Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
материал по теме

Мальцева Наталья Евгеньевна

Здоровьесберегающий урок... Как его построить? Что в наших силах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnye__meropriyatiya_na_seminare.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ  

В  УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

Здоровьесберегающий  урок…  Как  его  построить ?  Что  в  наших  силах ?

Каждый  учитель  не  в  праве  забывать  о  том,  что  на  уроке  продолжается  жизнь  ребенка.

    Учебный  день  школьника  насыщен  значительными  умственными  и  эмоциональными  перегрузка-  ми.  Школьная  перегрузка  и  долгое  нахождение  в  статическом  положении  приводит  к  переутомле-нию  учащихся.  Ученые  утверждают, что  полностью  избежать  утомления  от  учебных  перегрузок не  удается,  да  и  не  нужно.  Это  противоречит  не  только  педагогическим,  но  и  гигиеническим  прин-ципам,  так  как  только  интенсивная  деятельность  служит  залогом  полноценного  функционирования  и  развития  растущего  организма.  Важно  помнить,  что  больше  всего  дети  утомляются  в  бездейст-вии.  Гигиенисты  считают,  что  необходимо  такое  дозирование  деятельности,  при  котором  возника-ющее  утомление  полностью  исчезает  в  последующий  за  работой  период  отдыха.  Если  этого  не  происходит,  утомление  накапливается  и  переходит  в  переутомление, организм  ослабевает.

      Устранить  утомление  можно,  если  оптимизировать  физическую,  умственную  и  эмоциональную  активность.  И  это  в  наших  силах!  Использование  оздоровительных  мероприятий  в  учебном  про-

цессе – вот  решение  проблемы  восстановления  работоспособности  учащихся.

      К  оздоровительным  мероприятиям  в  учебном  процессе  относятся :

  физкультурные  минутки,  физкультурные  паузы,  динамические  перемены,   которые  различают  по  степени  воздействия  на  определенные  группы  мышц  и  по  форме  проведения.  

Физкультурные  минутки :

       

     кратковременные  перерывы  на  занятиях (1 – 3 минуты)  для  проведения  физических  упражне-ний,  связанных  с  длительной  статической  позой  учащихся  с  целью  предупреждения  утомления,  восстановления  умственной  работоспособности,  профилактики  нарушений  осанки;  

    они  проводятся  на  начальном  этапе  утомления  ( 8 – 20 минуте  урока ).

    Требования : упражнения  должны  быть  просты,  знакомы  и  интересны  детям,  доступны  для

                           выполнения  на  ограниченной  площади.

Физкультурные  паузы :

     комплекс  физических упражнений  и игр, проводимых  между  занятиями  длительностью  5 – 8 мин.  

     Требования :  проведение  в  чистом,  хорошо  проветренном  и  освещенном  помещении;

                             контроль  за  дозировкой  физической  и  эмоциональной  нагрузок;

                             не  допускать  переутомления.

      Выполнять  упражнения  учащиеся  могут  индивидуально  или  по  группам.

      Индивидуальный  способ  выполнения  физических  упражнений  преследует  цель  научить  детей  целесообразно  использовать  время  между  занятиями  в  активном  движении.

      Групповой( фронтальный ) способ  проведения  физкультурных пауз  может  носить комбинирован-ный  характер  и  состоять  из  комплекса  физических  упражнений,  подвижных  и  музыкальных  игр, которые  служат  средством  эмоциональной  нервной  разрядки,  а  сочетающийся  с  игрой  комплекс  общеразвивающих  упражнений  является  организующим  и  дисциплинирующим  элементом.

Динамические  перемены :

        организованная  форма  активного  отдыха  на  открытом  воздухе.

        Требования :  проведение  после  второго  урока,  длительность  перемены  35 минут.

        Динамические  перемены  могут  быть  комплексными,  фольклорными,  сюжетными, игровыми.

ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ

Оздоровительные :

         -  общеразвивающие  упражнения  (  упражнения  для  разных  групп  мышц ) ;

         -  подвижные  игры   (  используют  игры  малой  и  средней  подвижности,  когда  на  уроке

                                                присутствует  подгруппа  учащихся ;

                                                во  время  физкультурных  пауз  и  динамических  перемен  игры  большой

                                                подвижности );

         -  танцевальные  ( при проведении используют популярную музыку, классические произведения );      

         -  ритмические  (  отличаются  от  танцевальных  четким  исполнением  элементов,  повышают  

                                      эмоциональный настрой, способствуют развитию выразительности в движениях );

         -  гимнастика  для  глаз  (  упражнения  для укрепления  мышцы  век, улучшения  кровообращения

                                                      и  расслабления  мышцы  глаз,  снятия  утомления  глаз );

         -  физкультурно – спортивные  (  гимнастика  под  счет ) ;          

         -  двигательно -  речевые  ( дыхательная,  артикуляционная  гимнастика ).  

         

Когнитивные  (  познавательные ) :

          -  дидактические  игры  с  движениями ;

          -  двигательные  действия  и  задания  (  отгадку  загадки  имитируют  в  движении ) ;

          -  развивающие  игры  (  запомни  движения  и  выполни  их  в  обратной  последовательности ).

          -  психогимнастика

Креативные  (  творческие  ) :

          -  гимнастика  для  ума ;

          -  сюжетно – ролевые  игры  ( « игрушка »  изображает  в  движении  свой  образ ) ;

          -  использование  карточек  (  на  карточках  изображены  предметы  в  действии,  учащиеся  под-

                                                             ражают  их  движениям ) ;

          -  пантомимическая  гимнастика  (  передача  в  движении  мимикой, жестами эмоциональное  со-

                                                                      стояние  героя ) ;

          -  пальчиковая  гимнастика .

           Целенаправленное использование  физкультурных  минуток  с содержательной  направленностью  в  режиме  учебных  занятий  формирует  мотивацию  к  изучаемому  предмету,  повышает  эмоциональ-ный  настрой  и  работоспособность,  а  это  в  свою  очередь  способствует  сохранению  и  укреплению  здоровья  детей.  

     

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОКУ

С  ПОЗИЦИЙ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

                Условно  здоровьесберегающие  предметные  уроки  можно  разделить  на  следующие  виды :

          -   запланированный  урок  по  предмету   (  « Надежная  защита  организма »,  « Опора  тела  и  движение »  и т.д. ) ;

          -   урок  с  включением  элементов  здоровьесбережения :

                   « Минутки  здоровья »,  возникающие  из  наблюдений  учителя,  связанные  с  вредными  привычками,  например,  « Почему  нельзя  грызть  ручку?» ;

                   « Минутки…»  по обучению учащихся  новым  упражнениям  на  снятие  стресса, утомления,

по  развитию  внимания,  памяти,  логического  мышления  и т.д.;

          -  стандартный  урок,  на  котором  на  первый  взгляд  ничего  не  говорится  о  здоровье,  но  это  здоровьесберегающий  урок,  т.к.  это  урок,  на  котором  учитель :

               полноценно  выполняет  учебную  программу,  формируя  у  обучающихся  интерес  к  предмету;

               устанавливает  с  ними  доверительные,  партнерские  отношения ;

               предотвращает  возникновение  дискомфортных  состояний,  т.е.  продумывает  урок  максимального  умственного,  психического,  физического,  нравственного  комфорта ;

               максимально  использует  индивидуальные  особенности  учащихся  для  повышения  результативности  их  обучения ;

               урок,  на  котором  каждый  ученик  понимает  значимость  данного  урока  для  будущего  и  творчески  работает  на  нем,  используя  свои  способности .

              К  такому  уроку  разработаны  требования :

         -  гигиенические  условия  (  проветривание,  освещение,  энергетика,  посадочные  места );

         -  наличие  мотивационной  деятельности  на  уроке ;

         -  количество  видов  учебной  деятельности  должно  быть  4 – 7  за  урок  (  частые  смены  одной  деятельности  другой  требуют  от  ученика  дополнительных  адаптационных  усилий )  продолжительностью   7 – 10 минут ( письмо, чтение,  слушание,  рассказ,  работа  с  книгой,  ответы  на  вопросы  и  т.д. );

         -  не  менее  3-х  видов  преподавания  (  словесный,  наглядный,  аудиовизуальный,  самостоятельная  работа ) ;

         -  место  и  длительность  применения  ТСО ;

         -   плотность  урока  (  на  учебную  работу  должно  тратиться  60 - 80% ) ;

         -   наличие  эмоциональных  разрядок  (  поучительная  картинка,  афоризм,  поговорка,  улыбка,  шутка,  небольшие  стихотворения ;

         -   оздоровительные  мероприятия ;

         -   темп  и  особенности  окончания  урока (  комментирование  домашнего  задания,  возможность  задать  вопросы  и  получить  ответы ).

                   

В  арсенал  учителя,  проводящего  такой  урок,  могут  входить  следующие

здоровьесберегающие  технологии :

          -   создание  оптимальных  санитарно – гигиенических  условий  обучения  в  классе ;

          -   разнообразие  видов  и  форм  уроков  (  удивление  нестандартностью  проведения ) ;

          -   формирование  целей    урока  вместе  с  обучающимися,  определение  ими  задач,  которые  следует  решить  для  достижения  целей ;

          -  гибкость  структуры  урока  (  в  соответствии  не  только  с  целями  урока  и  спецификой  учебного  материала,  но  и  с  особенностями  класса ) ;

          -  использование  привлекательной  мотивации ( кроме  оценок ),  способствующей  активной  самореализации  учеников ;

          -   использование  работы  в  парах  или  малых  группах ;

          -  на  15 – 20-ой  минутах  проведение  физкультминуток ;

          -  подведение  итогов  урока  на  последних  4 – 5 минутах  вместе  с  учениками ;

          -  рефлексия .

               

              Здоровьесберегающими  технологиями  являются  те,  использование  которых  идет  на  пользу  обучающимся.   Каждый  урок  должен  оставлять  в  душе  ребенка  положительные  эмоции.  Дети  должны  испытывать  ощущение  комфорта,  защищенности  и,  безусловно,  интерес  к  вашему  уроку.  Этому  не  научит  ни  один  учебник,  это  осваивается  самостоятельно.  Это  наш  самостоятельный  путь  к  мастерству.  Он  не  прост,  но  наполняет  смыслом  жизнь  педагога.

              Здоровье – это  состояние  полного  физического,  душевного  и  социального  благополучия,  а  не  только  отсутствия  болезней  и  физических  дефектов.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные мероприятия для младших школьников в учебном процессе

Материал содержит ряд оздоровительных мероприятий, направленных на снятие усталости. головной боли, нервного напряжения....

«Информационные оздоровительные технологии – в учебный процесс» от 13 июня 2012 года.

   Здоровье подрастающего  поколения – это  проблема  не только  социальная , но  и нравственная. Ребенок сам  должен быть н...

Зависимость учебного процесса от организации физкультурно-оздоровительной работы.

     Эффективность учебного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особ...

Физкультурно оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня в школе

В статье всесторонне рассмотрены различные аспекты процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Даны практические рекомендации для организации физкультурно-оздоровительной работы....

«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в учебной деятельности младшего школьника»

Специальными исследованиями подтверждено, что резкое ограничение двигательной активности отрицательно сказывается на физическом самочувствии человека, его настроении, на течении нек...

Спортивно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного дня - "Игра пионербол"

Материал отображает спотривно-оздоровительное мериприятие в режиме учебного дня с вовлеяением в спортивную жизнь школы родителей обучающихся.. Направление - "Пропаганда на здоровый образ жизни&qu...