«И. С. Бах и В. А. Моцарт – краткая биография и знакомство с произведениями», 4 класс, музыка
план-конспект урока по музыке (4 класс)

План-конспект урока, проведенного в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gvadzabiya_muzyka.docx35.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока музыки,

проведенного в 4 классе

18.02.2022г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Целевой компонент урока:

Тема урока: «И. С. Бах и В. А. Моцарт – краткая биография и знакомство с произведениями»

Цель: вспомнить и закрепить знания раннее изученного материала;

Задачи:

-Еще раз познакомить детей с биографией И. С. Баха и В. А. Моцарта.

-Проанализировать музыку зарубежных композиторов.

-Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Воспитательные:

         -Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

               - Воспитание эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку

               - Формирования пробуждения к самостоятельным действиям: высказыванию своих впечатлений о музыке.

Образовательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт.
  2. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.
  3. Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки И. С. Баха и В. А. Моцарта.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление детей;
  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;
  3. Развивать музыкальные и  творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведения;
  2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-слушательских замыслов в различных видах деятельности;
  3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
  2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
  3. Формирование устойчивого интереса к уроку через слушательскую деятельность;

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
  3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;
  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

УМК: В. А. Усачёвой, Л. В. Школяр.

Музыкально-слушательская: слушание  произведений И. С. Баха «Токката и фуга ре минор» и В. А. Моцарта «Реквием»

Музыкально-исполнительская: песня «Учат в школе».

Оборудование и оформление: Музыкальный центр, СД-диски. Проектор.

Музыкальное оформление: проектор, компьютер, аудиозаписи.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте! Сегодня урок музыки у вас буду вести я, зовут меня Павлина Борисовна. Работа нам предстоит очень интересная. Мы отправимся в прошлое.

              2. Проверка готовности.

              Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобится всего лишь ручка и тетрадь.

3. Эмоциональный настрой

              Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

            II. Актуализация умений и знаний

У: Давайте сначала с вами вспомним кто такие композиторы?

О: Композитор – это автор музыкальных произведений

У: Точно!

У: Как мы помним есть не только русские композиторы но и зарубежные. Кого вы помните из зарубежных композиторов?

О: Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Рихард Вагнер, Иоганн Штраус, Франц Петер Шуберт

У: Знаете ли вы известные произведения этих композиторов?

О: нет

Сегодня на уроке мы разберем двух зарубежных композиторов и их знаменитые произведения и тема нашего урока: «И. С. Бах и В. А. Моцарт – краткая биография и знакомство с произведениями»

              III. Открытие новых знаний.

               У: что вы знаете о жизни Баха?

О: Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог.

У: Верно. Иоганн Себастьян Бах (1685–1750 гг.) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. Бах — главный представитель музыкального направления «барокко». Родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. В десятилетнем возрасте после смерти родителей Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступает учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила в городе Люнебург, где знакомится с творчеством современных музыкантов и всесторонне развивается. В период с  1700–1703 годов Иоганна Себастьян Бах пишет первую органную музыка. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. В браке рождается шестеро детей, трое из которых умирают в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»). В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

У: Знаете ли вы самое известное произведение у И. С. Баха?

               О: Нет.

               У: самое знаменитое произведение у Баха это - Токката и фуга ре минор. Давайте разберем его поподробнее.

               У: Токката – это произведение для клавишных инструментов, инструментальная пьеса быстрого, четкого движения равными короткими длительностями. Характерной чертой является сочетание контрастных по характеру и типу изложений музыкальных построений. Фуга – музыкальная форма, где каждый голос повторяет тему, мелодию, проходящую через всю пьесу. Произведение «Токката и фуга ре минор» написано в тональности ре минор. Это скорбная печальная тональность.

У: Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Баха - Токката и фуга ре минор. Вслушайтесь и подумайте что вы представляете при прослушивании этих произведений. Какой основной инструмент вы услышите?

О: орган

               У: Что вы представили при прослушивании?

               О: праздник

               У: Какая это музыка? Быстрая, медленная, ритмичная?              

               О: торжественная, глубокая, сменяющая ритм

               У: Понравились ли вам эти произведения?

               О:  да

               У: Молодцы!

У: А что вы знаете о жизни Вольфганга Амадея Моцарта?

О: Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки.

У: Верно. Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве. Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

Музыкальный талант великого композитора был обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770–1774 гг.) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений. С 1775 по 1780 год Моцарт пополнил список своих сочинений рядом выдающихся композиций. Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер. С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

                У: Сможете назвать самое знаменитое произведение у Моцарта?

                О: нет

                У: самое известное произведение у Моцарта - это «Реквием»

                У: Реквием – католическая торжественная заупокойная месса. Она имеет мало отношения к богослужебным обрядам, а скорее относится к концертным произведениям. В контрастных по характеру частях людям напоминают о загробном пути души, о неизбежном страшном дне суда над каждым: никто не уйдет от наказания, но Господь милосерден, он дарует милость и покой. Моцарт в этом произведении с необыкновенной пластичностью передает эмоциональную выразительность содержания. Чередование картин печали и траура земного человека, молящего о господнем прощении, и гнева Всевышнего, хоровых номеров, символизирующих голос верующих, и сольных партий, знаменующих глас Божий, нюансов и силы звучания – все служит цели максимального воздействия на слушателя.

У: Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Моцарта - «Реквием». вслушайтесь и подумайте что вы представляете при прослушивании этих произведений. Какое настроение Моцарт передает своей музыкой?

О: скорбь, грусть

У: Что вы представили при прослушивании?

О: умиротворение, спокойствие

              У: Какая это музыка? Быстрая, медленная, ритмичная?              

О: медленная, размеренная, торжественная, глубокая

У: Понравились ли вам эти произведения?

               О:  да

               У: Молодцы! Вы очень хорошо слушали и правильно ответили на мои вопросы.

                  Физминутка:

                   Ребята, давайте чуть-чуть отдохнем и проведем небольшую физминутку.

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

            Ветер тише, тише, тише.

           Деревцо все выше, выше.

Дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.

           Исполнительство – повторение песни: «Учат в школе.»

           У: Ребята, а сейчас мы будем петь песню «Учат в школе» (Текст на слайде)  

            III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

О: о Бахе и Моцарте.

У: Какое настроение у тональности ре минор?

О: скорбная печальная 

У: Как называлась тема нашего урока?

О: И. С. Бах и В. А. Моцарт – краткая биография и знакомство с произведениями

У: Какое произведение мы сегодня с вами слушали?

О: «Реквием» Моцарта и  «Токката и фуга ре минор» Баха.

У: Какие вы испытали трудности?

У: Что было особенно интересно?

У: А теперь, поднимите палец вверх, кому понравился сегодняшний урок

VII. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Константин Паустовский (краткая биография)-презентация,

помогут в разработке урока, делала для сына...

Сизикова С. Д. Краткие биографии художников.

Материал может быть использован учителями ИЗО в качестве дополнительного материала, а также на дополнительных занятиях и в кружковой работе....

С. Романовский. Краткая биография.

Материал может пригодиться для уроков чтения во 2 классе по программе "Школа 21 века"...

Краткая биография А.С.Пушкина

Краткая биография А.С.Пушкина...

Презентация к урокам литературного чтения в 1 классе на тему "Детские писатели: краткая биография"

Данные презентации могут помочь учителю начальных классов при ознакомлении обучающихся 1 класса с произведениями, которые предлагаются в учебнике "Литературное чтение" из УМК "Школа Рос...

Презентация "Краткая Биография Павла Петровича Бажова" к уроку литературного чтения в 4 классе.

Презентация"Краткая Биография Павла Петровича Бажова"к уроку литературного чтения (4 класс)....