Системный подход к решению проблемы воспитания младших школьников на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры
материал по теме

 

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  включает в себя анализ работы в данном направлении, план работы в начальной школе методические рекомендации из опыта работы учителей с детьми и их родителями,  показывает формы работы по данному направлению. Раскрываются принципы и важные моменты, соблюдение которых ведет к успешной работе. Мероприятия основаны на региональном компоненте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью

«За нравственный подвиг учителя»

_Муниципальное _общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№3 с. Безопасное Труновский район Ставропольский край

представляет на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Работу Бардацкой  Натальи Александровны

         Пронякиной Светланы Викторовны

        Чаловой Ирины Федоровны

        Солонинкиной Светланы Николаевны

        Бондаренко Галины Владимировны

                 

        Название работы:

«Системный подход к решению проблемы  воспитания младших школьников  на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры »

Конкурсное направление:

  1. Лучшее педагогическое исследование года

        Ставропольский край Труновский район с. Безопасное

        2009г.

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат
Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»

Бардацкая Наталья Александровна

Пронякина Светлана Викторовна

Чалова Ирина Федоровна

Солонинкина Светлана Николаевна

Бондаренко Галина Владимировна

Название работы: «Системный подход к решению проблемы  воспитания младших школьников  на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры »

Конкурсное направление:  

·  Лучшее педагогическое исследование года.

Краткая аннотация.

Цель данной работы: показать  систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста,  связь семьи и школы в нравственном воспитании детей. Статья  включает в себя анализ работы в данном направлении, план работы в начальной школе методические рекомендации из опыта работы учителей с детьми и их родителями,  показывает формы работы по данному направлению. Раскрываются принципы и важные моменты, соблюдение которых ведет к успешной работе. Мероприятия основаны на региональном компоненте.

Информация об авторах работы:

  1. Бардацкая Наталья Александровна – заместитель директора по УВР
  2. Пронякина Светлана Викторовна – учитель начальных классов
  3. Чалова  Ирина Федоровна – учитель начальных классов
  4. Бондаренко Галина Владимировна - учитель начальных классов
  5. Солонинкина Свелана Николаевна - учитель начальных классов

Адрес места жительства: 356190 Ставропольский край Труновский район с. Безопасное, тел.: 8(86546)23252, bezschool3@mail.ru
Место работы или род занятий: МОУ СОШ №3 с. Безопасное

Труновский район Ставропольский край. 

2009 г

Бардацкая Н.А

Подпись:                                       Пронякина С.В.

                                                       Чалова И.Ф

                                                     Солонинкина С.В

Бондаренко Г.В


Русская Православная Церковь

Московский Патриархат
Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»

        Бардацкая Наталья Александровна

Пронякина Светлана Викторовна

Чалова Ирина Федоровна

Солонинкина Светлана Николаевна

Бондаренко Галина Владимировна

Название работы: «Системный подход к решению проблемы  воспитания младших школьников  на основе духовно-нравственных ценностей отечественной культуры »

Конкурсное направление

   ·  Лучшее педагогическое исследование года

Представление

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края представляет работу Бардацкой Н.А, Пронякиной С.В., Чаловой И.Ф., Солонинкиной С.Н., Бондаренко Г.В. на конкурс. Мы считаем, что данная работа имеет практическое значение, так как предполагает использование собранного материала на уроках и во внеклассной работе с учащимися начальных классов. Работа вносит свой вклад в создание нравственной культуры.


Директор школы                                                         В.А. Каширина

2009 г.

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во – первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по – разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90- е годы.  Во – вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди  юных россиян. В–третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей. Все это привело к тому, что, как говорят, «дети сегодня другие», младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие.

В основу работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста нашей школы вошли положения классного руководителя о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности. Мы стремимся дать каждому школьнику базовое образование, привить навыки культурного поведения и на их основе предоставить условия развития тех сторон  личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы…

Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основной воспитания и просвещения россиян. Мы считаем, что современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях восстановления лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психофизиологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.

Великие русские педагоги высоко ценили роль народного творчества, фольклора в воспитании. Так, К.Д. Ушинский в «Родном слове» приводит множество текстов народных пословиц, поговорок, колядок, подблюдных песен. В  учебных книгах К.Д. Ушинского фольклорные образы (например, дед,

баба, река, береза и другие) обладают особой ассоциативностью. Они раскрываются в контексте всего жизненного опыта ребенка, информации, получаемой им от учителя, родителей, бабушек и дедушек. Эти образы вводят детей в мир традиционных отношений человека с природой, с другими людьми, со сверстниками и старшими поколениями.

Современные междисциплинарные исследования показывают, что нравственное просветление личности представляет собой важнейшее условие и средство ее психофизиологического оздоровления, гармонизации ее взаимоотношений с обществом (социумом) и природой, активизации защитных и адаптационных механизмов.

                  В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, характерных для русской традиционной культуры заключается, на наш взгляд, основное предназначение современного этнокультурного образования.

                  Стереотип поведения Л.Н.Гумилев выделяет в качестве одного из главных признаков любого этноса. Он рассматривается им как особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными механизмами.

                   В каждом этносе существуют определенные нормы, стереотипы взаимоотношений между индивидами и индивидом и коллективом, а также стереотип проведения этноса в ландшафтной сфере. Таким образом, два типа связей «Человек – человек (коллектив)» и «Человек – природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер. Соответственно, каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания  и развития в конкретной природой среде, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям.

                  Термин «духовность» в настоящее время используется в самых различных, в том числе религиозном смысле. В нашем исследовании этот термин используется в значении, которое раскрыл психолог В. Слободчиков во вступительной статье к книге Б.В. Ничипарова «Введение в христианскую психологию»: «Духовность субъекта, индивидуальный дух представляют собой ответственное принятие и следование высшим образцам человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как «категорического императива… принятия высших ценностей родового бытия как своих собственных».

В работе с детьми в начальной школе мы делаем акцент на те ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.

Среди них мы выделяем:

- ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

- ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;

- ценность производительного труда на родной земле как основы формирования;

- ценность здорового образа жизни и одухотворенности красоты человека.

       В основе нашей работы в 1-4 классах лежит совместная деятельность всех участников образовательного процесса, направленная на развитие активности ребенка и его веру в жизнь, на воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие.

       Особенностью системы нашей работы является гуманистическая направленность и ее соответствие конкретно-историческим этико-эстетическим требованиям с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Конечными результатами воспитания считаем определение, данное Я. Корчаком: «Зрелый человек – тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому».

      Содержание деятельности, разнообразие форм и методов охватывают вопросы нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, трудового воспитания, досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.

  В своей работе мы выделяем задачи ближайшие, перспективные:

  1. выявление склонностей и способностей детей, организация их развития средствами урочной и внеурочной деятельности;
  2. совершенствование ученического самообслуживания: совершенствование дисциплины, закрепление навыков самообслуживания, ответственность, духа сотрудничества и товарищества.
  3. комплексное решение задач нравственного воспитания средствами различных видов урочной и внеурочной деятельности на основе главного принципа формирования позитивной я-концепции учащихся и учителей.
  4. воспитание любви к родине, уважение ее истории, историческому наследию, традициям родной страны, края, села;
  5. развитие творческих способностей, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, приобщение к миру искусства;
  6. комплексные задачи развития личности школьника.
  7. укрепление здоровья школьника, развитие его физической культуры;
  8. воспитание потребности познания окружающего мира средствами различных видов деятельности;
  9. совершенствование общего развития учащихся во внеурочной и внешкольной деятельности.
  10. воспитание чувства коллективизма, товарищества, чувства гордости, ответственности за свой класс, свою школу средствами индивидуального и коллективного общественно-полезного труда;
  11. укрепление нравственно-этических норм детского общежития.
  12. укреплять взаимодействие, воспитание семьи, школы и общественности;
  13. активизировать совместные усилия на решение задач и целей воспитания и образования школьников в условиях сельской школы широко использовать помощь родителей в организации и проведении внеклассных и внеурочных мероприятий, досуговой деятельности учащихся.
  14. повысить эффективность внеурочной воспитательной работы;
  15. совершенствовать формы и методы организации и проведения разнообразной деятельности учащихся.
  16. Расширение воспитательного пространства в целях обогащения содержания, форм и методов организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Для реализации системы воспитательной работы школы1-4 –х классов необходимым условием является взаимодействие  всех участников образовательного процесса:

  1. Администрация подразделения 1-4-х классов
  2. Психолого-медикопедагогическая  служба
  3. Совет малышей
  4. Организатор внеклассных воспитательных мероприятий
  5. Родительские комитеты классов
  6. Методическое объединение классных руководителей
  7. Библиотекарь
  8. Социальный педагог
  9. Педагоги дополнительного образования
  10. Методическое объединение воспитателей ГПД

Базовым основанием, на котором строится работа по духовно-нравственному воспитанию, является система коллективных творческих дел. К ним относятся традиционные праздники: «День знаний», «День села», «День учителя», «Посвящение в школьники», «Праздник букваря», «Новогодние праздники», «Масленица», «Женский день 8 Марта», «День Победы», «Прощание с начальной школой», массовые спортивные праздники. Специфическими особенностями являются их обязательная театрализация и совместное участие детских, родительских и учительских коллективов.   Ежегодными стали тематические предметные недели, отчеты классов по поисковым заданиям, защита творческих проектов. На протяжении нескольких лет регулярными стали отчетные фотовыставки по итогам участия детей в различных конкурсах, и выставки детского творчества.

   В целях воспитания активной жизненной позиции младших школьников, коллективизма, ответственности, общественной значимости личности школьника, развития самоуправления детей организована деятельность детских объединений по интересам в 2-4-х классах: «Пост санитарии и гигиены», «Зеленый патруль», «Пост бережливых», «Бригада физоргов», «Знатоки ПДД и ОБЖ». Возможны и другие объединения, необходимые для организации детского самоуправления в классном коллективе. В настоящее время разрабатывается структура их взаимодействия.

  В содержании внеурочной работы значительную долю занимает экскурсии, путешествия, имеющие как воспитывающую, так и обучающую направленность. Спектр экскурсий по краю и району широк и разнообразен. В последнее время все чаши ученики стали выезжать на производственные предприятия: в к-з им. Ворошилова,  СПК М.Горького. Многочисленные посещения театров и выставок также обогащают внутреннюю культуру учеников.

  Не остаются без внимания и ветераны Великой Отечественной войны и труда нашего села. Традиционными для учащихся начальной школы стали посещения музея с. Безопасного, Донского, г.Ставрополя.

   В силу специфики работы с детьми младшего школьного возраста в подразделении 1-4-х классов функционирует 7 групп продленного дня с общим количеством детей -200 человек. Режим работы ГПД соответствует общему режиму работы школы.

   Воспитатели планируют и обеспечивают жизнедеятельность детей в соответствии с планом работы и пожеланиями воспитанников, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности.

   Работа в группах проводится по следующим направлениям: трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, общение с природой, игровая деятельность, спортивная работа.

   В своей работе воспитатели используют традиционные формы организации досуговых мероприятий, тесно сотрудничая со школьной библиотекой: беседы, диспуты, викторины, игры и забавы, практические занятия по труду и изо, прогулки и экскурсии, а также другие виды деятельности.

  На улице во время прогулок ребята принимают активное участие в соревнованиях по бегу и прыжках со скалкой, лепке фигур из снега, а также различных подвижных играх.

  Ведутся занятия по программе «Истоки». Воспитатели ГПД постоянно и активно сотрудничают с классными руководителями и помогают им в организации и проведении совместных праздников, предметных недель и других воспитательных мероприятий. Они выступают на родительских собраниях с различными сообщениями.

Современный человек вглядывается в самого себя, в свою собственную душу, в свое собственное сердце. Может боится увидеть там пустоту? А ведь именно человек отвечает за свою жизнь, каждый поступок – это Наш поступок, он сделан Нами. Человек отвечает за свою судьбу сам, но ему  нужна точка опоры, жизненные ориентиры.

Общество  накопило большой опыт в том, как помочь человеку чувствовать себя увереннее в этом мире, оно предлагает помощь всегда и везде, во всем, что направлено на благое дело. Православные обряды, праздники, традиции благотворно влияют на человека. Общечеловеческие ценности: нравственность, терпимость, духовность, трудолюбие, любовь к Отечеству, национальные и семейные традиции, проповедуемые христианством, помогают найти себя в этом мире, стать чище, добрее, лучше. Эта точка опоры необходима для человека любого возраста, но особенно важна  и нужна детям, которым строить завтрашнее будущее и жить в нем.

В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа по обучению и воспитанию школьников на основе духовного наследия россиян, мировой христианской культуры, этики, морали. Нравственное образование как общая цель требует решения конкретных задач. Так, в стандарте начального образования по предмету  «окружающий мир» в числе других  ставятся такие цели: освоение знаний о человеке и его месте в обществе, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственной культуры, потребности участвовать в созидательной деятельности в обществе; освоение правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культуры поведения.

Содержание учебников об окружающем мире дает богатый материал о человеке как природном явлении, представления о живой и неживой природе, об обществе и месте человека в нем, о социальных взаимоотношений людей. Освоение ребенком социума начинается рано. Мы создаем для этого особые условия – изучение основ наук, литературы и искусства. Одновременно ученик осмысливает свою позицию в социуме в качестве школьника, ответственного за свое поведение.

  Цель нашей работы: пробудить в детях интерес к христианской культуре, помочь обрести точку опоры, правильный         ориентир в жизни, который поможет противостоять жизненным трудностям.

Всю работу по духовно-нравственному воспитанию мы строим на мудрых духовных принципах, лежащих в основе  христианства:

  1. познай самого себя;
  2. живи для тех, кто тебе дорог;
  3. ищи истину;
  4. служи людям;
  5. твори добро;
  6. верь, надейся, люби людей, землю, Родину.

Думаем, что они помогут ребенку привести жизнь в гармонию с ближними, самим собой, к сознанию, того, что прошедший день не был прожит напрасно.

Задачи работы по духовно-нравственному воспитанию: 

  1. обогащение знанием народных традиций;
  2. приобщение к общечеловеческим ценностям на основе христианства;
  3. формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в этом мире;
  4. становление активной жизненной позиции;
  5. воспитание потребности учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Мы разработали систему мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Цели и задачи:

  1. Сформировать у детей младшего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представление о системе ценностей.
  2. Формировать умение ставить проблему (гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее реализации.
  3. Ориентировать деятельность детей на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Направления и содержание воспитательной работы:

Патриотическое воспитание- ценность Родины, родной земли. Почитание Родины, родной земли – фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа.

Экологическое и трудовое воспитание- ценность природы, родной земли, труда на земле.

Жизнь в гармонии с природой, понимание себя как части природы.

Нравственное и семейное воспитание- ценность семьи, традиционных семейных отношений, ценностное отношение к матери.

Образ матери является для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Семейные отношения строятся на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживания.

Художественно-эстетическое воспитание – ценность культуры, культурного отношения к наследию предков.

Уважение к традиционной отечественной культуре, изучение мирового культурного наследия.

Социальное и интеллектуальное воспитание – ценность знания, здорового образа жизни.

Одухотворенная красота человека. Духовно-нравственное здоровье определенным образом связано с физическим. Умение жить среди людей -основная социальная установка.

Основные направления работы.

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Беседы «Я и мой класс», «Моя семья».

По плану работы кл.рук.

Кл. рук.

2

Классные часы «Берегите людей», «Загадка русской души», «Особенности славяно-русской культуры», «Любить свое село – значит быть ему полезным», «Судьба России – наша судьба».

По плану работы кл.рук.

Кл.рук.

3

Семейные праздники «Традиции  моей семьи», «Трудолюбие и талант», «Где работают мои родители», «Мой папа-богатырь», «Моя мама - мастерица».

По плану работы кл.рук.

Кл. рук.

4

Устный журнал «Устное народное творчество как источник моральных норм».

Октябрь

Творческая группа учителей нач. кл.

5

«Иван да Марья»-праздник народного творчества.

Май

Рук. МО, творческая группа учителей

6

«Славянские чтения»-разработка и презентации проектов учащихся по славяно-русской культуре и истории.

Май

Зам. директора по УВР, кл. рук.

7

Благотворительные акции «День пожилого человека», «Спешите делать добро», «Ветеран».

По плану работы школы

Кл. рук.

8

Работа по программе «Истоки».

В течение года

Кл. рук., воспитатели ГПД

9

Изучение и отработка тем: «Я веточка на родовом древе», «Были и небылицы Древней Руси», «Мать сыра земля».

По плану работы кл. рук.

Кл. рук.

10

Создание и защита творческих проектов: «Родовое древо», «Русский народный костюм», «Старые фотографии рассказали», «Следы войны в моей семье».

В течение года

Зам. директора по УВР, творческая группа учителей нач. кл.

11

Выставки детских работ «Хроники военных лет», «Письмо ветерану», «Пусть всегда будет солнце!»

Апрель

Кл. рук.

12

Анкетирование учащихся «Мой дом - Земля».

Октябрь

Школьный психолог

13

Экологическая акция «Сделаем планету чище!», «Сад на окошке».

В течение года

Кл. рук.

14

Смотр конкурса по номинациям: «Самое доброе сердце», «Золотые руки», «Умелые руки».

В течение года

Кл. рук.

15

Викторины: «Книжкин дом», «Вежливая улица», «Азбука вежливости».

В течение года

Рук. МО, кл. рук.

16

Календарные праздники: «Посиделки», «Откуда пришла сказка?», «Береги честь смолоду», «Самое дорогое слово - мама».

По плану работы

Кл. рук.

17

Экскурсионная работа: «Как работают мои односельчане», «Хлеб - всему голова» (Гараж к-за имени Ворошилова, пекарня, тракторный парк)

В течение года

Кл. рук.

18

Мир вокруг нас – классные часы для учащихся первых классов. «Дружбой с детства дорожи», «Человек - добрый хозяин природы», «Человек без роду, что дерево без корней», «Сказка – ложь, да в ней намек ».

По плану работы классного руководителя

Кл. рук.

19

«Я и мир вокруг меня» – кл. часы для учащихся 2-ых классов. «Символ России», «О чем звонит колокол », «Крещение Руси», «Икона и герб России», «Спешите делать добро».

По плану работы классного руководителя

Кл. рук.

20

«Дорога к храму»-кл. часы для учащихся 3-их классов. «Для чего строят храм», «Зачем людям знания? Учителя словенские», «Внутреннее устройство храма», «Мои обязанности. Обычаи и обряды», «Наука быть человеком».

По плану работы классного руководителя

Кл. рук.

21

«Православие в наши дни»- кл. часы для учащихся 4-ых классов. «Что важно в жизни», «Малая родина – мое село», «Что такое чудотворная икона», «Каким человеком я хочу стать», «Храмы – святыни православного мира ».

По плану работы классного руководителя

Кл. рук.

Ожидаемые результаты

1.Учащиеся имеют представление о семейных традициях, об особенностях отношения между людьми.

2.Дети могут видеть, беречь и поддерживать красоту.

3.Младшие школьники знакомятся с историей и культурой своей страны, любят и хранят национальную культуру, любят дом, семью, отечество.

4.Дети желают и умеют проявлять сочувствие, сопереживать 

5. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

6. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

7. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

8.Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

9.Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

10.Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

11.Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Требования к нравственному воспитанию младших школьников включают такие общие принципы:

  1. преемственность воспитания и обучения;
  2. взаимосвязь нравственного и интеллектуального развития личности;
  3. опора на возрастные этапы развития ребенка;
  4. формирование личности младшего школьника как носителя нравственности.

Эти принципы можно реализовать, используя, предлагаемую тематику этических бесед или уроков нравственности в начальной школе и методические рекомендации к ним.

Методические советы.

Беседы о нравственности советуем проводить на классных часах, разъяснять содержание нравственных понятий на конкретных случаях из жизни с помощью художественных произведений детской литературы.

Значительное внимание уделите отношениям детей. Избирательность в выборе товарища по играм, занятиям, прогулкам определяет ряд правил поведения друзей: поддержка, чуткость, внимательность

Для усвоения нравственных правил используйте жизненные  ситуации – положительные примеры поведения детей, наглядность – плакаты, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, художественные фильмы.

Данная система предполагает использование педагогом как традиционных методов работы (объяснение и закрепление материала, устный опрос, использование иллюстраций), так и нетрадиционных (психологические тренинги, проведение интегрированных занятий со специалистами узкого профиля, психологом).

Методика занятий предполагает более глубокое проникновение в духовный мир детей, их эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволяют детям увидеть сложность и противоречивость человеческой личности, разобраться в собственном «Я».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к решению духовно-нравственного воспитания в семье

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном  потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жи...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...