Главные вкладки

    Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
    методическая разработка по теме

     

    УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного школьника, его интересы, заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, формировать эстетический вкус, умение оптимально использовать время, планировать свою деятельность, предоставлять результат, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             Использование информационных технологий в процессе  

                     обучения младших школьников по программе

                          УМК  «Перспективная начальная школа»

            Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.

            Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.  В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

            Основные задачи начального общего образования: развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формировать желание и умение учиться; воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим.

            Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

    развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

    эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

    развитие коммуникативных способностей;

    Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;

    организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

    Использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

            Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Умелое сочетание ИКТ во взаимосвязи с УМК «Перспективная начальная школа» помогают педагогу создать благоприятные условия для организации образовательного процесса и умелого управления им.

            На уроках в начальной школе компьютер позволяет решить проблему дефицита наглядности, позволяет внедрять в образовательный процесс новые учебные материалы, формировать качественные и количественные представления, развивать пространственное представление, логику, смекалку, находчивость, стимулировать познавательный интерес у учащихся к занятиям математикой. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет использовать ИКТ на уроках математики при проведении уроков различного плана, на любом этапе, сделав его при всей сложности и научности материала интересным, зрелищным, запоминающимся.

            К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе по УМК «Перспективная начальная школа» относятся:

     интерактивные доски,  электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами, иллюстрациями, мультфильмами,  видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, научно-исследовательские работы и проекты.

            В настоящее время существует два направления использования  ИКТ  в процессе обучения младших школьников.

    Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

            Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

    четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

    уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

    согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

    учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

    анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

            Сейчас существует большое количество электронных пособий по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

            В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point.

            Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

            После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

            Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала.

            Программа разработки презентаций  Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала

            Таким образом, методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок литературного чтения интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к учению, облегчить процесс знакомства с новыми знаниями, пробудить интерес к открытию ранее незнакомого.

            УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися.

            Например:  работа  клубов: обработка  полученной информации – чаще всего школьники ищут информацию в сети Интернет -  и предоставление её в виде доклада. Уже в начальной школе очень часто доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию  эстетического вкуса ребенка.    Работа клубов предусматривает так же общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Составление писем помогает  формировать умение грамотно строить свои высказывания, учит культуре общения, раскрепощает ребенка в общении со взрослыми. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться  информацией с окружающими.

            Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного школьника, его интересы, заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, формировать эстетический вкус, умение оптимально использовать время, планировать свою деятельность, предоставлять результат, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

            Работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

            Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции: приносить детям радость; сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

    Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

    Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования

    Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьниковСовременные   технологии   в образовании Место информационно-коммуникационных технологий в обуч...

    использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников

    мастер-класс по применению тестовых технологий на уроках в начальных классах...

    Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

    В данном докладе описывается, как я использую информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников....

    Доклад «Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников»

    КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ?1. Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе...

    «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

    Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...