Методическая разработка урока музыки на тему: «Мелодия - душа музыки»
методическая разработка по музыке (3 класс)
Методическая разработка урока музыки на тему: «Мелодия - душа музыки»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о мелодии как основе музыкального искусства, ее интонационно-образной природе и связи с человеческими эмоциями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.»
Методическая разработка урока музыки на тему: «Мелодия - душа музыки»
Подготовила: Стан О.В.
учитель музыки
г.Йошкар-Ола
2025 г.
Тема урока: «Мелодия – душа музыки»
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о мелодии как основе музыкального искусства, ее интонационно-образной природе и связи с человеческими эмоциями.
Задачи:
Образовательные:
Углубить понимание термина «мелодия».
Дать первоначальное представление об интонации в музыке как отражении внутреннего состояния человека.
Познакомить с понятием «песенность» на примере русской музыки.
Акцентировать роль мелодии как главного средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость и образное мышление.
Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения.
Развивать певческие навыки и культуру исполнения.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской музыкальной культуре.
Формировать понимание музыки как универсального языка эмоций.
Планируемы результаты:
Предметные :
- исполнение и разучивание песни.
- сравнительный анализ, с использованием усвоенных ранее музыкальных терминов.
-определение характера, жанровой основы музыкальных произведений.
- выполнение заданий творческого характера.
Метапредметные :
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
- осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе работы;
- принимать позицию слушателя;
- осуществлять контроль и самоконтроль по результату;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Личностные :
- передача своего отношения к прослушанным музыкальным произведениям.
- развитие музыкально-эстетического чувства.
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Оборудование: Музыкальный центр/компьютер и колонки, фортепиано, презентация с изображениями и названиями произведений, тексты песен.
Учебно-методическая литература: Музыка. 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение.
Музыкальный материал:
1. П.И. Чайковский - Мелодия из оперы «Пиковая дама» (ария Лизы «Откуда эти слезы»), фрагмент.
2. М.П. Мусоргский - «Слеза» из цикла «Детская».
3. Русская народная песня «Во поле береза стояла».
4. Песня «Мелодия» (А. Пахмутова, Н. Добронравов) или другая подходящая по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 минуты)
Приветствие. Музыкальное приветствие (учитель пропевает: «Здрав-ствуй-те, де-ти!», дети отвечают: «Здрав-ствуй-те, учи-тель!»).
Настрой на урок. Объявление темы: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, чтобы найти самую главную, самую живую часть любой музыки. Тема нашего урока – «Мелодия – душа музыки». Как вы думаете, что значит это выражение?» (Выслушать краткие предположения детей).
II. Актуализация знаний. Введение в тему (5 минут)
Беседа: «Вспомните, когда вам бывает грустно? А весело? Как ваше настроение проявляется внешне?» (Дети отвечают: вздохи, улыбка, слезы, смех).
Вывод учителя: «Правильно! Наше внутреннее состояние всегда находит выход через интонации в голосе: через вздох, через восклицание, через напевную речь. Композитор, как настоящий волшебник, умеет превратить эти живые человеческие интонации – радости, печали, вопроса, удивления – в музыкальную мелодию. Так рождается музыка. Она начинается с интонации».
III. Работа по теме урока (25 минут)
1. Образ грусти и печали в музыке.
Слушание: Звучит фрагмент арии Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама» («Откуда эти слезы»).
Вопрос перед прослушиванием: «Послушайте эту музыку и скажите, какое настроение у героини? Она радуется или грустит? Как вы это поняли?»
Обсуждение: Дети делятся впечатлениями (мелодия плавная, печальная, медленная, как будто кто-то вздыхает).
Слушание: М.П. Мусоргский, «Слеза».
Задание: «А теперь послушайте еще один маленький музыкальный рассказ. Он называется «Слеза». Услышали ли вы в музыке что-то похожее на капли? На всхлипы?»
Вывод: «Оба композитора с помощью мелодии смогли передать грусть. Мелодия в этой музыке – как живой голос, который рассказывает нам о своих чувствах без слов. Это и есть интонация».
2. Песенность – душа русской музыки.
Беседа: «А теперь давайте вспомним, какая музыка чаще всего звучала на Руси? Конечно, песня! Русские люди пели всегда: за работой, на празднике, в горе и в радости. Поэтому самая главная черта русской классической музыки – ее песенность».
Слушание: Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Задание: «Послушайте, какая красивая, плавная, словно текущая речка, мелодия. Ее легко запомнить и напеть. Давайте попробуем?»
Распевание и разучивание (напевание мелодии на слог «ля» или с первым куплетом).
3. Закрепление понятия «Мелодия – главная мысль музыки».
Игра «Угадай настроение»: Учитель играет на фортепиано короткие мелодические отрывки (радостный марш, колыбельную, тревожную интонацию). Дети определяют характер.
Вывод: «Мы смогли угадать настроение, потому что вслушались в мелодию. Она и есть главный рассказчик в музыке, ее душа».
IV. Творческая деятельность (5-7 минут)
Пение: Разучивание и исполнение песни, соответствующей теме урока (например, «Мелодия» А. Пахмутовой или другая лирическая, напевная песня из школьного репертуара).
Задача при пении Передать характер мелодии, спеть ее выразительно, пропевая гласные, делая мелодию плавной и певучей.
V. Итог урока. Рефлексия (3-4 минуты)
Беседа:
- «Так что же такое мелодия?» (Душа музыки, ее главная мысль).
- «Как рождается музыка?» (Из человеческих чувств, интонаций).
- «Чем славится русская музыка?» (Своей песенностью, красивыми мелодиями).
Заключительное слово учителя: «Сегодня мы с вами убедились, что мелодия – это действительно живая душа музыки. Она может плакать и смеяться, рассказывать целые истории без единого слова. Уходя с урока, прислушайтесь к миру: может быть, вы услышите мелодию в шуме дождя или в пении птиц?»
VI. Домашнее задание (по желанию):
Нарисовать рисунок, который передает настроение понравившейся мелодии с урока, или найти дома и послушать с родителями одну песню с красивой, запоминающейся мелодией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 1 классе "Мелодия - душа музыки"
Сформировать у детей понятие, что мелодия - главная мысль произведения....

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).
Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...

4 класс урок музыки по теме "Мелодия - душа музыки"
Презентация для урока музыки в 4 классе. Тема - "Мелодия - душа музыки". Обучающиеся познакомятся с творчеством русского композитора С.В.Рахманинова и его произведениями - "Вокализ"...

Методическая разработка урока музыки по теме "Концерт"
Создание условий для формирования представлений о крупном инструментальном музыкальном жанре Концерт....

