Сценарий урока по музыке
методическая разработка по музыке (2 класс)

Норицына Анна
Методическая разработка урока музыки для учащихся 2 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Тема урока: Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И.Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_na_konkurs_1.docx21.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по музыке

Цель: Познакомить обучающихся с яркими страницами творчества П. И. Чайковского и пьесами из фортепианного цикла «Детский альбом».

Задачи:

- Познакомить детей с яркими страницами творчества П. И. Чайковского;

- Познакомиться с тремя пьесами из фортепианного цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»;

- Развивать воображение, эмоциональное восприятие музыки, укреплять познавательную активность детей на уроке музыки;

- Формировать эмоционально-оценочное отношение к музыке, научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

- Расширить представление детей о классической музыке.

Ход урока

Учитель:

- Мы сегодня познакомимся с вами с творчеством П. И. Чайковского. Его музыка необыкновенно прекрасна, каждый звук ее проникает в глубину нашего сердца, нашей души. Имя этого композитора вы слышите, знаете с самого раннего детства и мне бы очень хотелось рассказать вам немного о самых ярких страницах его биографии. Поделиться с вами своими детскими  воспоминаниями, так как мне посчастливилось родиться с П.И.Чайковским в одном городе.

    -Петр Ильич Чайковский -великий русский композитор, который родился в 1840 г.(в середине 19 века) в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос оченьдобрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить, поэтому в семье его ласково называли «хрустальным мальчиком». У него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в его голове, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Однажды в доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петр ушел к себе в комнату раньше всех. Когда внее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня поинтересовалась, что с ним произошло, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петра, и он стал садиться за фортепиано все чаще и сочинять разные мелодии.

Чтобы стать композитором и получить профессиональное образование, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

За всю свою творческую жизнь Петр Ильич Чайковский оставил большое творческое наследие. К нему можно отнести: четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для  детей и юношества.

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского… Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, в телепередачах, по радио. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепьянные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих пианистов.

На титульном листе первого издания, датированным 1878 годом надпись: «Посвящается Володе Давыдову. Детский

альбом. Сборник легких пьес для детей», а в скобочках – «подражание Шуману опус 39».

Так кто же такой Володя Давыдов и почему ему посвящается «Детский альбом»? А все очень просто.

В 1877 году Петр Ильич приехал отдохнуть к своей сестре Александре Ильиничне Давыдовой.

Композитор проводил много времени среди своих племянников и племянниц. Часто слушал, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно к музыкальным занятиям относился 7-летний Володя. И сидя на веранде, Петр Ильич слушал, как в соседней комнате «терзает» гаммы незадачливый пианист. Это и натолкнуло его на мысль написать цикл несложных  фортепьянных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности для начинающего музыканта.

Петр Ильич хотел, чтобы пьесы были максимально понятны и близки для детского восприятия, он наблюдал, во что племянники любили играть, о чем говорили и мечтали. Так мальчики любили играть в солдатиков, а девочки в куколок.

Во времена 19 века куклы были редкостью и стоили очень дорого, поэтому к ним относились очень трепетно, бережно и аккуратно.

Возьмите, пожалуйста, куколок на ручки, которых вы принесли с собой. Посмотрите какие они красивые, рассмотрите их внимательнее. Иногда такое происходит, что кукла может заболеть, абсолютно так же, как и живой человек. Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызывает эта ситуация?

Ученики:

(печаль, тоска, тревога, грусть).

Учитель:

Прижмите, пожалуйста, куколку к себе поближе и покачайте ее во время прослушивания пьесы «Болезнь куклы». Если нужно, можете прикрыть глазки.

Скажите, какой характер у этой пьесы?

Ученики:

Печальный, грустный, горестный, тоскливый.

Музыка рисует капельки слез девочки, которая переживает за свою любимую куколку.  Для нее это искреннее переживание и событие.

Возьмите в руки треугольники и металлофон. Играйте на них, представляя  капающие слезинки из глаз девочки.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на то, что в этой пьесе нет единой мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох. Вы согласны со мной?

Ученики:

Да, мы обратили на этой внимание.

Учитель:

Сейчас вы услышите пьесу еще раз и я попрошу вас делать вздохи носиком  на паузах.

К сожалению, иногда такое происходит, что куклу починить невозможно. Это настоящая трагедия в сердце девочки, ведь она самая любимая куколка.

Давайте послушаем пьесу «Похороны куклы».

На какой жанр похоже данное произведение?

Ученики:

На марш. На похоронный марш. Неспешный, трагический, минорный, горестный.

Учитель:

Я полностью с вами согласна. И спешу поделиться с вами радостной новостью. Мама купила девочке новую красивую куклу. Давайте послушаем и представим, какая она?!

Ученики:

Она с длинными светлыми волосами, с большими карими глазами и в пышном, длинном бело-голубом платье. У нее белая фарфоровая кожа и изящные манеры.

Учитель:

Как вы красиво ее описали.

Как вы думаете, девочка обрадовалась?

Ученики:

Да, очень. Она с ней не расставалась, танцевала, кружилась, улыбалась и радовалась.

Музыка наполнена чувством восторга, изумления, радости, счастья. Она мажорная и в быстром темпе.

Учитель:

Ребята, я очень вдохновлена вашими ответами, у вас такое доброе и чуткое сердце.

Сейчас я прошу вас встать, я сыграю пьесу еще раз и вы можете взять куклу и покружиться с ней, подвигаться.

Музыка, бесспорно, волнует нашу душу и сердце. И каждый из нас отзывается на нее, и быть равнодушным просто невозможно.

Композитор сочиняет музыкальные шедевры, а мы их с удовольствием  исполняем.

Предлагаю вам сейчас встать и исполнить красивую песню Е. Сокольской «Дарите музыку»

1. Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя,

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября.

Припев

Дарите музыку всегда

И каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас.

Дарите музыку всегда

И каждый день и каждый час

Чтоб луч надежды не погас.

2. Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту

И когда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

Припев

Дарите музыку всегда

И каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас.

Дарите музыку всегда

И каждый день и каждый час

Чтоб луч надежды не погас.

Учитель:

Ребята, я благодарю вас за урок и за ваше трепетное отношение к музыке. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Сценарий урока музыки: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Урок музыки в 4 классе: «Сказочные музыкальные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты".

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" по учебнику "Музыка. 1 класс" авторов Е. Д. Критской, Г. С. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. ...

Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева....

Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"

В данном сценарии урока-исследования  можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения  в конце. По ходу урока используется поисковая де...

Сценарий урока "Природа и музыка"

Сценарий урока в 3 классе "Природа и музыка"...