Главные вкладки

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
    статья по теме

    Бобылева Марина Витальевна

    В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюда из зёрен».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Proektnaya_deyatelnost.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бобылева М.В.

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии  компетентностно - ориентированного обучения  в начальной школе

    Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

    В связи с тем, что меняются требования  к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в ФГОС, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным  я считаю метод проектов.

    Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

    Учитель на таком уроке не говорит: “Делай, как я”, а говорит: “Я рядом с тобой, иди вперед” Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становимся творцами в таком виде деятельности.

    Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

    Проект выходит за пределы урока, класса, предмета, входит в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видят, что родителям и учителю интересно все, что они делают. В одном  лице мы становимся и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития творческих способностей и познавательных. Проектная деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

    Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению.

    Хочу предложить проект, который мы сделали с детьми, изучая тему «Блюда из зерна» 4 класс.

    Это коллективный творческий проект. Он позволяет задействовать всех учащихся, дифференцированно развивать способности, учит ребёнка взаимодействовать в социуме. Сначала  совместно с учащимися мы определили тему будущего проекта  «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюда из зёрен».

    Определили цели и задачи проекта.

    Цель проекта: формирование представлений о значении правильного питания в жизни; познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе; показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.

    Задачи проекта: закрепить изученные знания о правильном питании; рассказать об  истории создания хлеба, его родословной, познакомить с условиями его выращивания, расширить представление детей о  полезности продуктов, получаемых из зерна о важном продукте питания – хлебе; сформировать представление детей о необходимости ежедневного включения в рацион продуктов, получаемых из зерна; воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать память, внимание, творческие, исследовательские способности учащихся.

    Составили план работы, который предполагал изучение дополнительной  литературы по теме, сбор интересного познавательного материала, выставку литературы на данную тему, выставку рисунков, взятие интервью у мамы и бабушки «Польза блюд из крупы», анкетирование. Совместно с учащимися продумали форму защиты проекта (выставка рисунков, написание сочинений, создание презентации и показ родителям в виде внеклассного мероприятия), распределили роли и обязанности внутри групп.

    В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму презентации.

    После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

    Ученики по группам находили пословицы, загадки, частушки, скороговорки, легенды, сказки, заповеди, стихи, песни, игры, народные традиции -  всё, что связано с хлебом и блюдами, приготовленными из зерен. Обучающиеся ознакомились с традиционными народными блюдами, приготовленными из зёрен, собрали различные рецепты и изготовили для мам и бабушек «Кулинарный справочник», составляли меню из блюд, приготовленных из злаков. На уроке изобразительного искусства мы рисовали рисунки, на чтение читали стихи и легенды,  на русском языке написали небольшие сочинения.

    В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.

    Я понимаю, что проекты  в младших классах – это трудная задача.

    Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

    В течение работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

    Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

    Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

    Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

    "Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."

    quot;Проектный метод - как один из способов реализации  компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...

    Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

    Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

    Опыт работы учителя на тему:Формы,методы,способы и средства реализации программы УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"на уроках окружающего мира.

    Тема:Форма,методы,способы  и средства реализации программы УМК "Перспективная начальная школа" на уроках окружающего мира....

    "Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

    Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...