Повышение интереса учащихся по предмету Музыка с помощью ИКТ
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Ипользование Икт на уроках Музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района города Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)

 «Повышение интереса учащихся по предмету Музыка с помощью ИКТ»

учитель музыки  

Москатова Е.О.

Санкт − Петербург

2020 год

        В настоящее время музыка занимает большое место в жизни человека. Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство, переживать его глубокий смысл.

        Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

        Приобщение современного школьника к вопросам искусства в 21 веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

        Специфика музыкального искусства заключается в том, что оно способно выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Это означает, что успех работы учителя музыки во многом зависит от его способности влиять на впечатлительность и эмоциональность детей.

Развитие творческих способностей на уроках музыки возможно, если:

  • Повысить творческую активность и творческий потенциал обучающихся;
  • Использовать творческие виды работ в определенной системе.

Создавая урок музыки, необходимо учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения.

        Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. Изучение предмета «Музыка» в школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

На уроках музыки используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования универсальных учебных действий. К ним относятся:

  • восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные);
  • хоровое, ансамблевое, сольное пение;
  • музицирование (включая игру на различных инструментах);
  • музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование;
  • инсценировки и драматизации музыкальных произведений;
  • выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
  • проектно-исследовательская деятельность школьников;
  • использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
  • применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
  • перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

        При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

        В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

        Отличительной чертой данной программы является охват широкого культурологического пространства, выход за рамки музыкального искусства и включение в учебники сведений из истории, привлечение произведений литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет не только функцию эмоционально-эстетического фона, но и способствует развитию ассоциативно-образного мышления.

        Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. В основе современного урока лежат три постулата:

  • «Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя».
  • «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
  • «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

        Реализация содержания школьного урока связывается с активностью каждого из субъектов образовательного взаимодействия, учитывающего особенности и потребности целостного человека.

        Размышляя о современном уроке музыки, я определила для себя следующие ведущие идеи:

  1. Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.
  2. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для развития всесторонне развитой личности, поэтому возникает проблема увеличения интенсивности урока. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
  3. Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является использование аудио - и видеоматериалов.
  4. Одной из важнейших составляющих является мотивация ученика. Использование информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к уроку.

        Все выше перечисленное позволило мне включить ИКТ в уроки музыки.

        Для каждого урока музыки (1-7 классы) у меня в компьютере есть отдельная папка. Содержание каждой папки – иллюстративный материал для уроков: аудиозаписи и музыкально-театральные видеозаписи, портреты, сценические декорации, эскизы костюмов, репродукции картин, презентации PowerPoint, тестовые задания Excel и Word. Весь необходимый материал можно взять с интернета, например с сайта http://megabook.ru/rubric/ (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).

В своей работе я использую:

  1. Фонохрестоматии к программе «Музыка» для 1–7 классов, авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  2. Для того чтобы показать или прослушать какой-нибудь фрагмент записи аудио, видео я использую программы для редактирования Nero, Киностудия Windows Live.
  3. Проигрыватели с эффектом визуализации AIMP, проигрыватель Windows Media с целью определения мелодической линии (плавная, отрывистая, смешанная), темпа, динамики звучания музыкального произведения.
  4. Музыкальные обучающие энциклопедии такие как «Развиваем музыкальные способности», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», «Шедевры мировой музыки», «Энциклопедия музыкальных инструментов», «Знакомство с театром», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Искусство России для детей».
  5. Развивающие игровые программы такие как «Щелкунчик», «Я музыкант!» – сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию и сказочные приключения.
  6. Программа Power Point дает возможность использования на уроке картин известных художников, изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов. Презентация используется на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

В качестве проверки знаний на уроке с успехом была опробована игра, созданная в программе Power Point, аналогичная интеллектуальной телевизионной передаче «Своя игра».

Участие в игре способствует самоутверждению ребенка, развивает его стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества. Одно из условий формирования и развития ассоциативного мышления – включение в творческую деятельность. Для этой цели я использую музыкальные загадки с картинками. Данная игра используется при знакомстве детей с различными видами музыкальных инструментов и сопровождается презентацией: сначала появляется текст, дети пытаются отгадать загадку, затем появляется картинка с изображением инструмента, затем название инструмента, и в конце раздается звучание инструмента. После проведения такой игры я предлагаю детям самим изобразить музыкальный инструмент, используя при этом всю свою фантазию.

Учитывая, что основным видом деятельности учащихся начальных классов лет является игра, компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия помогает решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, назовёшь музыкальные инструменты по звучанию - продвинешься ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

5. Так как современные школьники живут в эпоху технического прогресса, то в своей работе я использую программы караоке (van Basco´s Karaoke Player), прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Очень важно научить ребенка слышать мелодию в музыке и данная программа в этом хорошо помогает. Учащимся гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, чем под звуки одного простого инструмента (особенно подросткам). Использование данной программы позволяет провести такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Битва хоров» или просто провести конкурс на лучшее исполнение песни. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности.

6. Музыкально-пластические движения используются для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки (диск «Лимпопо»). Движение под музыку является важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства, развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

7. Программы для создания слайд-шоу на основе рисунков учащихся по теме урока с наложением музыки. Например, 4 класс, раздел «В концертном зале», тема урока «Старый замок» Модеста Петровича Мусоргского. На уроке дети знакомятся с понятием сюита, с историей создания сюиты «Картинки с выставки», куда входит пьеса «Старый замок», после прослушивания этой пьесы дети высказываются о том, какое впечатление произвела на них музыка, что они представляли, когда слушали её, одним словом делают анализ музыкального произведения. Дома дети должны нарисовать рисунок, который соответствовал бы характеру и настроению пьесы «Старый замок». Далее я работы сканирую, сохраняю в формате JPEG, в программе Киностудия Windows Live создаю слайд-шоу, а потом дети смотрят его на уроках, определяя свои работы. А можно просто включить музыку и листать работы в программе просмотра изображений. Данный прием не всегда работает, потому что не всегда дети выполняют такого типа домашнее задание.

8. Текстовый редактор Word для создания текстов песен, тестов, групповых заданий и пр.

Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

  • Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;
  • Музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить.
  • Интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь;
  • Чтобы презентация была не только наглядностью, я даю детям возможность записать необходимый материал в тетрадь (понятия, ФИО автора и название произведения);
  • интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку;
  • Всем известно, что информации по музыке в наших библиотеках не так много, соответственно ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации.

Отрицательные стороны данной технологии:

  • Составление презентаций отнимает много времени, поэтому к каждому уроку её не приготовишь, но без наглядности урок кажется «серым» не только детям, но и мне;
  • Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

Вывод: В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.
  2. Смолина Е. А., Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007г.
  3. Затямина Т.А., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: Издательство «Глобус», 2010г.
  4. Салпыкова И.М., Творчество младших школьников на уроках музыки: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. Казань, ИФИ КФУ, 2011г.
  5. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
  6. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/
  7. http://festival.1september.ru/
  8. http://www.uchportal.ru/
  9. http://pedlib.ru/Books/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение интереса учащихся на уроках приемами театральной педагогики

«Развитие познавательного интереса младших школьников к читательской деятельности средствами театральной педагогики».АКТУАЛЬНОСТЬ:В настоящее время исследова­тели констатируют спад интереса к чт...

Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам

В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....

Презентация "Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету".

На примерах показано, как разнообразить уроки и сделать их интересными и поучительными....

Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету.

В выступлении автор рассматривает возможности использования информационно-коммуникативных технологий в современной школе...