Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе
статья на тему

Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод - как один из способов реализации технологии  компетентностно - ориентированного обучения  в начальной школе

Стальмакова О. Н. -  учитель начальных классов

                    МБОУ «Лучановская СОШ» Томского района

Проект — это мечта, творческое дело,

          цель, к которой мы будем стремиться,

                                                              претворять мечту в жизнь.

                                                             

       Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Во все времена меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

      Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно - ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

        Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные задачи мне помогает  использование   технологии проектного обучения, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.

       В практике  использую предметные, межпредметные и надпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Что растет на клумбе», «Домашние животные»; чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе –сила»;  математика : «В мире чисел». 

      На занятиях по предмету «Окружающий мир» детям предлагались такие исследования и проекты: «Моя семья», «Моя улица», «Домашние питомцы», «Зоопарк», «Профессии наших родителей» и другие. На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности. Коллективные проекты: панно «Барашки на лугу», «Цветы учителям», коллаж «Дикие животные», «Открытка ветерану» и т.д.

       Во внеурочной деятельности начиная с 1 класса мы работаем над проектом «Большой России малый уголок».

 В рамках этой работы учащиеся готовили мини-проекты на темы: «Животные нашего села», «Рыбы наших водоемов», «Природа села», «Улицы нашего села», макет «Мой дом. Моя улица» и др.

    Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:

  1. учились планировать свою работу;
  2. учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  3. учились работать с разными источниками информации;
  4. учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.

Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.  Работа  над проектами дает возможность добиться таких результатов:

  1. - дети стали спокойно отвечать у доски,        не боясь сделать ошибку при ответе;
  2. - стараются четко и ясно излагать свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции);                                                        
  3. - стали активнее и самостоятельнее         (коммуникативная, социально-трудовая компетенция);                                                                        
  4. - не боятся высказать свою точку зрения        (личностное самосовершенствование)
  5. - лучше обосновывают свои ответы (информационная, личностного самосовершенствования);                                                                
  6. - спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома)         (коммуникативная, личностного самосовершенствования).                        

      Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

     Таким образом, применение проектной  технологии на уроках дает возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе Стальмакова О. Н. учитель начальных классов МБОУ «Лучановская СОШ»

Слайд 2

В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, как отмечается в ФГОС, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Слайд 3

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным я считаю метод проектов.

Слайд 4

Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Слайд 5

Самым же главным результатом проектных игр, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий.

Слайд 6

Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, нельзя ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагая дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Маленький конкректный проект младшего школьника должен помочь ему взаимодействовать с окружающей средой. Важно, чтобы тему выбирал сам ребенок, исходя из потребностей и интересов.

Слайд 7

Основные этапы выполнения проекта Проблематизация Целеполагание Разработка проекта (план деятельности) Выполнение проекта (конкретная практическая деятельность Итог работы

Слайд 8

Что дает работа над проектом моим ученикам Дети беседуют с родителями, учителями. Сотрудничают с библиотекой. Совершают учебные экскурсии. Посещают музей. Выполняют практические дела. Учатся искать информацию через сеть Интернет.

Слайд 9

К выполнению конкретного практического дела часто привлекаю родителей. Поэтому на родительских собраниях знакомлю родителей с методом проекта. На индивидуальных консультациях даю практические советы родителям по оказанию помощи детям в выполнении работы.

Слайд 10

Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Слайд 11

Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся: учатся планировать свою работу; учатся работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения; учатся работать с разными источниками информации; учатся оценивать конечный результат, анализировать свою работу. выступают перед учениками своего классы и школы. рисуют, фотографируют. участвуют в конкурсах.

Слайд 12

Предметные проекты на уроках окружающий мир: «Растения зимой», «Растения нашего класса», «Что растет на клумбе», «Домашние животные»; Моя семья», «Моя улица», «Домашние питомцы», «Зоопарк», «Профессии наших родителей»; чтение: «Загадаю – отгадай», «Занимательная азбука», «В дружбе –сила»; «Хорошая книга –друг на всю жизнь»; математика : «В мире чисел», «Занимательная математика» и другие.

Слайд 13

На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности. Коллективные проекты: панно «Барашки на лугу», «Цветы учителям», «Новогодняя газета», коллаж «Дикие животные», «Открытка ветерану» и т.д.

Слайд 14

Мини проект «В дружбе- сила»

Слайд 15

Мини проект «Календарь природы»

Слайд 16

Природа моего края

Слайд 17

Хорошая книга – твой друг на всю жизнь

Слайд 19

Все профессии важны, все профессии нужны

Слайд 20

Проектная группа ученики 1 класса, родители МБОУ»Лучановская СОШ» Томской области Руководитель проекта Стальмакова Ольга Николаевна Большой России малый уголок Проект по теме: «Моя малая родина»

Слайд 21

Классный час «С чего начинается Родина?»

Слайд 22

Окружная научно –практическая конференция (1 место) Областная научно –практическая конференция (Диплом «Ораторское искусство») Областной конкурс исследовательских работ «Сибирь моя бескрайняя» Межрегиональный историко – литературный конкурс «Моя Сибирь» (г. Омск) Международный интернет - конкурс «МОЯ ПЛАНЕТА» (г.Иваново)

Слайд 24

Результаты работы над проектами дети стали спокойно отвечать у доски, не боясь сделать ошибку при ответе; - стараются четко и ясно излагать свои мысли; - стали активнее и самостоятельнее; - не боятся высказать свою точку зрения - лучше обосновывают свои ответы); - спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома).

Слайд 25

Таким образом, применение проектной технологии на уроках дает возможность ребёнку работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, воспитывает в каждом ребенке самостоятельную личность, формируют у ребёнка желание учиться, и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....

"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."

quot;Проектный метод - как один из способов реализации  компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Опыт работы учителя на тему:Формы,методы,способы и средства реализации программы УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"на уроках окружающего мира.

Тема:Форма,методы,способы  и средства реализации программы УМК "Перспективная начальная школа" на уроках окружающего мира....

"Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...