Формирование музыкально-эстетической культуры школьников на уроке музыки средствами креативности
статья по музыке

Вагнер Ирина Александровна

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания. В данной работе рассмотрены и изложенны причины формирования музыкально-эстетической культуры школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДО «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К. Крупской»

Формирование музыкально-эстетической культуры школьников на уроке музыки средствами креативности

Выполнила: Вагнер И.А.,

Педагог дополнительного

образования

г. Новокузнецк, 2023

Проблема формирования эстетической культуры младших школьников в воспитательном процессе занимает центральное положение. Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности составляет предмет эстетического воспитания. Эстетические чувства не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания.

Недооценка важности работы по формированию первоначальных навыков эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, по мнению известного педагога и детского психолога П.Ф. Каптерева может привести к тому, что «Человек будет иметь глаза и ничего прекрасного не видеть, будет иметь уши и ничего гармоничного не слышать». Заслуга П.Ф. Каптерева заключается в том, что он дал толчок дальнейшей разработки таких важных педагогических проблем, как эстетическое и художественное воспитание, детское творчество и поиск стимулов к нему.

Рассмотрим первичные и наиболее общие формы, из которых непосредственно возникает и развивается художественное творчество ребенка, и составляющие первоначального эстетического чувства. Художественно-творческое развитие младших школьников представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле и тд).

Особая восприимчивость младших школьников к различным видам искусства общеизвестно, ее следует рассматривать как возрастную предпосылку для формирования эстетических способностей. Наиболее яркой, ценной чертой художественного восприятия младшего школьника является его эмоциональность. За годы школьного детства, у ребенка формируются и развиваются эстетические чувства. Эмоциональная жизнь младшего школьника так богата и так положительно окрашена, что это само по себе благотворная почва для художественного восприятия и развития эстетического чувства, которое становится на одно из первых мест в формировании эстетической потребности и является основой приобщения к эмоционально-целостному опыту, накопленному человечеством.

Проблема состоит в том, каким образом эффективнее воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которая обладает наибольшей силой эмоционального воздействия и служит одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов людей. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыки.

Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания.

Цель и задача музыкальных занятий заключается в том, что бы привить школьникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у учащихся художественного вкуса и эстетической потребности. Музыкально-эстетическое воспитание у учащихся требует определенной системы у учителя (от «простого к сложному»), соответствующего подбора учебного материала и специальных упражнений.

На первом этапе школьного обучения происходит знакомство с контрастными, но простыми по характеру жанрами (песня, танец, марш). Постепенно учащиеся приобщаются к программной музыки, особенно выразительно передающие различные музыкальные образы. Для воспитания музыкального вкуса необходимо развивать у учащихся навыки разбора общего характера произведения, его основных выразительных средств воплощающих музыкальные образы. Чем шире музыкальный опыт у учащихся, чем шире их музыкальный кругозор, тем больше открывается возможностей их развития (эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления, способность сравнивать, оценивать и чувствовать характер музыкального произведения). Одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности музыкально-эстетической осведомленности школьников является поиск оптимальных условий для постижения художественной картины мира, его многоплановой, социальной, эстетической и духовной значимости.

Решение задач поставленных перед учителем музыки невозможно без формирования креативности как общей способности школьника к творческой деятельности.

Многие психологи – ученые, в том числе В.Н.Дружинин, использует понятие креативность в качестве синонима понятию «творческие способности». Креативность (от лат.созидание)-общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, рассматривается как относительно независимый фактор. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детское творчество занимает одно из ведущих мест. Известно о том, что креативность присуще изначально всем детям. Вместе с тем в условиях школьного обучения, где деятельность ребенка строго регламентирована, креативность начинает блокироваться. Поэтому развитие креативности в младшем школьном возрасте приобретает особую значимость. Творческое отношение к действительности, он способен бесконечно удивляться, стремится к открытию, свободно фантазировать, легко и гибко менять свои идеи. Важно не пропустить момент, поддержать творческое начало в ребенке, развить его.

Уроки музыки как раз и развивают художественное восприятие, которое является базисным в развитии творческого потенциала и эстетическое отношение к миру.

Основой для урока творческого типа должно стать сотрудничество, которое обеспечивается, прежде всего, особым типом общения между учителем и учениками – общением не формальным, живым, эмоциональным. Именно педагогика сотрудничества во многом определяет и структуру уроков. Эта структура гибкая, подвижная, допускающая различные варианты, неожиданные ассоциативные ходы, импровизационные решения. В зависимости от эмоционального настроения класса учитель для более эффективного закрепления той или иной темы может давать классу различную музыку, различные эстетические примеры и ситуации. Учитель должен быть свободен от власти схем требующих от него четкого зафиксированного графика проведения урока.

Приобщение младших школьников к творчеству возможно только совместными усилиями взрослого и ребенка, что предполагает демонстрацию разнообразных творческих проявлений и способов деятельности. Урок должен быть организован таким образом, что бы сами его условия и обстоятельства требовали от детей творческой реализации. Разнообразие музыкально-художественных импровизаций самого педагога должно быть не меньше, чем импровизация учащихся. Отсутствие стандарта, трафарета не означает отсутствие системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии (Д.Б.Кабалевский).

Построение уроков музыки как уроков творчества предполагает активные художественно-творческие формы работы. Вся деятельность ученика на уроке музыке должна быть творческой. Эмоциональная накалённость школьника определит силу и интенсивность силы его воображения. Вот почему так важно, чтобы уроки музыки вызывали восхищение, удивление, эмоционально заряжали, духовно просветляли.

Список используемой литературы:

1. Науменко Т.И.; Алеев В.В Искуство. Музыка 5-7классах

2. Науменко Т.И;Алеев В.В.. Искусство. Музыка 1-4 классы

3. Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников./ Материалы Всероссийской научно-практической конференции ЧГПУ. Чебоксары, 1994.-158с.

4. Д.Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.

5. Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

Формирование исследовательских компетенций младших школьников на уроках музыки

Современный процесс обучения проходит в условиях повышенной конкуренции. При этом в качестве наиболее значимых факторов конкурентно способности берутся: наличие квалифицированных, творчески мысл...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...

Мастер класс «Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки"

Игровая технология, как средство развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки...