Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
рабочая программа

Сафина Эльмира Зинатулловна

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

 Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/Э.З. Сафина/

Протокол № 8 от «27» мая 2021 г.

«Рекомендовать к утверждению»

Педагогический совет

Протокол № 38 от «28» мая 2021 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СШ № 5»

Приказ № 351 от «28» мая 2021г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Классы: 1-4

Срок реализации: 4 года

Составитель: Сафина Эльмира Зинатулловна

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

 Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

 Цель программы:

1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей  в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

  Задачи программы

  • Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
  • Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  • Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
  • Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
  • Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
  • Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов

  

  Программа рассчитана для учащихся 1-4 класса.

  Ожидаемые результаты и способы оценки

  1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».

  2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

  3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».

  4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

  5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».

  6.Повышение обученности  и уровня физической подготовки детей этой группы.

  7. Снижение количества детей асоциального поведения.

   8. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

 Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с учащимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами;

- организация досуга детей

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-пропаганда здорового образа жизни.

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

 Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы:  групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)

 Профилактика правонарушений

Беседы по факту

Операция "Внимание, дети"

Акция "Детям - заботу взрослых"

Лекции специалистов, классные часы

Конференция "Знаешь ли ты закон?"

Кинофильмы "Вредные привычки"   

Профилактика употребления ПАВ

Организация летнего отдыха

Контроль

Рейды  

Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий

Проверка занятости после уроков

Индивидуальные консультации

Организация свободного времени учащихся

                                 Тематическое планирование

Мероприятия

Сроки

1

Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной  условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных 

2

Тренинг: « Навыки общения».

3

Профилактические беседы

«Когда сигарета не нужна».

4

Профилактическая  беседа

 «Не кури».

5

Экскурсия в краеведческий городской музей

6

Профилактическая  беседа

 «Береги здоровье смолоду».

8

«ЗОЖ – что это значит?» (конкурс рисунков)

9

«Толерантность и мы»

10

 «Насилие и закон»

11

Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования

12

 «Табак и верзилу сведёт в могилу».

«Вредные привычки»

«Наше здоровье в наших руках»

«Кто скажет курению нет»

«Компьютер- враг или друг»

13

Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»

16

 «От безответственности до преступления один шаг»,

« Ты и твои права» ( беседа)

17

Правовая игра «Мой взгляд»

18

Игра «Школа безопасности»

19

Акция: «Нет вредным привычкам!»

20

Дискуссии:  «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,  «Как найти свое место в жизни?»

21

Проведение физкультминуток во время уроков

22

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях,

-кружках и секциях,

23

Лектории для родителей: «Уют и комфорт в нашем  доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?»

 

Список литературы

  • Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
  • Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
  • Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
  • Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
  • Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика  №5,2009
  • Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
  • Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

Реабилитационная работа с семьей и детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию

В докладе подробно описаны этапы работы специалиста по социальгной работе с семьей в сложной жизненной ситуации...

"Формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей"

  В последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая  работа с семьей  – важная составляю...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

формы и методы работы с детьми из социально неблагополучных семей

Семья в современных условиях жизни не всегда может выйти из трудных жизненных ситуаций. она нуждается в помощи со стороны и поддержке....

Индивидуальный маршрут по работе с детьми из социально-неблагополучных семей.

работа с детьми мигрантов, детьми из неблагополучных семей...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий

Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...