На великий праздник собралася Русь
методическая разработка по музыке (4 класс)

Окользина Вера Ивановна

Знакомство учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_velikiy_prazdnik.docx40.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"На великий праздник собралася Русь?"  

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Задачи:

  • Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;
  • Развивать интонационный слух, перцептивные способности, ассоциативное мышление учащихся;
  • Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки;
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Материал:

Музыкальный ряд:

М. Глинка. “Родина моя! Русская земля!” -  хор из оперы “Иван Сусанин”;
С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, ч.2 “Песнь об Александре Невском”, ч.4 “Вставайте, люди русские!”;
А. Бородин. Симфония №2 (“Богатырская”), 1 часть;
“Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, ст. В.Матусовского;
“Отважная песня”. Муз. И. Шварца, ст. В.Коростылёва.

Изобразительный ряд:

“Чудо Георгия о змие”. Икона XV века;
Донателло. “Святой Георгий”. Скульптура. XIV век;
П. Корин. “Александр Невский” (фрагмент триптиха);
В.Васнецов. “Богатыри”;
видеоматериал о великой Отечественной войне;
фрагмент видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”.

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, видеомагнитофон, портреты композиторов, разрезной “Словарь настроений и чувств” (для учащихся).

Методы: беседа, активный диалог, ассоциативный поиск, художественное моделирование, интонационное прочувствование, сопоставление.

Содержание:

“Нету счастья выше, нету чести выше,
Чем любимой Родине служить!”
(А.С. Ерикеев)

Звучит хор “Родина моя! Русская земля!” из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки

У.: “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего еси исполнена земля Русская...” Это строки древнего русского летописца. За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, и посвящён наш сегодняшний урок.

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.

Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображён? (Рис.1)

Д.: Всадник на коне, сражающийся со змеем.

У.: Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?

Д.: Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.

У.: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?

Д.: Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы, а ещё на монетах... А я видел похожего всадника на других иконах в церкви...

У.: Верно. И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа.

В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и соверщил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”.

“Чудо Георгия о змие”– так называется это удивительное творение мастера, имя которгого, к сожалению, осталось неизвестным.

(Далее возможен просмотр фрагмента видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”)

Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся “прочесть” её смысл. Каждый цвет в этом художественном произведении имеет своё значение. Змей изображен на тёмном фоне – символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображении коня символизирует силу Истины. А как вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?

Д.: Наверное, красный цвет – цвет справедливости… Цвет мира…Непримиримости со злом.

У.: Вы правы. Сама рука Господа, благословляет Георгия на битву со злом во имя мира.

Святого Георгия многие народы признали своим покровителем, заступником, назвав Победоносцем. В честь него были возведены храмы, составлено житие, повествующее о его славной жизни, созданы произведения искусства.

Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. ( Рис.2) Скульптура “Святой Георгий” принесла ему настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина-победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.

Какие черты характера воина-защитника воплотил скульптор?

Д.: Мужество, силу, уверенность в победе...

У.: Почему вы так решили?

Д.: Этот воин облачён в рыцарские доспехи… Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу… Взгляд воина напряжённый, гордый… Он решителен и отважен.

У.: Да, он уверенно стоит на родной земле. Отсюда он не отступит ни на шаг.

А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина (Рис.3). Не правда ли, удивительно похожи эти два воина: один – из итальянского города Флоренции, другой – стоящий на берегу русской реки Волхов, на Новгородской земле? Что общего между ними? Что их сближает?

Д.: Они оба – смелые и сильные воины, готовые в любую минуту сразиться с врагом, защитить Отечество.

У.: Вам, конечно, уже знакома эта картина. Кто этот воин?

Д.: Александр Невский.

У.: Князь Александр Ярославич – один из наибролее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

Д.: Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.

У.: Каким изобразил Александра Невского художник Корин?

Д.: Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.

У.: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю. А земля эта, посмотрите, какая красивая! Суровая, но какая поэтичная!

У.: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

Д.: Пейзаж с русскими церквями. Я слышу их колокольный звон… За плечами Александра Невского – старинное боевое русское знамя..

У.: Какая цветовая гамма использована в картине и почему?

Д.: Краски в картине суровые, мрачные, неброские... Потому, что было суровое военное время.

У.: Обратите внимание на цвет плаща, развевающегося за плечами князя. Случайно ли выбран такой цвет? Что хотел сказать этим художник?

Д.: Цвет плаща алый. Это цвет непримиримости со злом. Я думаю, что автор хотел этим подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле… А я думаю, что художник Корин хотел сказать, что Александр Невский – справедливый воин, который защищает своё Отечество.

У.: Идеал такого воина нашёл воплощение не только в живописи, но и в кино, музыке.

Незадолго до начала Великой отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”. Музыка, зазвучавшая в этом фильме, стала известной во всём мире. Вспомните и назовите произведение и его автора.

Звучит фрагмент хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева

Д.: (называют произведение)

У.: Какими интонациями пронизана эта музыка? Созвучны ли они картине П. Корина?

Д.: (работают со словарём) Суровые, величественные, призывные…

У.: Изменяются ли они в средней части хора? Почему?

Д.: Изменяются. Музыка звучит более светло, величаво, в народном духе. Я думаю, здесь композитор передал любовь к Родине, без которой не может существовать защитник Отечества.

У.: В годы великой Отечественной войны, когда наш народ сражался с немецкими захватчиками, чуть ли не каждый день по радио звучала музыка из этой кантаты. Как вы думаете, почему? Какое впечатление производила она на солдат нашей армии?

Д.: Эта музыка вдохновляла русских солдат на защиту Родины от фашизма, помогала им, придавала силы...

У.: Давайте и мы исполним уже знакомую музыку С.Прокофьева, хор “Вставайте, люди русские!”, так, как её пели русские солдаты, уходя на фронт.

Исполнение хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”.

У.: Да, нелёгкими были эти годы... “Сороковые роковые...” – напишут позже о них поэты. О том, как сражались за Родину наши воины, создано множество произведений искусства в разных жанрах: литературе, кино, живописи, музыке... О великом мужестве русского солдата в годы Великой Отечественной сложено немало песен. Я предлагаю исполнить сейчас одну из них с замечательным названием - “Баллада о солдате”.

Исполнение песни “Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, Сл. В.Матусовского.

У.: Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне...

Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины?

Д.: ?

У.: Ребята, а кто такие богатыри?

Д.: Сильные люди...

У.: Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова “Богатыри” ( Рис.4). Кто на ней изображён?

Рисунок 4

Д.: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

У.: Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильные? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц... Каков Добрыня, a каков Алёша?

Д.: Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алёша хитроват.

У.:Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?

Д.: “Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом даный дар”

У.: Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?

Д.: Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.

У.: А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?

Д.: Зло, несчастье.

У.: Так что же делает человека поистине богатым?

Д.: Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

У.: Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

Д.: Величавую, богатырскую...

У.: Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?

Д.: Решительный, грозный, мужественный...

У.: В каком регистре она звучала бы?

Д.: В низком.

У.: А какой мелодией вы бы изобразили русский пейзаж?

Д.: Песенной, широкой, неторопливой, светлой...

У.: Каким бы поручили её инструментам?

Д.: Скрипкам...

У.: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями.

Звучит 1 часть Симфонии № 2 А. Бородина.

У.: Похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли? Такой ли вы представляли музыку о богатырях?

Д.: Очень похожа… Я такой её и представлял…

У.: Как звучит её главная мелодия? (Hаигрывает)

Д.: Напряжённо, сурово, грозно, решительно...

У.: В каком регистре она звучит?

Д.: В низком.

У.: Чей это образ? Кого увидели?

Д.: Богатырей.

У.: А эта мелодия как звучит? Каков её харатер? (Hаигрывает)

Д.: Светлая, добрая, нежная, песенная...

У.: Какие инструменты её поют в оркестре?

Д.: Скрипки.

У.: А что вы увидели, слушая эту мелодию? ( Hаигрывает)

Д.: Бескрайние просторы нашей Родины... А я думаю, это матери богатырей, которые ждут их возвращения домой... Мне кажется, что это широкая душа Богатыря...

У.: Каков же образ здесь воплощён? Без чего немыслимы богатыри, защитники Отечества?

Д.: Без Родины, без любви к ней...

У.: Мы познакомились с 1 частью Симфонии А.Бородина. Как вы думаете, какое название дали современники Бородина этой симфонии?

Д.: “Богатыри”, “Богатырская”...

У.: Конечно, “ Богатырская”!

У.: Спасибо вам за прекрасные ответы.

На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Скажите, что же их объединяет?

Д.: Все они рассказали нам о воинах, защитниках Отечества.

У.: Так каким же должен быть настоящий защитник Отечества?

Д.: Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным...

У.: “Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, а всех любил и честь держал...” – эти слова великого русского полководца Дмитрия Донского мог сказать о себе любой богатырь. Таков он – защитник Отечества.

Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?

Д.: Нет, не только взрослые, но и дети.

У.: Знаем мы песни о юных богатырях, защитниках Родины?

Д.: “Песня о маленьком трубаче”, “Отважная песня”.

У.: Какую бы вы хотели сейчас исполнить?

Д.: “Отважную песню”!

Исполняется “Отважная песня”, Муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва.

У.: Ребята, в заключение нашей встречи мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

А в качестве домашнего задания я хочу предложить вам написать небольшое сочинение на тему “Мой идеал защитника Отечества – каков он?”. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД социализация. Тема: «Великий праздник – День Победы!»

НОД по социализации на тему "Великий праздник - День Победы!" построен на материале о блокадном Ленинграде и включает в себя:- краткий рассказ о блокадном Лениграде под военную музыку "Священная ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

Великие праздники. Рождество Христово.

Сценарий праздника Рождества в начальной школе....

«Великий праздник День Победы!»

Данный классный час расширяет знания учащихся о знаменательной дате – семидесятилетие  Великой Победы,  и её значении в  истории человечества....

КТД сценарий праздника "Россия Русь"

Данный сценарий был написан для коллективной творческой деятельности учеников 4 класса казачей направленности....

На великий праздник собралася Русь

В разработке представлены конспект и технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь" в 4 классе (Критская)...