Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования
статья по теме

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников

Современные   технологии   в образовании

 Место информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников

Результативность применения ИКТ в учебном процессе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_invariantnyy_blok_08.02.2013g.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Центр образовательных услуг и  консалтинга

Итоговая  работа по программе

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

на тему

«Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования»

Выполнил(а)

слушатель программы:

Дедкова Елена Викторовна

учитель начальных классов

ГБОУ  ООШ с.Заборовка

м.р.Сызранский

______________________

                                 Руководитель ____________

                                 Носырева Ольга Викторовна

              Работа защищена

                                    «____» февраля 2013г.

Самара 2013г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….

3

I.

Теоретические подходы в обучении младших школьников……

5

  1. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность учащихся ……………………………………………………


5

  1. Особенности работы с младшими школьниками………….

7

II.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников………………………………….


8

2.1.  Современные   технологии   в образовании…………………

8

2.2. Место информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников………………………………….


10

2.3. Результативность применения ИКТ в учебном процессе…..

16

Заключение……………………………………………………………….

17

Список использованной литературы……………………………………

18

Введение

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, в начальной школе вся «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На наш взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование  информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности, способной к самообучению и самообразованию и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения. В связи с этим, определилась тема нашей работы  «Информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте  модернизации российского образования ».

В стандартах   второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

       Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и мы не исключение.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

           Объект работы  – процесс обучения  младших школьников.    

            Предмет работы – информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников.

           Цель работы – рассмотреть использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

           В соответствии с предметом и целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть   теоретические   подходы в организации обучения младших школьников;
  2. определить особенности работы с младшими школьниками;
  3. рассмотреть  место информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников;
  4. выявить результативность применения информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе младших школьников.

I.Теоретические подходы в организации обучения младших школьников.

1.1. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность учащихся.

       Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно 7-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах.    

       Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

          Младший школьный возраст является сензитивным:

  1. для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  2. развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  3. раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  4. развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  5. становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  6. усвоения социальных норм, нравственного развития;
  7. развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.

        Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. В данном возрасте учебная деятельность становится ведущей.

       "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников.

        Психологическая теория учебной деятельности  была заложена   Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными.

       Психолого-педагогические исследования показывают, что при существующей системе начального образования в России УД к моменту окончания начальной школы (т.е. к 9-10 годам жизни ребенка) еще не приобретает подлинно индивидуальной формы. Возникает проблема его пролонгирования на один - два года с тем, чтобы в конце младшего школьного возраста у ребенка формировалось желание и умение учиться, т.е. потребность в УД и возможность ее индивидуального осуществления.         Роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрасте.

        Сегодня актуален вопрос формирования компетентности ребенка - не только владение им определенным багажом знаний, а умение их критически осмыслить, продуктивно использовать и самостоятельно пополнять, обогащать.

1.2. Особенности работы с младшими школьниками

      Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление становится центром сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Эльконин Д. Б.). Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

        В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

         Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно - операциональному мышлению влечет за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми.

II. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников

2.1. Современные технологии в образовании

           Технология обучения — это термин, обозначающий разработанные Л. Роном Хаббардом методы, позволяющие эффективно учиться.

Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

       Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

      С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

      Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

  1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
  2. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  3. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

          Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

         Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие:
- универсальных учебных умений
- общей культуры личности;
- самостоятельности, креативности мышления;
- логического мышления;
- коммуникативной культуры.

        Виды современных образовательных технологий, используемых в обучении начального образования:

  1. технология разноуровневого обучения;
  2. технология развивающего обучения;
  3. технологии проблемно-диалогического обучения;
  4. гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;
  5. информационно-коммуникационные технологии,
  6. технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  7. здоровьесберегающие технологии.    

       Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

       ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.

       Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.

2.2. Место ИКТ в обучении младших школьников

        С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, в образовательную программу ОУ включена подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
        Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

      Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

       Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие  обмениваться   информацией  с   помощью современных технических средств.

          ИКТ позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,  при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

         Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников,  в исследовательской и проектной деятельности детей.
         Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

        Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.
       Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

        Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

         Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

        Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

        Качественно:

новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

        Количественные:

преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

          Применение ИКТ на уроке  также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышкой, клавиатурой.

        Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Заранее, на основе использования этих ресурсов, разрабатываем  задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал  готовим  как в электронном, так и бумажном виде.

       Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальные задания, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Отдельные модули-тренажеры могут быть использованы не только на уроке, например во время устного счета, но и  предложены отдельным учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не усвоили материал. Подобные задания позволяют мотивировать ученика и собственно работой за компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказку» от компьютера, и что на наш взгляд самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении математическими навыками.
        Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусматривать дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.
       Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре – не об этом ли мечтают дети?

        Представьте себе, что ручка сама стала прописывать образцы букв. Такие пособия, в которых возможно движение (передвижение) отдельных элементов, называются анимированным плакатом. Движение руки делает статический плакат «живым» Анимированные образы письменных букв помогают детям осознать элементы русской графики и усвоить их на высоком уровне.

        Давно известно, что беседы о красоте, рассказы о правилах взаимоотношений между людьми, прямые нравоучения и т.п., адресованные только уму, не рождающие ответного чувства, сопереживания вызывают подчас равнодушие, скуку. Тем же мыслям, высказанным в образной форме, открыты чувства человека и его творческая фантазия. Боле того, если мысль достается человеку в готовом виде, он становится ее потребителем. Если же ему надо добыть ее, расшифровать образную форму, он становится ее сотворцом. Добытые своими усилиями образ, мысль обогащает человека, способствуют развитию его мышления, нравственности, эстетических чувств.

        Использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся начальных классов.

       Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

      Учиться с интересом, добиваться успехов помогают электронные образовательные ресурсы и электронные образовательные системы сети Интернет. Возможности интернета и мультимедиа позволяют черпать знания не только из учебников, но и из мультимедийных энциклопедий и крупнейших мировых библиотек.

      Электронные приложения к книгам позволяют воссоздать картину изучаемых явлений в динамике, анимировать и стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Представленные на СD – дисках презентации, модули, тренажёры, игры и видеоматериалы позволяют создать оптимальные условия для изучения тем, делают уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными.  «Волшебный букварь».


      В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребёнку научиться читать и писать. Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «Живыми», «говорящими» буквами. Программа имеет два режима - режим обучения и свободный режим. В режиме обучения ребёнку предлагается выполнить те или иные задания, которые помогут ему научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. В свободном режиме ребёнок может сам писать любые буквы и слова. В игровой форме рассказывается, что такое предложение, слово, звуки и буквы, предлагаются задания для закрепления. Особенности: интерактивный мультфильм «Азбука безопасности», логопедическая методика, развивающие упражнения, статистика для родителей.

        «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»- уникальное электронное издание, которое включает в себя энциклопедические и справочные статьи, медиа иллюстрации, аудио и видеофрагменты, многообразие тем и разделов, иллюстрированные статьи, красочные анимации, карты. Обширный толковый словарь разъясняет значение новых терминов. Данное пособие использую на уроках окружающего мира, литературного чтения.

        Цель применения информационно-коммуникационных технологий – увлечь учащихся в мир понятийных образов (научных, лингвистических, нравственно- эстетических, теоретических и др.) через сказку, игру, личный опыт, сняв стресс, напряжение, подключив все каналы восприятия информации для глубинного мышления, внутреннего сосредоточения на своем опыте, силах, возможностях. Именно эти качества вносят в процесс обучения младших школьников информационно-коммуникационные технологии.

        Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Существуют специальные требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинами организации работы") Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер.

2.3. Результативность использования  ИКТ в учебном процессе.

Поскольку использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начального образования – это не самоцель, а определенная система нашей работы, то имеется и вполне конкретный результат. На наш  взгляд, он состоит в следующем:

  1. повышение познавательной мотивации, делая процесс обучения интересным и продуктивным;
  2. развитие навыков самостоятельности и самоконтроля (выполнять извечную проблему начальной школы: «научить ребёнка учиться»);
  3. включение в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных;
  4. способности к самореализации;
  5. обеспечение  эффективности урока и успешности каждому ученику;
  6. достижение оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства, нравственные представления.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Использование информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности позволяет нам, как учителям начальных классов:

  1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  2. овладевать практическими способами работы с информацией;
  3. развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  4. осуществлять переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  5. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  6. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  7. индивидуально подходить к ученику, применяя разноуровневые задания;
  8. повышать эффективность учебного процесса и улучшать уровень владения полученной информацией;
  9. экономить время на уроке (учащиеся быстрее переключаются с одной формы обучения на другую, что позволяет учителю объяснить на уроке больше материала)
  10. увеличивать объём выполняемых на уроке заданий;
  11. повышать активность и мотивацию усвоения знаний за счет разнообразия форм работы;
  12. объективно и своевременно получать результаты теста.

III. Заключение

       Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно – коммуникационные технологии.

         Ребята  начинают  воспринимать  компьютер   в  качестве универсального   инструмента   для  работы  в  любой   области   человеческой   деятельности,  а не как инструмент для игр.
       Он  не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер  педагогической деятельности. Введение его в учебный процесс позволяет  расширить свои возможности в педагогической практике, обеспечивающие такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся).

       Мы считаем,  что  применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

      Работа цели достигла.  В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие  учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически
и обоснованы научно.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.– М., 2000.
  2. Алексеев Н.Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников, 2002.
  3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности, – М; мысль, 2000.
  4. Бардин К. В. Как научить детей учиться. – М., 2009.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2002.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 2001.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
  8. Гин. А. А. Приемы педагогической техники. / А. А.Гин.- М.; Вита –пресс,2006.
  9. Гузик Н. П. Учись учиться. – М., 2001.
  10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 2001. №6
  11. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр “Академия”, 2006.
  12. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
  13. Концепция модернизации российского образования, 2002.
  14. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М., 2006.
  15. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
  16. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Педагогика и методика начального обучения, М:Просвещение, 2004, с. 256.
  17. Матюшкин А. М. «Концепция творческой одаренности» // Вопросы психологии. – 2009. – № 6.
  18. Недбальская И.В., Мохова М.М. Педагогический и творческий проекты в образовании. –С., 2008.
  19. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 2000, вып. 5, с. 50.
  20. Первин Ю.А. Могут ли младшие школьники учиться дистанционно? В сб. “Дистанционное обучение”. Альманах “Вопросы информатизации образования” № 3, 2006. М.: НП “СТОиК”, 2006.
  21. Полат Е.С Педагогические технологии дистанционного обучения Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2006.
  22. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000.
  23. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. –2001.  № 4.
  24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации// Селевко Г.К. - Москва.: Народное образование,2008.
  25. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.
  26. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. -- В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы// Столяренко Л. Д.-- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. -- с.131--151.
  27. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: МО РФ, 2001.
  28. Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.

http://www.ito.su/Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).

http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").

http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.

http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.

http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".

http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".

http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".

http://www.oso.rcsz.ru – Обучающие сетевые олимпиады.

.«Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов», — подчеркивает Д.Б. Эльконин. В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Компьютерные технологии в процессе обучения младших школьников.

Выступление на ШМО о необходимости применения в работе педагога компьютерных технологий....

Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников

Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...

использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников

мастер-класс по применению тестовых технологий на уроках в начальных классах...

Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

В данном докладе описывается, как я использую информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

Доклад «Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников»

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ?1. Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе...