Работа классного руководителя в социальном партнерстве с семьей в социальном партнерстве с семьей.
статья на тему

Андреева Татьяна Михайловна

Выступление на районной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kl_ruk_sem.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя                                                                                                                    в социальном партнерстве с семьей.

      Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

      Я считаю, что в современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе. Однако, у большинства родителей будущих первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь.

      Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья - это один замкнутый мир, одна культура, школа - другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах  развития ребенка.

      Как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей! Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.    

Учитывая, что большинство детей, проживающих в микрорайоне школы № 251 - это дети из неполных семей; образовательный статус родителей - среднее специальное образование, можно выделить три группы родителей.

Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее - социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей "группы риска", "трудных".

      С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь.

      С последней работать очень трудно. Так например отец  ученика моего класса ( растит мальчика один  т.к. c мамой очень сложные отношения) скептически относился к участию родителей в сценических постановках, походах, спортивных соревнованиях т.к. считает что школа должна заниматься образованием  и воспитанием его сына. Из  беседы с ним  поняла, главное в его жизни – работа. Я уговорила его прийти на классный час и  рассказать ребятам о своей работе машиниста РЖД. Он хорошо подготовился, принес фотографии, плакаты. Детям было интересно.

       Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.  Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более,  что они имеют цель не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.           Классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве  от

семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и

родителей. В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем  и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому так необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

        На первом собрании я знакомлю родителей с воспитательной программой, рассказываю о том, что во всех классных и школьных мероприятиях участвуют дети и родители.

       В сентябре провожу первый поход на Воронью гору. (Это необходимо для лучшего знакомства). Заранее для детей готовлю различные задания и игры, и в этом мне помогают родители. В дальнейшем родители сами разрабатывают план похода, придумывают задания.

      К сожалению, большинство детей не знают коллективных игр, не умеют играть и правильно общаться. В походах мы этому их учим и на практике подтверждаем бережное отношение к природе.

      В своих классах, вместе с родителями, я организую детский театр. Мы ставим по два спектакля в год (не считая композиций и постановок к праздникам). Эти спектакли мы также показываем в дошкольных учреждениях. Родители помогают в изготовлении костюмов, декораций, принимают участие в создании сценария и даже становятся действующими лицами в представлении.

      Ежегодно в школе проходят спортивные соревнования “Папа, мама, я - спортивная семья”.  Родители и дети нашего класса с удовольствием принимают в них участие.

      Последние два года мы работаем со специалистами по опытно-экспериментальной  площадке ДДЮТ. Семьи нашего класса активно участвуют в спортивных соревнованиях, посещают “ Семейные гостиные”. Папы и старшие братья играли в футбол. Все эти мероприятия помогают сплотить коллектив.    

     

 Специфика моей воспитательной работы предполагает участие родителей во всех коллективных творческих делах школы и класса. Радует, что такая работа все больше и больше привлекает родителей к сотрудничеству, к пониманию проблем школы. Таким образом, конечная воспитательная цель педагога и родителей - воспитать ребёнка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни.

     Задания в походах.

Воронья гора

Послание “ хозяина Вороньей горы” c приветствием, пожеланиями, с посьбой о бережном отношении к природе. Загадки о природе. Прочитать стихи о осени. Поиграть в игры.

Токсово “ В гостях у зубробизонов.”

Репино. Пеннаты. Посещение музея. Загадки о природе Карельского перешейка. Шкатулка с полезными ископаемыми, которые добываются в Ленинградской области. Игры.

Ориенбаум. Посещение дворца Петра 3.На распутье трех дорог, на дереве послание:

“Направо пойдешь – в театр Карабаса-Барабаса попадешь (театр-экспромт  “Котенок”). Прямо пойдешь на “Цветочную поляну” попадешь . Налево пойдешь к разбойникам попадешь (cпортивные соревнования, стрельба из лука по шарикам,  “ Сливаемся с природой".”

 

Участие родителей в театрализованных постановках.

Первые спектакли с детьми я стала ставить чтобы дети побороли страх отвечать у доски.

Подключение родителей к участию в театрализованных постановках.

1 Изготовление костюмов и дегораций.

2 Участие в конкурсах на праздниках.

3 Мини-спектакли ( инсценировка стихотворений, басен).

4 Постановка спектакля ( репетиции в 19 часов).

 

                                   Классный руководитель, учитель начальной школы            Андреева Татьяна Михайловна. ГБОУ СОШ № 251.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"

В статье  раскрывается система работы с семьями "социального риска"...

Совместная работа классного руководителя, психолога и социального педагога с учащимися класса.

1) Банк данных  учащихся, находящимися в трудной жизненной ситуации (по состоянию на сентябрь 2021 г)2) Приказ № 231 от 10.04. 2017 г "О проведении выставки "Я и мир вокруг меня"...

Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями

Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в пер...

План работы классного руководителя с социально неблагополучной семьей.

План работы классного  руководителя с социально неблагополучной семьей...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ с обучающимися и их семьями в 2 «в»классе в 2018-2019 учебном году

ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯс обучающимися и их семьями в 2 «в»классе в 2018-2019 учебном году...