие А. П. Бородина. Показать на музыкальном примере гениальной музыки А. П. Бородина воплощение героико-исторической тематики родного Отечества. «Музыка Бородина …возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоническое задорное чувство жизни...»

А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть (фрагмент); Ю. Антонов, М. Пляцковский. «Родные места» (слушание, пение)

Знать творческое наследие композиторов А. Бородина и Ю. Антонова, основные события их творческой жизни.

Уметь охарактеризовать значение творчества А. П. Бородина и Ю. Антонова; слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения

Устный

опрос

Учатся слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения

11.10

7

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

1

Комбинированный

Героико-патриотическая тема в музыкальных произведениях. Кантата (итал. cantata, от лат. canto - пою) - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Жанр вокально-инструментальной музыки. Встречаются кантаты торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. История создания и содержание кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

С. Прокофьев. «Ледовое побоище», «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»); Г. Гладков, Ю. Энтин. «Край, в котором ты живешь» (слушание, пение)

Знать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении

Устный

опрос

Учатся определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении

18.10

8-9

Бег по кругу: рондо

2

Изучение нового материала

Основы музыкальной грамоты.

Рондо (от фр. rondeau - круг, движение по кругу) - форма в музыке или пьеса, в основе которой лежит несколько раз повторяющаяся (не менее 3 раз) одна главная тема (рефрен), чередующаяся с отличающимися друг от друга эпизодами

Л. Бетховен. «Ярость человека по поводу утерянного гроша» (слушание); М. Глинка. «Рондо Фарлафа» (из оперы «Руслан и Людмила»); В. Алеев, Т. Фомина. «Веселое рондо» (пение)

Знать определение понятий рондо, рефрен, принцип построения формы рондо.

Уметь находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение

Устный

опрос

Учатся определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение

25.10

1.11

10-11-12

Какими бывают музыкальные интонации

3

Комбинированный

Основы музыкальной грамоты. Интонация - воплощение художественного образа в музыкальных звуках: совокупность и изменяемость высоты нот, на какие ноты произносятся слоги, фонемы; свойство человеческой речи и пения; связующее звено между разговорной речью и музыкальной. Интонация в музыке - это одно из важнейших средств достижения тонкого музыкального содержания. Зерно-интонация. Выразительность в музыкальных произведениях. Основы музыкальной грамоты. Интонация - воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Выразительность в музыкальных произведениях

Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); Я. Дубравин, В. Суслов. «Добрый день» (пение); М. Мусоргский. «С куклой» (из вокального цикла «Детская»)(слушание); В.-А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II ч. (фрагмент) (слушание)

Знать, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Уметь слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации  в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся определить устойчивые и неустойчивые интонации  в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание

15.11

22.11

29.11

13

Знаки препинания в музыке

1

Урок изучения нового материала

Основы музыкальной грамоты. Знаки препинания в словесной и музыкальной речи. Лига, цезура, синкопа. Музыкальное предложение: фраза, кода, фермата, затакт, модуляция, метр

Л. Бетховен. Симфония № 5.1 часть, главная партия; Г. Телеман, Д. Штопле. «Счастье» (пение)

Знать значение знаков препинания и интонации в музыке. Уметь слышать различную интонацию в музыкальных произведениях

Устный

опрос.

Сочинить сказку об интонации

6.12

14

«Мороз и солнце, день чудесный…»

1

Комбинированный

Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика.

Музыкальные образы, созданные композиторами по впечатлениям от природы

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Кабы не было зимы...» (пение)

Знать музыкальные средства выразительности и их значение в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения.

Уметь эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно

13.12

15-16

«Рождество  Твое, Христе Боже наш...»

2

Комбинированный

Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопение. Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Е. Птичкин, В. Степанов. «Художник Дед Мороз» (пение)

Знать особенности церковного песнопения.

Уметь выражать свои чувства, слушая духовную музыку

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся выражать свои чувства, слушая духовную музыку Придумать

ритмический рисунок по теме

20.12

27.12

17

Колокольные звоны на Руси

1

Комбинированный

В основе церковного колокольного звона лежит определенная мелодическая и ритмическая последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов

Ростовские колокольные звоны (слушание); Д. Тухманов, Л. Дербенев. «Колокольчик мой хрустальный» (пение)

Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.

Уметь размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

17.01

18

Музыка в храме

1

Комбинированный

Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопение. Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России

П. Чайковский. «В церкви» (из «Детского альбома») (слушание); М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов» (фрагмент); Д. Тухманов, Л. Дербенев. «Колокольчик мой хрустальный» (пение)

Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.

Уметь размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся размыш

лять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки

24.01

19

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

1

Урок изучения нового материала

Великие композиторы. Великие произведения. М. И. Глинка - основоположник русской классической музыки. Знакомство  с биографией и творчеством М. И. Глинки

М. Глинка, Н. Кукольник. «Попутная песня» (слушание); М. Глинка. «Арагонская хота» (фрагмент) (слушание, игра на детских музыкальных инструментах)

Знать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Уметь определять  общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Учатся определять  общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

31.01

20

Что такое патриотизм

1

Комбинированный

Патриотизм - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм в музыкальных произведениях

М. Глинка, А. Машистое. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, И. Шаферан. «Гляжу в озера синие...» (пение)

Знать значение понятия патриотизм. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

7.02

21

Русский национальный  герой Иван Сусанин

1

Комбинированный

М. И. Глинка. Первая народная опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). История создания оперы. Либретто. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характеристики героев

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина, хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя»)

Знать содержание оперы «Иван Сусанин», историю ее создания.

Уметь высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся высказы -

вать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою

21.02

22

Прощай, Масленица!

1

Комбинированный

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры

Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» (из оперы «Снегурочка»); Н. Римский-Корсаков, И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение)

Знать русские народные песни. Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок

28.02

23-24

Музыкальная имитация

2

Урок изучения нового материала

Имитация - повторение темы или мелодического оборота в каком-либо голосе музыкального произведения непосредственно вслед за другим голосом. Полифония

В. Шаинский. «Веселая фуга»;  русская народная песня «Со вьюном я хожу...» (пение)

Знать значение слова имитация. Уметь исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок

Устный

опрос.

Учатся исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок

7.03

14.03

25

Композиторы детям

1

Комбинированный

Великие композиторы- классики, сочинявшие музыку для детей: П. И. Чайковский, Н. А. Римский - Корсаков, С. С. Прокофьев, В.-А. Моцарт и др. Слушание и анализ музыкальных произведений

С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», «Пятнашки» (из фортепианного цикла «Детская музыка»); В.-А. Моцарт. «Детские игры» (пение)

Знать композиторов, сочинявших музыку для детей. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы

Устный

опрос.

Учатся определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы

21.03

26

Картины, изображающие музыкальные инструменты

1

Комбинированный

Музыкальные инструменты. Виды оркестров. Живописные полотна с изображением музыкальных инструментов и исполнителей

Ф. Торрес. Danza Alta (слушание); Б. Окуджава. «Музыкант» (пение)

Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента

Устный

опрос.

Учатся определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента

4.04

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

Комбинированный

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки. «Жизненные правила юного музыканта». Музыка немецкого романтизма в творчестве Р. Шумана

Р. Шуман. Циклы «Бабочки», «Детские сцены» (слушание)

Знать творческое наследие композитора Р. Шумана. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Учатся определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку

11.04

28

Струнные

смычковые

инструменты

1

Комбинированный

Музыкальные смычковые

инструменты (виола, скрипка, альт, виолончель, контрабас). Виды оркестров: симфонический, эстрадный, джазовый, духовой, парадных инструментов

Н. Римский-Корсаков. «Полет

шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане...»); А. Дворжак. «Мелодия»

Знать музыкальные

инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.

Уметь анализировать музыкальные произведения

Устный

опрос.

Учатся анализировать музыкальные произведения

18.04

29-30

С. Прокофьев.

Симфоническая сказка

«Петя и волк»

2

Комбинированный

Жанры музыки. Великие

композиторы. Великие про

изведения. Музыкальная

характеристика действующих лиц. Музыкальные инструменты в роли героев и действующих лиц симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»

С. Прокофьев.

«Петя и волк»

(симфоническая

сказка)

Знать содержание

симфонической

сказки.

Уметь определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке

Устный

опрос.

Учатся определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке

25.04

2.05

31

Вечная память героям. День Победы

1

Комбинированный

Познакомить с фронтовыми

песнями, их жанрами, тематикой, особенностями. Рекрутская песня - единство противоположных мотивов: патриотического и бытового

Т. Попатенко,

И. Черницкая.

«Вот какая бабушка» (пение); русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

Знать текст песен

о войне.

Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение

Устный

опрос.

Хоровое пение

Учатся определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение

16.05

32

Легко ли быть

музыкальным

исполнителем?

1

Комбинированный

Исполнитель — музыкант-

инструменталист или певец,

исполняющий музыкальное

произведение или отдельную партию в опере, хоре, оркестре

А. Зацепин, Ю. Энтин. «Волшебник»; М. Минков,

Ю. Энтин. «Да здравствует сюрприз!» (пенис)

Знать: определение

понятий музыкант,

исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений. Уметь петь легко, протяжно, весело, эмоционально

Устный

опрос.

Отрабатывают умение петь легко, протяжно, весело, эмоционально

23.05

33

Выдающиеся

музыканты-

исполнители

1

Комбинированный

Музыкальное исполнительство. Знакомство с выдающимися отечественными музыкантами-исполнителями - пианистом С. Рихтером и певцом И. Козловским. Слушание произведений в исполнении С. Рихтера и И. Козловского

С. Рахманинов. «Прелюдия си-бемоль мажор», соч. 23 № 2; М. Мусоргский. Сцена с Юродивым (из оперы «Борис Годунов»)

Знать имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение

Устный

опрос.

Отрабатывают умение определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение

26.05

34

Концертные залы мира

1

Комбинированный

Большой зал Московской консерватории им. П. Чайковского. Золотой зал музыкального собрания (Вена). Кода - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения

П. Чайковский. Концерт № 31 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание)

Знать концертные залы мира, определение понятия кода. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку

Устный

опрос.

Отрабатывают умение определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку

30.05

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов (УМК Школа России).

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерн...

ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по музыке  2 класса ,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает  разделы: ...

Рабочая программа По Музыке 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...

Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".

Методические  рекомендации  и  поурочные  планы   для учителя начальных  классов по математике, русскому языку,литературному  чтению, музыке,технологии, окружаю...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование с 1 по 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Музыка" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс  УМК "Школа России"...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...