Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
рабочая программа
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey_popavshih_v_trudnye_zhiznennye_situatsii.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5» | ||
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/Э.З. Сафина/ Протокол № 8 от «27» мая 2021 г. | «Рекомендовать к утверждению» Педагогический совет Протокол № 38 от «28» мая 2021 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СШ № 5» Приказ № 351 от «28» мая 2021г. |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Классы: 1-4
Срок реализации: 4 года
Составитель: Сафина Эльмира Зинатулловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Цель программы:
1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
- Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
- Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
Программа рассчитана для учащихся 1-4 класса.
Ожидаемые результаты и способы оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
7. Снижение количества детей асоциального поведения.
8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами;
- организация досуга детей
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-пропаганда здорового образа жизни.
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Профилактика правонарушений
Беседы по факту
Операция "Внимание, дети"
Акция "Детям - заботу взрослых"
Лекции специалистов, классные часы
Конференция "Знаешь ли ты закон?"
Кинофильмы "Вредные привычки"
Профилактика употребления ПАВ
Организация летнего отдыха
Контроль
Рейды
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
Проверка занятости после уроков
Индивидуальные консультации
Организация свободного времени учащихся
Тематическое планирование
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | |
2 | Тренинг: « Навыки общения». | |
3 | Профилактические беседы «Когда сигарета не нужна». | |
4 | Профилактическая беседа «Не кури». | |
5 | Экскурсия в краеведческий городской музей | |
6 | Профилактическая беседа «Береги здоровье смолоду». | |
8 | «ЗОЖ – что это значит?» (конкурс рисунков) | |
9 | «Толерантность и мы» | |
10 | «Насилие и закон» | |
11 | Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования | |
12 | «Табак и верзилу сведёт в могилу». «Вредные привычки» «Наше здоровье в наших руках» «Кто скажет курению нет» «Компьютер- враг или друг» | |
13 | Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» | |
16 | «От безответственности до преступления один шаг», « Ты и твои права» ( беседа) | |
17 | Правовая игра «Мой взгляд» | |
18 | Игра «Школа безопасности» | |
19 | Акция: «Нет вредным привычкам!» | |
20 | Дискуссии: «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» | |
21 | Проведение физкультминуток во время уроков | |
22 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях, | |
23 | Лектории для родителей: «Уют и комфорт в нашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» |
Список литературы
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
- Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
- Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
- Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
- Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
- Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Статья содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....
Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию
В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...
"Формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей"
В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая работа с семьей – важная составляю...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей
Семья в современных условиях жизни не всегда может выйти из трудных жизненных ситуаций. она нуждается в помощи со стороны и поддержке....
Индивидуальный маршрут по работе с детьми из социально-неблагополучных семей.
работа с детьми мигрантов, детьми из неблагополучных семей...
Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий
Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...