Методические основы взаимодействия искусств в фольклоре на уроках музыки с младшими школьниками.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3 класс)

Силютина Элина Владимировна

В фольклоре проявляется синкретизм самого мышления человека. Оно не отделяет искусство от жизненных реалий. В народном творчестве искусство всегда вписано в быт, вызвано к жизни конкретной ситуацией. Существовали жнивные песни, песни-колядки, весенние заклички, летние хороводные и т.д. Исполнять летом песню, предназначенную для зимних праздников, в традиционном искусстве так же странно, как на лыжах кататься по траве. Даны примеры игр, импровизаций, эстафет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические основы взаимодействия искусств в фольклоре на уроках музыки с младшими школьниками.

На заре развития человеческого общества и культуры различные искусства существовали в синкретическом единстве. Слово «синкретизм» и обозначает слитность, неразрывность взаимодействия каких-либо элементов.

В фольклоре проявляется синкретизм самого мышления человека. Оно не отделяет искусство от жизненных реалий. В народном творчестве искусство всегда вписано в быт, вызвано к жизни конкретной ситуацией. Существовали жнивные песни, песни-колядки, весенние заклички, летние хороводные и т.д. Исполнять летом песню, предназначенную для зимних праздников, в традиционном искусстве так же странно, как на лыжах кататься по траве.

Приуроченность фольклорного действия к конкретным ситуациям предполагала и определенные «декорации». Они могли быть естественными: окружающая природа, дом или двор, или искусственными, созданными самим человеком для проведения ритуала.

Человек не отделял себя от окружающего мира, считал себя органической частью, а мир – продолжением своего тела. Тело человека было своеобразной моделью мира, вбирало в себя свойства природных явлений, подчинялось общим законам природы. Поэтому язык искусства был по сути языком человеческого тела. Средства выразительности этого искусства не выходили за пределы возможностей человеческой пластики, речевых интонаций.

Поскольку основным занятием наших предков было земледелие, то и сам уклад жизни подчинялся ритму смены времен года. Весной во время посадки, летом в период сенокоса, осенью в жатву работали от зари до зари, не жалея своих сил. Зимой жизнь в природе замирала, и деятельность человека сводилась к неспешным домашним делам.

Все природные явления в народном творчестве одушевлены, т.е. как и человек, имеют душу, характер, свой нрав и привычки. С ними человеку можно общаться: попросить о чем-нибудь, поблагодарить или просто поговорить – поделиться самым сокровенным, как это часто бывает в русских народных песнях.

Люди считали, что природе можно помогать: ускорить приход тепла весной, помочь солнцу «повернуться на лето», напомнить дождю, чтобы не запаздывал, снегу, чтобы вовремя поля укрыл. От порядка в мире зависела и жизнь самого человека.

Так и возникли календарные песни – как помощь человека миру. Начинался новый год, конечно же, весной, когда природа просыпалась после зимнего сна, отогревалась Матушка-земля. Чтобы Весна-Красна не задерживалась, ее звали и приглашали, как дорогую гостью: «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великой милостью…» А Мороз Красный нос прогоняли: «Ты, Мороз, не показывай свой нос, уходи скорей домой, стужу уводи с собой…»

Птицы, возвращавшиеся домой, считались вестниками весны. Первыми прилетали жаворонки. Их поджидали: с песнями-закличками и веснянками выходили за село, на горку. Несли с собой выпеченных из теста «куликов», подбрасывали их вверх или поднимали высоко на палках, дети имитировали различными способами прилет птиц, помогая им, добавляя свою энергию к их полету. С тех давних пор птица в народном творчестве – символ любви, тепла и света.

Весна ассоциировалась с началом жизни человека. Поэтому в весенних ритуалах активное участие принимали дети. До наших дней дошли детские песенки: « Андрей-воробей», «Божья коровка, улети на небко», «Дождик, дождик, пуще».

Если просто выучить с детьми песенку-веснянку, то она может быстро забыться, вытесниться из сознания современными образами. А если объяснить, почему эти песни пели, как это было важно, предложить школьникам придумать свои действия, которыми можно «помочь» приходу весны, тогда старинные тексты оживают, а игра, возникшая на уроке, запомнится надолго.

Например, можно организовать веселую эстафету «Забросай снежками снежную бабу» (старинный ритуал, помогающий Весне взять верх над Морозом). «Мороз, мороз, бабу снежную принес. Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком.» Делим детей на две команды, строим в шеренги, первым стоящим участникам даем снежок (скомканный лист бумаги). По сигналу ребенок бросает его в снежную бабу, нарисованную на доске, подбирает свой снежок, отдает его следующему участнику и бежит в конец шеренги. Чья команда закончит эстафету первой, та и победила.

Игра-эстафета «Одень деревья». «Весна Красна приходи, снег холодный растопи. Деревья зеленью одень, пусть теплее будет день.» Две команды, у каждого участника в руках вырезанный из зеленой бумаги листик, по сигналу бежим до корзинки, кладем листик и убегаем в конец шеренги, перед этим задеваем следующего игрока.

Танец-импровизация «Полет птиц». «Жаворонки-жавороночки, прилетите к нам, принесите нам весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.» Дети встают в круг лицом друг к другу. Звучит музыка, необязательно фольклорная, это может быть весенняя музыка с пением птиц. Сначала педагог импровизирует движение под музыку, дети повторяют. Затем ведущий показывает на того, кто следующий будет импровизировать. Получается красивый танец-фантазия, который дети исполняют с удовольствием.

Песня-импровизация «Жаворонки». «Жаворонки, мои матушки, принесите ко мне весну красную.» Предложить детям сочинить мелодию к тексту. Возможно коллективное сочинение, где каждый может добавить свою тему.

На таких занятиях возможна лепка фигурок птиц из пластилина, рисование персонажей-образов фольклора. Как показывает опыт работы, фольклорные песни и игры воспринимаются детьми с большим интересом. Играя в них, дети принимают к себе в круг культуру своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

Организация работы над темой Фольклор как средство развития речи младших школьников

Эта работа расчитана на то, чтобы научить детей  воспринимать  выразительные средства языка в соотве ствии с их функцией в художественном   произведении;- на...

"Музыка - целитель здоровья". Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки у младших школьников.

В этой статье я обобщаю опыт своей работы на уроках музыки с применением здоровьесберегающих технологий....

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Методическая разработка Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...

Методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников

На развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяющее влияние оказывает целый ряд факторов. Для исследования наибольший интерес представляет воздействие на развитие эмоциональной от...