«Царит гармония оркестра»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

«Царит гармония оркестра»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ

                                                      Учитель: Жирякова Н.В.

Тема урока: «Царит гармония оркестра»

Класс: 4

Цель  урока:

Задачи  урока:

Дидактические: закрепление понятий «оркестр», «дирижер», «тембр»;

ознакомление с различными видами оркестра;

ознакомление с группами инструментов симфонического оркестра;

выявление различия тембров инструментов симфонического оркестра;

умение передать настроение музыки в пении, имитации игры на инструментах симфонического оркестра.

Развивающие: развитие тембрового слуха;

формирование эстетического вкуса;

развитие эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные: привитие интереса к симфонической музыке;

формирование бережного отношения к музыкальным инструментам.

Формы контроля: контроль, самоконтроль

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познават.,Р - регулятивные, К коммуникатив.)

Личностные

Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном  музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.

Познавательные УУД: расширить знания о симфоническом оркестре; конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента; формировать умение анализировать , сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.

Регулятивные УУД: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные УУД: находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

развивать интерес к искусству, уметь найти свою позицию в искусстве; обогащать эмоционально-волевую сферу учащегося.

Проект учебного  занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя и обучающихся

Методы, приемы работы

Дидактические средства, оборудование

I. Организационный - мотивационный этап

-Здравствуйте, ребята,

Встретились мы снова.

-Урок сегодня проведу у вас я.

-Сегодняшний урок поможет нам

Узнать так много, многого добиться:

Чтоб тайны музыки познать,

Должны прилежно вы учиться.

Словесный

II. Актуализация знаний.

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлет лес и луг,

Вдаль бегут степные тропки.

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

- А куда сегодня нас поведет музыка? На этот вопрос нам ответит эта  музыкальная шкатулка. Но, чтобы она открылась, мы с вами должны ответить на вопросы.

1.Что такое оркестр?

2.Кто такой дирижер?

3.Что такое тембр?

(Ответы уч-ся: СЛАЙД 1. оркестр - это большой коллектив музыкантов, которые играют на различных музыкальных инструментах; СЛАЙД 2. дирижер – это руководитель оркестра; СЛАЙД 3. тембр – это окраска звука)

Ты, шкатулка, открывайся,

Открывайся поскорей,

Постарайся, постарайся,

Чтобы было веселей!

Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра»

Итак, ребята сегодня нас музыкальная шкатулка знакомит с симфоническим оркестром.

Сообщение 1 ребенка:

- Существуют разные виды оркестра: струнный, духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов и, конечно же, симфонический – самый полный и совершенный по звучанию. В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр звучит голосами различных музыкальных инструментов. Инструменты в симфоническом оркестре располагаются группами. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х групп инструментов.

Сообщение 2 ребенка:

Первая группа - струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эта группа является фундаментом оркестра. Вторая группа – деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот. Третья группа – медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба. Эта группа придает звучанию оркестра мощь и блеск. Четвертая группа - ударные инструменты: барабан, литавры, тарелки, треугольник, челеста, ксилофон. Эта группа дополняет и украшает звучание оркестра различными ритмическими оттенками. Еще в симфонический оркестр могут вводиться такие инструменты как – арфа, рояль. Руководит оркестром дирижёр -  великий мастер владения звуком.

Словесный

Наглядный

Практический

Беседа

Презентация

III. Открытие новых знаний.

СЛАЙД 4. - Перед вами схема размещения муз. инструментов в симфоническом оркестре. Как видите, музыканты никак не могут сидеть,  как кому нравится, а только в строго определённом порядке. Каждая группа занимает в оркестре определенное место.

 

Рассказ учителя: слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. Орхестрой называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор. Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием.

«Дирижер». А теперь отгадайте загадку:

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … (ДИРИЖЁР)

- Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

-Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Движением рук и мимикой дирижёр подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.

Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце.

- Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

– Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.

СЛАЙД 5. Вероника Дударова (1916-2009)-(её имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами)

СЛАЙД 6. Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

СЛАЙД 7. Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

- Как вы думаете, а без дирижера оркестр сможет играть?

ФИЗМИНУТКА

-С каким видом оркестра мы с вами часто сталкиваемся на уроках? (СИМФОНИЧЕСКИЙ)

Для симфонического оркестра создана огромная литература — симфонии, сюиты, поэмы, увертюры и др. С

имфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов).

 Вид оркестра зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в его состав.

Каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности, и каждый хорош по-своему!

- Давайте запишем виды оркестров. Внимание на экран.

СЛАЙД 8. - народный,

СЛАЙД 9. - духовой,

СЛАЙД 10. - джазовый,

СЛАЙД 11. - симфонический

Словесный

Наглядный

Практический

Презентация

Беседа

IV. Закрепление усвоенных знаний

Тестирование учащихся. СЛАЙД 12.

  1. Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.

А)  Деревянная духовая

Б)  Ударная

В) Струнная

  1. Какой инструмент называют «царицей музыки»

А) Гитара

Б) Труба

В) Скрипка

  1. Какой инструмент  не входит не в одну группу:

А) Контрабас

Б)  Рояль

В) Тромбон

  1. Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц

А) труба

Б) флейта

В) треугольник

  1. Как называют человека, который руководит  оркестром.

А) директор

Б) музыкант

В) дирижер

- А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 13

ВСЕ ответы правильные – 5,

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3,

три ошибки – 2.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».

- Мы сегодня очень хорошо работали, дружно, активно, значит, и у нас на уроке присутствовала гармония.

Практический

Карточки

Презентация

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Отвечая на вопросы дети используют карточки разного цвета:

Красный – мне было сложно

Жёлтый – я затрудняюсь ответить

Зелёный – я со всем справился

Домашнее задание:  Вам нужно приготовить сообщение «Выдающиеся дирижеры 20 века», выбрать одного дирижера и рассказать о нем.

Словесный

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по программе Критской Е. Д. Раздел:"В концертном зале". Тема урока "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр"2

Презентация к уроку музыки в  4 классе. По программе  Критской Е. Д.,  "Музыка. 4 класс."  Раздел "В концертном зале".Тема урока: "Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр. ...

Урок музыки 4 класс "Царит гармония оркестра"

Тема урока: "Царит гармония оркестра".Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём....

Царит гармония оркестра

Уроку музыки в 4 классе по программе Крицкой (использование Smart Notebook 10)....

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме : "Царит гармония оркестра"

Уроок построен в соответствии с ФГОС, указаны все результаты....

пособие для учащихся по музыке по теме "Царит гармония оркестра"

Презентация рассказывает об оркестрах города Белгорода....