Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями
методическая разработка на тему

Шивина Юлия Андреевна

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shivinoy_yulii.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

« Особенности организации работы классного руководителя

с социально неблагополучными семьями».

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

  1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
  3. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
  4. Защита интересов  и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и  корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей

Особого подхода требуют семьи, имеющие трудности и относящиеся к разряду неблагополучных. Остановимся подробнее на характеристике таких семей и их влияния на воспитание ребенка. Как правило, в неблагополучных семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

  1. Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
  2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
  3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.

Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилиям всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-экономические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль классного руководителя становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями.

В течение уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.

Поэтому:

  1. Основная задача классного руководителя (общая с родителями) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
  2. Необходимо тщательное изучение семей.
  3. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.
  4. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.

Классный руководитель не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее как решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы классного руководителя с социально неблагополучной семьей.

План работы классного  руководителя с социально неблагополучной семьей...

"Формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей"

  В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая  работа с семьей  – важная составляю...

«Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».

В данной статье рассматривается социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся, его занчимость в становлении личности учащегося, раскрывается сущность социального проект...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...