Технология компьютерного урока.
статья на тему

Мальцева Наталья Евгеньевна

Этапы проектирования урока с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kompyuternogo_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология  

компьютерного  урока.

          Огромные  возможности  компьютерной  техники,  многообразие  культурной  информации,  которое  представляют  мультимедиабиблиотеки  и  всемирная  сеть  Интернет,  сегодня  находятся  в  глубоком  противоречии  с  существующей  системой  обучения,  опирающейся  на  ограниченное  стандартами  содержание  и  традиционную  классно – урочную  технологию.

       

           Существуют  два принципиально  различных пути  преодоления  этого противоречия :

     -  радикальное  изменение  содержания  и  методов  образования,  отказ  от  урока  в  пользу  самообразования,  организации  свободного  культурно – образовательного  путешествия  в  информационном  пространстве ;

     -  приспособление  новых информационных  возможностей  к рамкам  традиционного  урока.  

         

          Первый  сегодня  возможен  только  во  внеклассной,  внеурочной  деятельности  обучающихся,  второй,  получающий  все  большее  и большее  распространение,  осуществляется  в  виде  компьютерного  урока.

         

          Компьютерным  уроком  называют  любой  урок  с  применением  компьютера  как  обучающего  средства.  (  1 слайд )

          Все  дидактические  части  урока  могут  быть  компьютеризированы,  т.е. осуществляться  с  помощью  и  при  поддержке  компьютерных  средств  ( полностью  или  частично ).

         

           Различают  следующие  типы  компьютерных  уроков :  ( 2 слайд )

     -  демонстрационного  типа ;

     -  компьютерного  тестирования ;

     -  тренинг  или  конструирование ;

     -  интегрированные  уроки.

            Существует  влияние  частоты  использования  средств  ИКТ   на  эффективность  процесса  обучения.  Оно  обусловлено  тем,  что  средства  ИКТ  влияют  на  оценочно – мотивационную  сферу  личности  (  если  используются  очень  редко,  то  каждое их  применение  превращается  в  чрезвычайное  событие  и  вновь  создает  у обучающихся  повышенное эмоциональное  возбуждение  мешающее  восприятию  и  усвоению  учебного  материала ;  наоборот,  слишком  частое  использование  этих  средств  в  течение  многих  уроков  подряд  приводит  к  потере  интереса  к  ним. )    (  3 слайд )

            Согласно  санитарным  нормам  время  непрерывной  работы  на  компьютере  для  учащихся  начальной  школы  составляет  10 – 15 минут, общее суммарное  время  работы  в  день  50 минут,  3 раза  в  неделю.

             Эффективность  применения  средств  ИКТ  зависит  от  этапа  урока  и  не  должно  длиться  на  уроке  подряд  более  15 минут :  учащиеся  устают,  не  могут  осмыслить  новую  информацию.  Использование  персонального  компьютера  добавляет  к  отрицательным  факторам  еще  и  электромагнитное  излучение.

Использование  ИКТ  в  начале  урока  сокращает  подготовительный  период  с  трех  до  0,5 минуты,  а  усталость  и  потеря  внимания  наступают  на  5-10  минут  позже  обычного.  Использование  ИКТ  в  интервалах  между  15-20  и   30-35 минутами  позволяет  поддерживать  устойчивое  внимание  обучающихся  практически  в  течение  всего  урока.  Эти  положения  обусловлены  тем, что  в течение  каждого  урока  у  обучающихся  периодически  изменяются  характеристики  зрительного  и  слухового  восприятия  ( их  острота,  пороги,  чувствительность ),  внимание,  утомляемость.  При  монотонном  использовании  одного  средства  изучения  материала  у  учащихся  уже  к  30-й  минуте  возникает  запредельное  торможение,  почти  полностью  исключающее  восприятие  информации.  В  то  же  время  правильное  чередование  средств  и  методов  обучения  может  исключить  это  явление.

                                                 (  4 слайд  )

             На  этапе  изучения  нового  материала  учитель  « не отменяется »,  он  координирует,  направляет,  руководит  и  организовывает учебный  процесс,  воспитывает.  А  « рассказывать »  материал  вместо  него  может  компьютер.  Богатство  содержательной  поддержки  делает  урок  не  только  значительно  более  усваиваемым,  но  и  неизмеримо  более  увлекательным.  Взаимодействие  осуществляется  одновременно  по  всем  каналам  восприятия  « текст -  звук  -  видео -  цвет ».

            Основной  недостаток  классического  традиционного  урока  -  трудность  учета  индивидуальных  особенностей  усвоения  материала учащимися.  Компьютер  позволяет  на  этапе  закрепления  провести  экспресс – диагностику  усвоения  и  в  зависимости  от  ее  результатов  провести  соответствующую  коррекцию.

            В  первой  части урока  на этапе  актуализирующего  повторения  в  компьютерном  варианте  может  быть  представлено  репродуктивное  тестирование,  экспериментальные  задачи,  проблемные  ситуации,  развивающие  игры. В  результате  все учащиеся  оказываются  включены  в мыслительную  деятельность,  готовы  к  восприятию  нового.

 

             При  повторении  для  обобщения  и  систематизации  знаний  используются  графические возможности компьютера, а для достижения  гарантированных  результатов  обучения  -  программы – тренажеры.

             Компьютерный   контроль  знаний  по  сравнению  с  традиционным  имеет  существенные  преимущества,  которые  состоят  в  следующем :

       -  осуществляется  индивидуализация  контроля  знаний  (  учет  разной  скорости  работы  обучающихся,  дифференциация  работ  по  степени  трудности );

       -  повышается  объективность  оценки;

       -  ученик  видит  детальную  картину  собственных  недоработок;

       -  оценка  может  выдаваться  не  только  по  окончании  работы,  но  и  после  каждого  вопроса;

       -  на  процедуру  оценивания  затрачивается  минимальное  количество  времени.

             Формами  контроля  являются :  задания,  задачи,  тесты,  самоконтроль,  взаимоконтроль,  задания  на  репродукцию,  применение,  творческое  применение,  рейтинговый  контроль.

             

             Компьютер  помогает  педагогу  в  управлении  учебным  процессом,  выдает  результаты  выполнения  обучающимися  контрольных  заданий  с учетом  допущенных  в  теме  ошибок  и  затраченного  времени ;  сравнивает  показатели  различных  обучающихся  по  решению  одних  и  тех  же  задач  или  показатели  одного  обучающегося  за  определенный  промежуток  времени.

             

             Проектирование  компьютерного  урока  начинается  с составления  технологической  карты  конструирования  урока :    

(  5 слайд )

Предмет,  класс

Тема  урока,  № урока  по  теме

Актуальность  использования

средств  ИКТ    

Цель  урока

Задачи  урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Вид  используемых  на  уроке  ИКТ

Необходимое  аппаратное  и  программное  обеспечение

         

             Применение  компьютера  является  проникающей  технологией,  подчиняющейся,  накладывающейся,  сопровождающей  логику  основной  технологии,  приследуя  цели :

     -  использование достоинств  компьютера для  повышения эффективности  урока,  учебного  процесса ;

     -  формирование  у  обучающихся  умений  работать  с  информацией,  развитие  коммуникативных  способностей ;

     -  формирование личности человека« информационного  общества »;

     -  формирование  исследовательских  умений,  умений  принимать  оптимальные  решения ;

     -  создание  мотивации  к  учебному  материалу ;

     -  предоставление  обучающемуся  возможности  выбора  форм и методов работы;

     -  предоставление  возможности  использования  дополнительного  материала ;

     -  активизация  познавательной  деятельности ;

     -  демонстрация  материалов  важных  для  познания,  но  недоступных  для  обозрения  в  учебно – методическом  комплекте.

(  6 слайд )

           При  наличии  новых  « компьютерных »  средств  обучения  меняется  вся  существующая  в  традиции  педагогическая  ситуация :  учитель  перестает  быть  для  ученика единственным  источником  информации,  носителем  истины  и становится  партнером.  В  ходе  составления  плана  урока  учитель  должен   предусмотреть  на  каждом  этапе  урока  следующее :

Этап

Цель

Длительность  этапа

Основной  вид  деятельности  со  средствами  ИКТ

Форма  организации  деятельности  учащихся

Функции  преподавателя  на  данном  этапе

Основные  виды  деятельности  преподавателя

Промежуточный  контроль

(  7 слайд )

       

         Каждый  преподаватель  должен  помнить,  что  компьютер  -  это  средство,  а  не  субъект  обучающей  деятельности,  он  помощник  педагогу,  а  не  его  замена  и  в  любой  момент  иметь  возможность  корректировки  процесса  обучения.

       

        Для  сохранения  здоровья  обучающихся  можно  порекомендовать  следующие  упражнения  для  снятия  напряжения  и  утомления  при  работе  с  компьютером :

упражнения  для  глаз

  1. Закрыть  глаза, не напрягая  глазные  мышцы,  на счет 1- 4,  широко  раскрыть  глаза  и  посмотреть  вдаль  на  счет  1- 6.  Повторить  4- 5 раз.
  2. Посмотреть  на  кончик  носа  на  счет  1- 4,  а  потом  перевести  взгляд  вдаль  на  счет  1- 6.  Повторить  4- 5 раз.
  3. Не  поворачивая  головы ( голова  прямо ),  делать медленно  круговые  движе-ния  глазами  вверх – вправо – вниз – влево  и  в  обратную  сторону :  вверх – влево – вниз – вправо.  Затем  посмотреть  вдаль  на  счет 1- 6.  Повторить  4- 5 раз.
  4. При  неподвижной  голове  перевести  взор  с  фиксацией  его  на  счет  1- 4  вверх,  на  счет  1- 6 смотреть  прямо,  затем  вниз – прямо,  вправо – прямо,  влево – прямо.  Повторить  3- 4 раза.

для  снятия  общего  напряжения

  1. И.п. -  ноги  врозь,  руки  согнуты,  кисти  сжаты.  На « раз » -  « удар » правой  рукой  вперед  с  поворотом  туловища  налево,  « два » - и.п.,  затем  то же  в  другую  сторону.  Повторить  6- 8 раз.  Дыхание  не  задерживать.
  2. И.п. -  руки  в  стороны,  туловище  и  голову  повернуть  налево.  Руки  вверх,  завести  за  голову,  и.п..  Повторить  4- 6 раз  в  каждую  сторону.  Темп  мед-ленный.

для  улучшения  мозгового  кровообращения

  1. На счет « раз » - руки  за  голову,  локти  развести  пошире,  голову  наклонить  назад, « два »-  локти  вперед, « три – четыре » -  руки  опустить  вниз,  голову  наклонить  вперед.  Повторить  4- 6 раз.  Темп  медленный.
  2. И.п. -  сидя  на  стуле.  На  счет  « раз » - голову  наклонить  вправо,  на  счет   « два » -  и.п. -  на  счет  « три » -  голову  наклонить  влево,  и.п..  Повторить  4- 6 раз.  Темп  средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка

Обобщение опыта использования информационно-коммунмкационных технологий на уроках русского языка...

Выступление по теме "Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка при организации дифференцированной работы"

       Информиационно-компьютерные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализ...

«Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе»

Перечень основных мероприятий:1.     проведение уроков с использованием презентаций2.     работа с ресурсами Интернет3.     использование го...

Методическая разработка "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка при обучении младших школьников".

Чтобы заинтересовать ребят изучением английского языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к пре...

Использование компьютерных технологий на уроке английского языка при обучении младших школьников

Методическая разработка о целях и методах использования компьютерных технологий на уроке английского языка в младшей школе...

Эффективность использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе

С использовонием компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти измения коснулись также и образования. В большин...