"Организация социального обучения с пременением технологии "Метод проектов"
статья по теме

Серебрякова Ульяна Валерьевна

Рассматриваются современные тенденции в обучении, их применение на собственном опыте. Эффективность использования метода проектов, как современную технологию, позволяющую развивать и совершенствовать исследовательскую творческую активность обучающихся младшего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon K_vystupleniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат города Котовска»

Доклад

в рамках методического семинара по теме

«Формирование социального опыта обучающихся – необходимость личностного развития»

Тема выступления

«Организация социального обучения с применением технологии                      «Метод проектов»

        Учитель начальных классов

У.В.Серебрякова

        

Город Котовск

2010-2011 учебный год


       В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к личностно-ориентированной модели образования.

       Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических технологий и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность или метод проектов. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована она, в большей степени, на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы . 

         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы.

       Прежде всего, обратимся к общепринятым терминам.

Метод проектов  –  это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает.

Ученик –  активный участник, субъект деятельности.

Проект –  специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Результат деятельности для учащихся  –  конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).

Результат деятельности для учителя  –  изменение уровня сформированности общеучебных умений и навыков, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

        Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития личности ребёнка:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческой исследовательской активности детей

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам

 - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
  3. формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

      В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

1.        Выбор темы. (поиск проблемной ситуации)

2.        Постановка цели и задач.

3.        Поиск способов решения (Гипотеза исследования).

4.        Организация исследования (практическая часть)

5.        Подготовка к защите и защита работы.

       Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Я, со второго класса начала вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагая исследовательскую деятельность чаще на уроках окружающего мира и во внеурочной работе. Это, например, работы по исследованию генеалогического древа семьи, подготовка и защита докладов по различным темам, оформление коллажа  и т.д., и вся эта работа предполагает совместную деятельность обучающихся с учителем и родителями.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. (Пример защиты проекта «Символика Тамбовской области, вчера и сегодня»)

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной  библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса  с удовольствием принимают участие в разных конкурсах, проектах, мини-исследованиях. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. 

 Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного социального  обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)

Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...

организация процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проекта

Теоретические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проектов...

Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»

Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

В данной статье рассматривается социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся, его занчимость в становлении личности учащегося, раскрывается сущность социального проект...

Организация социально - практической деятельности обучающихся, реализация социокультурного проекта

Данный материал содержит презентацию социокультурного проекта "Украсим мир цветами" реализованного в совместном сотрудничестве учащихся, родителей и педагогов начальных классов школы....

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах....

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личн...