Мастер-класс
материал по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

 

Технология организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность:

  1. Изучение     межличностных     отношений
    детей.
  2. Организация малых групп.                                                                                                                                                                                                                                          3.  Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-2.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon str.3.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon str.4.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon str.5.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon str.6.doc24 КБ
Microsoft Office document icon str.7.doc24.5 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс


Свистунова Т.Г., учитель МОУ  «Каслинская СОШ №27»

 

Этап


Действия мастера


Действия участников


Примечание

 

I. Индукция

-мотивация

-личностная

значимость

проблемы


  • Уважаемые коллеги! Большое спасибо за то, что
    вы согласились мне помочь, участвуя в Мастер-
    классе. Все необходимые для вас материалы
    имеются на столах.
  • «Рядом, но не вместе...»

Какие мысли возникли у Вас, когда вы увидели и услышали эту фразу?

(находиться рядом друг с другом, но быть чужими, нет контакта, не получается общения, единения)

-        Действительно, каждый из вас прав по-своему,
исходя из своего жизненного опыта.


Размещены за столами

Высказывают свои мысли


Слайд 1

Слайд 2

диалог

 

П.

Самоконст рукция

-индивиду

альное

создание

гипотезы


- Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система, обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, адекватную самооценку учащегося, ни поддержать его инициативность и самостоятельность, Почему?

Если в классе учатся 25-30 детей, то, разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать.

Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К.Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Все направлено к тому, чтобы


Слушают


Монолог мастера

                                                                   


отделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают,..». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но не

вместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого.

По Л.В, Выготскому мы знаем, что природа личности социальна, а сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную работу, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем.

Как организовать совместную работу, как составить группу, как увидеть процессы, происходящие в ней? На все эти вопросы можно найти ответ, если педагог понял и принял групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса.

- В своей деятельности я определила эффективную на мой взгляд технологию.

Это Технология организованного общения младших школьников. Она имеет следующую последовательность:

  1. Изучение     межличностных     отношений
    детей.
  2. Организация малых групп.

3.        Обеспечение эффективной деятельности и
_        
дружеского общения детей в группе.


Пользуются раздаточным материалом


Слайд 3

Раздаточный материал предлагаемой технологии



Предварительный просмотр:

III.

Социо конструкция

-групповая работа

-построение создание

результата группой


-        Дружеское, друзья, дружба!

Очень часто в нашей жизни мы слышим эти слова.

-        А что такое дружба?

(Это когда люди имеют общие интересы, уважают мнение другого, доверяют другому человеку, хотят быть вместе)

-        И конечно же вы можете припомнить пословицы о
дружбе и друзьях?

(«Дружба дороже золота», « Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух» и др.)

  • А какой же он, настоящий друг?
  • Я предлагаю вам сейчас провести

Исследовательский   мини-проект

«Социологический опрос»

Цель:   исследование   (изучение)   мнения   членов группы-команды    по    вопросу:    «Какой    он настоящий друг?»

-        Каждой паре   предложены на карточке варианты
качеств друга, нужно будет выбрать и подчеркнуть
те,     которые  вы  считаете  правильными, можно
дописать свое. Затем каждая пара выберет одного
представителя
- социолога. Социологи собираются
вместе,  обрабатывают варианты  ответов каждой
пары (группы), из повторяющихся вариантов составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.


Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли

Вспоминают пословицы о дружбе

Слушают инструкцию Мастера

На карточках:

  • модно одет
  • надежный
  • веселый
  • не признает свои ошибки
  • отзывчивый

- не     подойдет     первым мириться

  • добрый
  • поддержит словом и делом
  • верный
  • не скажет правду
  • вместе в горе и радости
  • выручит в трудную минуту
    Свое ______________________


(У каждой пары карточка с

качествами

настоящего друга,

ватман, заготовки,

клей, маркеры)



Предварительный просмотр:

Афиширо вание своего опыта Мастером


Начиная работать с детьми еще в «Школе будущего первоклассника», в процессе наблюдения, а также при анализе диагностических данных воспитанников и их родителей я выявила следующие проблемы:

*  отсутствие коммуникативных навыков

*   межличностные конфликты

*   психологические   барьеры  в  общении

(страх, застенчивость, неуверенность)

С целью их решения мною была разработана и апробирована    программа    обучения    младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «МЫ ВМЕСТЕ».

Цель программы заключается в
формировании у детей навыков общения,
эффективного        взаимодействия и

Сотрудничества.

Задачи программы:

1.        Создание       мотивации        (побуждения,
направленности) сотрудничества.

2.        Формирование    привычки    согласовывать
личные интересы с интересами других.

3.        Обучение      правилам      эффективной
организации совместной работы.

4.        Развитие эмоциональной сферы личности.
Принципы программы:

  1. Обучение в деятельности.
  1. Предоставление       всей       возможной
    самостоятельности в деятельности.
  2. Обеспечение       позитивного       опыта
    деятельности.
  1. Работа        педагога        в        стиле


Работа в паре и группе (социологи), создание Модели настоящего друга

в групповой деятельности


Слайд Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7



Предварительный просмотр:

сотрудничества.

  1. Приоритетное    внимание    учителя    к
    отношениям,    которые    складываются
    между детьми по ходу работы.
  2. Привлекательность        содержания
    деятельности.

Основное        средство         обучения        детей

взаимодействию и сотрудничеству - организация
творческой деятельности в малых группах.
Программа имеет следующие
этапы реализации:
На первом этапе основным направлением является
совместно-индивидуальная деятельность, поэтому
он  называется  
«Я + Я...  = МЫ».  Многоточие
подразумевает   тесное   сотрудничество   детей   не
только   друг   с   другом,   но   и   с   родителями,
учителями,        педагогами        дополнительного

образования - всеми, кто входит в наш социум.
Основным   направлением  
2 -го  этапа  является
Совместно-последовательная     деятельность,     он
имеет название
«Мы - в согласии».
Основное направление третьего этапа: Создание
совместных композиций.
 Коллективное принятие решений. Поэтому он имеет название:

«Мы принимаем решение».

На четвертом этапе основное направление -Проектная деятельность, поэтому он называется «Мы - проектанты».

Исходя из целей и задач, на каждом этапе отобраны
формы деятельности, прописан прогнозируемый результат, определен Диагностический инструментарий.        


Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13



Предварительный просмотр:

Афиши рование результатов деятельности участников Мастер-класса


- То, чем сейчас заняты наши участники
соответствует
4-му этапу        проектная

деятельность. Они выполняют социально-ориентированный мини-проект, создают Модель настоящего друга. Презентацию продукта совместной творческой деятельности мы сейчас сможем увидеть.

Представленная программа разработана на все 4 года обучения ребенка в начальной школе, где обучение и воспитание связаны неразрывно - это особенность образовательного процесса в начальной школе. В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным направлениям с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности.

-А сейчас попросим наших участников, выступающих в роли социологов представить продукт совместной творческой деятельности -«Модель настоящего друга», составленной на основе мнения участников творческой группы.

- Спасибо, уважаемые участники!


Представляют продукт

совместной творческой
деятельности - «Модель
настоящего друга»,
составленной на основе
мнения участников
творческой группы.        

.


Слайд 14

Готовая      модель
представляется
для всех

участниками



Предварительный просмотр:

Разрыв

«инсайт» «понимание»

IV. Рефлексия


  • Поднимите, пожалуйста,    руку те, у кого есть
    друзья. А кто себя считает
    настоящим другом?
    Тема дружбы всегда актуальна в нашей жизни как
    для детей, так и для взрослых.
  • Я думаю, что сегодня каждый из Вас получил
    возможность еще раз задуматься над тем, кто такой
    настоящий друг, заглянул внутрь себя, быть может
    захотел сделать что-то хорошее для своих друзей,
    сделал определенные выводы.

-А у меня  прекрасное  настроение,  потому,  что

Сегодня здесь   у   меня   появились    новые   друзья, с которыми мне было интересно общаться.

Хороший друг - как ветер.

При несчастье

Он унесет и горе и беду.

Как листья,

Что осыпались в ненастье

В осеннем, холодеющем саду.

А в радости -

Он мощный вал, стоящий

Надежно на пути врагов твоих.

Люблю друзей надежных, настоящих.

Ценю и воспеваю их!

-        Уважаемые коллеги! Пусть  настоящие друзья будут не только рядом, но и вместе с вами ВСЕГДА! А поскольку это еще и год Учителя, и совсем скоро 1 сентября, желаю   вам   любимых   и   любящих   учеников   и, конечно  же,   дальнейших  творческих  успехов   в любимом деле! Спасибо!


Садятся на места


Слайд 15

Обращение ко всем, сидящим в зале

Стихотворение

Поздравление Песня «Настоящий друг»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Свистунова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Каслинская СОШ № 27»

Слайд 2

Рядом, но не вместе… ? ? ?

Слайд 3

Технология организованного общения младших школьников изучение межличностных отношений детей организация малых групп обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе

Слайд 4

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос » Цель : исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какой он - настоящий друг?» Подчеркните те качества, которые на ваш взгляд характеризуют настоящего друга, можно дополнить своими (работа в паре). Выберите представителя от пары – «социолога». Обработайте варианты качеств настоящего друга, выбранные каждой парой. Из повторяющихся качеств составьте Модель (работа группы социологов) Представьте продукт совместной творческой деятельности (презентация «Модели настоящего друга»)

Слайд 5

Актуализация Отсутствие коммуникативных навыков Межличностные конфликты Психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

Слайд 6

«Мы вместе» программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству

Слайд 7

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ : формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества ЗАДАЧИ: создание мотивации сотрудничества формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других обучение правилам эффективной организации совместной работы развитие эмоциональной сферы личности

Слайд 8

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ обучение в деятельности предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности обеспечение позитивного опыта в деятельности работа учителя в стиле сотрудничества приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы привлекательность содержания деятельности

Слайд 9

ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И СОТРУДНИЧЕСТВУ – организация творческой деятельности в малых группах

Слайд 10

Этапы реализации программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству «Мы вместе»

Слайд 11

Первый этап - 1 класс «Я + Я… = МЫ» Направление : Совместно-индивидуальная деятельность Цель : формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей . Задачи : 1 . Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества. 2.Приобретение первичных навыков общения в группе.

Слайд 12

Второй этап - 2 класс «Мы - в согласии» Направление: Совместно-последовательная деятельность Цель : формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности . Задачи : Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Слайд 13

Третий этап - 3 класс «Мы принимаем решение» Направление : Создание совместных композиций. Коллективное принятие решений. Цель: - формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей; - научить процедуре коллективного принятия решения. Задачи : 1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы. 2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Слайд 14

Четвертый этап - 4 класс «Мы – проектанты» Направление: Проектная деятельность Цель : заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога. Задачи: 1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов. 2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним. 3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Слайд 15

Перспективы Участие и победа моих выпускников, учащихся нынешнего 7Б класса в номинации «Самый воспитанный класс» районного конкурса «Класс года» Обобщение и распространение опыта работы: - районный педагогический марафон «Панорама-аукцион лучших достижений педагогов в образовательно-воспитательной деятельности», педагогическая мастерская «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности»; - публикация в районном методическом сборнике «Классный руководитель – душа и сердце современной школы», статья «Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности»; - участие в районном педагогическом фестивале, презентация программы «Мы вместе»; - Участие и победа в районном и областном конкурсах профессионального мастерства «Самый классный классный» + публикации материалов конкурсов в районном и областном методических сборниках; - использование данного опыта педагогами района для построения своей программы (6 чел.) Определение уровня эффективности Программы «Мы вместе» в сравнении с новым выпуском .

Слайд 16

? ! ? ! ? !

Слайд 17

И рядом, и вместе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...