«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».
учебно-методический материал

Хрулева Галина Сергеевна

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Управление образования Администрации

городского округа Чехов Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная  школа

142324 Московская область,

г. о. Чехов, дер. Крюково, дом 17

Тел.\факс: 7-27-75-00,  7-27-75-50

Сайт школы: mbouk.edumsko.ru

Адрес электронной почты:   chekhov_kryukovoschl@mosreg.ru

Выступление на заседании методического объединения классных руководителей

по теме: «Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

Учитель начальных классов: Хрулева Г.С.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов, и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для общеобразовательной организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

 а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

 б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

 в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

 В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.),

-социальная мобильность;

-закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового

Установленные сроки начала и завершения

Определенные ресурсы

Измеряемый продукт или результат. 

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения, включающий три основных вида деятельности:

1.Планирование.  2. Организация. 3. Управление.

Планирование: Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация: Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Управление: Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать, как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе,  открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.          

Роль социального проектирования в становлении личности учащихся

Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:

 Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.

 Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.

 В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).

 Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, ознакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:

1. Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации обучающегося к существованию в социуме.

2. Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.

3. В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.

4. Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.

 Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).

 Ученический и педагогический коллектив нашей школы активно участвует в проектной деятельности. Создаются локальные группы для работы над каким-либо проектом. Однако с каждым новым проектом составы групп меняются. Участие каждой из групп является однократным, но тематика проектов носит общешкольную гражданско-патриотическую направленность, экопроекты.  

Самый заметный проект, в котором с удовольствием приняли участие не только сами дети, но и их родители, а также педагогический коллектив  – это проект «Школьный двор». Был разработан проект с учетом мнения родительской общественности, педагогического коллектива, учеников. Каждый класс в соответствии с намеченным планом занимается благоустройством своего участка, начиная работу ранней весной и заканчивая поздней осенью. Традиционными стали акции по посадке деревьев на территории села и школы, а также субботники.

Результатом работы школьных коллективов в проекте социальной направленности можно считать:

 формирование актива класса, школы,

 качественное изменение личностных характеристик участника коллектива,

 положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни,

 смена внутренней позиции учащихся,

 формирование основных нравственных качеств. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"

В статье  раскрывается система работы с семьями "социального риска"...

Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в пер...

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

В данной статье рассматривается социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся, его занчимость в становлении личности учащегося, раскрывается сущность социального проект...

Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС

Организация работы классного руководителя в условиях введения и реализации ФГОС...

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах.

Организация работы классных коллективов по реализации проектов социальной направленности в начальных классах....