Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
статья по музыке (2 класс)
Статья "Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые подходы к изучению и развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Развитие ритмических способностей ребёнка одна из приоритетных задач учителя музыки в коррекционной школе. Дети, начиная с первого года жизни, встречаются с многочисленными формами ритмических действий. Они играют, прыгают, танцуют, связывают игровые движения с декламацией стихов, пением песен. Во всём этом проявляются ритмические склонности и развиваются ритмические способности. Играющий ребёнок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Учитель музыки может хорошо использовать ритмичность детей и уже на этой основе построить сознательную музыкальную работу.
Известно, что целенаправленное развитие ритмического чувства может оказывать комплексное коррекционно - развивающее влияние на детей в процессе школьного обучения. Исследования С.М.Миловской (1980), посвященные изучению чувства ритма у детей с различными отклонениями в развитии, показывают, что развитое чувство ритма способствует продуктивной и рациональной организации учебного процесса с наименьшими затратами психических и физических сил ребёнка.
В этой статье мы расскажем о некотором опыте организации изучения и развития музыкального чувства ритма у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Для исследования особенностей формирования и развития чувства ритма у умственно отсталых младших школьников мы использовали комплекс методик, разработанный Л.С.Медниковой (1994). Данный комплекс включает в себя четыре методики.
- Методика «Оценка ритмов»;
- Методика «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу»;
- Методика «Воспроизведение ритмов по словесной инструкции»;
- Методика «Воспроизведение ритмов по графическому образцу»;
Экспериментальное исследование показало, что дети легче справились с более простыми заданиями, такими как просчитать количество ударов, воспроизвести ритм по слуховому образцу. А такие задания как воспроизведение ритма по словесной инструкции и воспроизведения ритма по графической модели вследствие недоразвития фонематического и зрительного восприятия вызвали у детей обеих групп значительные затруднения.
Основываясь на результаты исследования, гораздо проще построить работу по развитию чувства ритма с учащимися младших классов. Исследование помогло решить, какие трудности испытывает каждый ребёнок при восприятии и воспроизведении различных ритмов.
В основе системы работы по развитию ритмической способности лежат данные генезиса чувства ритма, согласно которым усвоение детьми ритмической системы должно осуществляться в следующей последовательности: 1) воспитание темпа; 2) развитие ритмических отношений; 3) усвоение ритмического рисунка.
Одно из направлений, по которому осуществляется развитие чувства ритма – ориентация на внешний ритм. Нужно научить детей подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Для этого на уроке используются игры, в которых темп музыкальных отрывков регулирует скорость выполнения детьми однотипных движений, например, под музыку с быстрым темпом дети идут по кругу быстрым шагом, под медленную музыку – идут медленным шагом. Выполнение подобных упражнений позднее нужно сопровождать речевыми звуками:
Та
Та та
Та тататата
Татата
Этот темпо-ритм воспроизводится в быстром, медленном и среднем темпе в зависимости от внешних стимулов.
После усвоения детьми эталонов темпа следует переходить к развитию восприятия и воспроизведения акцентированных и неакцентированных долей. Опыт работы показывает, что сначала необходимо научить детей различать и выделять движением неожиданные акценты на фоне звучания ровной силы.
Следующим этапом работы по развитию ритмической способности является освоение соотношений длительностей и пауз. Сначала следует научить детей соблюдать паузы, затем познакомить их с понятием «длинного» и «короткого» звуков. Усвоение этих понятий будет для детей легче, если обозначить их движениями, например: «длинный» звук – отведение рук в стороны, «короткий» звук – подъём рук над головой. Как показывает опыт работы, усилению ритмической ориентировки способствует проговаривание вместе с детьми текста, отражающего разный характер ритма музыки и движений. Например:
- «Сделай ручкой хлоп, хлоп (2-й такт), сделай ножкой топ,топ»
(4-й такт);
- «Мы флажками тук-тук, тук-тук-тук (2 такта), делаем большущий круг».
Наиболее сложными заданиями для умственно отсталых детей является двигательное моделирование ритмических рисунков детских попевок типа «Андрей-воробей». В этой работе также целесообразно использовать движения. Например, на четвертные ноты делать неглубокие приседания, на восьмые – хлопок в ладоши. При выполнении таких заданий особое внимание должно уделяться точности совпадения передаваемого движением ритмического рисунка с музыкальным ритмом.
Если дети не испытывают трудности, то им можно предложить выполнить задания с развёрнутой опорой на речь, то есть для ритмов с выраженным ударением придумать слова, словосочетания, подходящие для данного ритмического рисунка. Например, «барабанит ёжик», «тикают часы» и т.п.
Одним из самых эффективных методов работы над развитием чувства ритма является игра на детских музыкальных инструментах (треугольник, маракасы, тамбурин, бубен и др.). Игра в шумовом оркестре активизирует ребят, способствует развитию слухового восприятия. Дети с большим интересом выполняют задания подобного рода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...
Доклад Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики.
Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной дея...
Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...
Комплекс коррекционно – развивающих занятий по развитию музыкального чувства ритма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Комплекс рассчитан на 7 занятий по 30 минут, проводимых два раза в неделю....
Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»
Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»...
Дидактические игры для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ
Развитие чувства ритма является необходимым условием для успешного овладения навыками письма и чтения. Регулярная, систематическая работа для развития чувства ритма у младших школьников с ОВЗ является...
Мастер класс «Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"
Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки...