Главные вкладки

    Статья "Класс - зеркало учителя"
    статья по теме

    Статья для журнала "Первоклассные родители"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Klass_-_zerkalo_uchitelya.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чарнецкая Жанна Николаевна,

    заместитель директора по УВР школы первой ступени образования,

    учитель начальных классов  

    ГОУ СОШ с углублённым изучением английского языка №1234

    Центрального округа города Москвы

     

    Класс – зеркало учителя

            Сейчас у родителей есть возможность выбора школы и учителя, нет жесткого прикрепления к определенному  учебному заведению.  Школы специально проводят Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей, во время которых можно познакомиться  со школой, её традициями и с учителями, посетить открытые уроки, посмотреть на учебные кабинеты.

            Выбирая школу,  родители часто руководствуются разными принципами и критериями: кто-то ориентируется  на внешние атрибуты, красивую мебель, зимние сады и цветники, кого-то привлекает высокий уровень технического оснащения,  кто-то выбирает школу, в которой есть бассейн, множество кружков. Кого-то привлекает возможность нахождения детей в школе под присмотром учителей           в течение всего дня,  кто-то  отдает предпочтение  данному учебному заведению потому,  что оно расположено близко к дому. Кто-то приходит в  школу,  потому что ее окончил сам или в ней учились старшие дети, а кто-то просто слышал много положительных отзывов о ней.

            Я же считаю, что  главное – это  выбор не только и не столько школы, а если есть возможность,  то это выбор  учителя.  Но не по принципу:  ребенок соседки или знакомых учился у данного учителя,  и она очень  им понравилась (хотя это тоже важный критерий), а по тому совпадают ли учитель с вашим конкретным ребенком или нет.  

            Все мы разные по типу темперамента, у всех разный характер, привычки. И у каждого ребенка свои особенности. Одни энергичные, целеустремленные, всегда готовы творить, быстро откликаются на предложения, сами высказывают интересные мысли, предлагают много интересного и нового, идеи сыплются одна   за другой. Другие более инертны, они хорошие исполнители, но предлагать что-то самим они не привыкли, необходимость делать это приводит их  к унынию.  Они  все делают размеренно,   скрупулезно обдумывая все детали, основательно, не торопясь. Если  их теребить,  требуя множества новых идей,  торопить, требовать от них ускоренного выполнения заданий, ни к чему хорошему это не приведет.  Конечно, дети меняются и приспосабливаются, но это мешает их развитию, самовыражению,   рождает много комплексов. Ребенок принимает или не принимает учителя и,  если нет, тогда учеба превращается в муку, возникает  множество проблем. Конечно, надо развивать детей, учить их действовать в разных условиях, в нестандартных ситуациях. Только можно это делать разными способами и с разной интенсивностью. Поэтому хорошо, когда  есть психологическая совместимость ребенка и  учителя.

            За долгие годы работы в школе я убеждалась не раз,  что дети являются зеркалом своего учителя. Глядя на класс, с большей или меньшей долей вероятности можно сказать, что этих детей учит такой-то учитель. Конечно,  бывают исключения. Но это только подтверждает правило. В процессе учебы дети копируют учителя, его манеру поведения и даже речь. Если учитель и ребенок похожи по многим параметрам, у них все получается слаженно, ребенок быстро развивается и школа для него действительно становится родным домом, куда он стремится и откуда не хочет уходить.

            Если заглянуть в классные кабинеты даже  одного учебного заведения, можно увидеть, насколько они разные и с точки зрения оформления классного кабинета,  и с точки зрения микроклимата, и по  манере поведения его обитателей. В одном классе идеальный порядок, все расставлено по своим местам. А в другом классе учитель   не придает этому значение, все находится в творческом или даже не в творческом беспорядке. Иногда создается впечатление, что в классе происходили баталии. И дети одного классного руководителя, уходя  из  своего кабинета или кабинета учителей-предметников,  задвигают стулья, убирают за собой весь мусор. Другие, как и их учитель, не придавая этому значения, оставляют все в полном беспорядке. Одни дети спокойно разрешают конфликты, готовы вместе искать истину, умеют терпеливо выслушать собеседника, как и их учитель. А есть классы, где дети категоричны, непримиримы, конфликты пытаются разрешить по принципу «кто кого перекричит» или  кто сильнее, тот и прав.  Конечно, бывает,  что в классе один или несколько ребят, которые совпадают по многим параметрам со своим учителем, но при этом   отличаются своим  поведением от остальных учеников. В таком случае, как правило,  при умелом руководстве мудрого учителя и поддержке ребят им проще научиться справляться с проблемами и они тоже меняются               в лучшую сторону.

            Можно привести массу примеров того, к чему приводит практика, когда                    не придают значения психологической совместимости учителя и учеников. Приведу один конкретный пример. Дети попали к хорошему опытному учителю, отучились полгода. Но  большинство из них  с трудом вставали по утрам, ходили в школу как на каторгу, как говорится из-под палки, по утрам у некоторых болел живот. Они        с нетерпением ждали выходных и каникул. Но так случилось, что учитель ушел. На его место пришла другая учительница. Родители огорчились, что она молодая, неопытная, боялись, что это еще больше усугубит проблемы отдельных детей.   Но она оказалась очень энергичной, творческой личностью: писала стихи, придумывала разные праздники, в ее голове постоянно рождались какие-то идеи. В класс пришел учитель – и детей как подменили. Оказалось, что дети больше совпали с ней, чем     с предыдущим опытным учителем. Все, хотя дети были с разным потенциалом, стали писать стихи, рисовать, участвовать в творческих конкурсах. Они не хотели уходить домой из школы, все очень сдружились, стали одной семьей. Родители не узнавали своих детей. Они даже  родителей заразили своим творчеством, зарядили  энергией. Родители сдружились и всей большой семьей: учитель, дети, родители ездили на экскурсии, ставили спектакли, участвовали в конкурсах. Учитель выпустил детей из начальной школы, и классным руководителем стал другой учитель, хороший учитель, но другой по своему темпераменту, по складу ума. И начались проблемы. Дети, которые привыкли быть в движении, творить,  не получили поддержку,  им некуда было выплескивать свою неуемную энергию, никто не поддерживал и не помогал реализовывать их многочисленные идеи, изменился стиль общения с учителем и начались конфликты и проблемы, поскольку энергия выливалась в других формах. У детей пропало желание ходить в школу. Они по-прежнему были вместе, очень дружили, но их новых «идей» учителя опасались.  Хорошо, что администрация вовремя отреагировала на происходящее  и пошла на эксперимент: в качестве классного руководителя  детям вернули их учителя. А  спустя год в старшей школе нашли совпадающего с ними по энергетике, типу темперамента, желанию творить учителя.

              Если есть возможность выбрать класс, в котором работает учитель,  совпадающий  с вашим ребенком, воспользуйтесь ею. Хотя конечно, само собой   разумеется, что любой учитель должен осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать психологическую комфортность, быть толерантным, уметь войти        в положение ребенка.  И настоящий профессионал сделает все возможное, чтобы ребенок рос творческой личностью, развивался, получал удовольствие от самого процесса обучения, чтобы  с радостью бежал в школу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

    Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

    Фильм. Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна"

    Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист И. Ильинскийhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540923/...

    Диафильм И. А. Крылов "Зеркало и Обезьяна"

    Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

    Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...