Конспект урока по музыке 3класс на тему "Мир музыки Бетховена"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Бимурзина Юлия Валерьевна

Конспект урока по музыке 3класс на тему "Мир музыки Бетховена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_muzyki_bethovena.docx20.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект  урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения.

Предмет: музыка     Класс: 3

Тема: «Мир музыки Бетховена»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом  и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

  • познакомить детей с героической судьбой композитора;
  • формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;
  • познакомить с жанром симфонии;
  • реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного музицирования (разучивание песни);
  • формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
  • расширять словарный багаж эстетических эмоций;
  • закрепить материал по темам раздела «В концертном зале».

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, SMART-доска, фортепиано.

 Материалы к уроку: Симфония №3 «Героическая» (фрагмент); симфония №5 (фрагменты) Л.Бетховен; «К Элизе» Л.Бетховен; «Сурок» Л.Бетховен; учебники «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).

Ход урока.

Музыкальное приветствие. Учитель: - Ребята, сегодня у нас завершающий урок в разделе «Музыка в концертном зале».  Вы познакомились с некоторыми жанрами, музыкальными инструментами, которые можно услышать в концертном зале. Что вам запомнилось?

(Дети вспоминают жанр концерта, сюиты, тембры флейты и скрипки, называют знакомые музыкальные произведения.)

Учитель: - Молодцы! Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).

Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Учитель: - Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения. 

Учитель: - Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни). И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять. Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.  (Дети записывают название произведения)

Теперь  давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

(Дети читают учебник на странице 108.)

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.


Дети записывают определение в тетрадь.

Лечебные свойства Лунной сонаты Людвига ван Бетховена заложены в ней ее историей, историей любви великого композитора. Бетховен дает Джульетте Гвиччарди уроки музыки и не берет платы с юной графини, а она в знак признания дарит ему дюжину сшитых собственноручно рубашек. Бетховен сочиняет эту сонату и посвящает Джульетте.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.  Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Учитель: - Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. (Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети. 

Звучит видео-фрагмент. Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Учитель исполняет песню в русском переводе. Дети сопоставляют свои впечатления.

Вокально-хоровая работа над песней.

Итог урока.

Учитель: - Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

Учитель: - Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло...

Конспект урока по математике. 3класс, VIII вид (умеренная умственная отсталость). Тема :Число и цифра 5.

Класс: 3класс ,VIII вид (умеренная умственная отсталость).Тема урока: Число и цифра 5.Продолжительность учебного занятия:45 мин.Тип учебного занятия: комбинированныйЦели (образовательная, развивающая,...

Конспект урока по математике. 3класс, VIII вид (умеренная умственная отсталость). Тема : Слагаемые. Сумма.

Класс: 3класс ,VIII вид (умеренная умственная отсталость).Тема урока: Слагаемые. Сумма.Продолжительность учебного занятия:45 мин.Тип учебного занятия: комбинированный Цели урока: 1.Позн...

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти,  умение выявлять характерные ос...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...