Из опыта работы «Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения»
статья

Морская Наталья Викторовна

Опыт работы по проблеме: "Активизация речемыслительной деятельности в условиях интерактивного обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_problema.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что-то в груди теснится

Хочется разбежаться

Словно большая птица

В лазурное небо вжаться

В радуге искупаться

Облаком утереться

И без конца восхищаться,

Что есть этот мир – детство!

Детство – это не подготовка к взрослой жизни, это есть часть всей жизни. В детстве ребята получают первый опыт решения возникающих проблем, учатся жить и работать с другими людьми, познавать себя и окружающий  мир. Рано или поздно человек задает себе вопросы: Кто я? Какой я? Помогут ответить друзья, сверстники и мы, взрослые… у каждого ребенка в глубине спрятаны маленькие колокольчики, надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели, чтобы мир стал ярким.

Здравствуйте! Меня зовут Морская Наталья Викторовна, 7 лет я работаю учителем начальных классов в гимназии №1 «Юнона». Я – счастливый человек, а счастье мое в моей семье, в моих друзьях, в моих мечтах, в возможности отдыхать и в том, что я имею возможность реализовать себя как профессионал.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи  учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.

Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Учитель начальных классов является главным проводником в храм науки. В эти годы дети необычайно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся работа моя строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку. Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои воспитанники  охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне.

Моя педагогическая проблема: « Активизация речемыслительной деятельности учащихся начальной школы в условиях интерактивного обучения»

Во главу угла образовательного процесса ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания. Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Речемыслительная деятельность наряду с мыслительной являются двумя высшими формами психической деятельности человека. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.

Что же служит источником развития речемышления и как необходимо организовать обучение, чтобы оно служило делу развития учащегося? Попытаюсь ответить на эти вопросы.

Как известно из философии, источником и внутренним содержанием всякого развития является борьба противоположностей, в ходе которой новое побеждает старое.

Учебный процесс в силу сложности своей природы также является средоточием множества противоречий. Главное из них - это противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и уровнем знаний, умений и умственного развития школьников. Именно это противоречие представляет собой главный источник развития речемышления учащихся на уроках

Как помочь ребенку ответить на вопросы6 Кто я? Какой? Как помочь раскрыть в себе талант, как научить учиться? Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы

- ребёнок научился учиться

   -  открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

  1. Учителя с детьми
  2. Детей друг с другом
  3. Каждого ребёнка с учителем
  4. Ученика с коллективом

Идея сотрудничества исходит

  1. От древних мудрецов
  2. Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество с учениками. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

  1. познавательную;
  2. коммуникативно-развивающую;
  3. социально-ориентационную.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  1. Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  2. Повышение познавательной мотивации
  3. активизировать  речемыслительную деятельность учащихся;
  4. усилить мотивацию к изучению предметов;
  5. создать благоприятную атмосферу в образовательном процессе.
  6. Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  7. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  8. Воспитание лидерских качеств
  9. Умение работать с командой и в команде
  10. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  1. решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.) Учитель не высказывает  готовых истин, его задача – организовать поиск и обсуждение.
  2. оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Интерактивная методика предполагает, что ученики, обучая друг другу, создают атмосферу дружелюбия,  терпимости, защищённости, поддержки, взаимопонимания.

Методические приёмы интерактивного обучения:

  1. Игры
  2. Пары и группы
  3. «Мозговая атака»
  4. «Общая дискуссия»
  5. Проекты (социальные проекты, соревнования, газеты, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  6. Семинары (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»)
  7. «Общий галдёж»
  8. Словесные ассоциации
  9. Воспроизведение информации

Классификация игр:

  1. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация
  2. По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие
  3. По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые
  4. По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные

Ролевая игра

Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Деловая игра

  1. Имитация в игре реального процесса с помощью модели
  2. Различие интересов участников игры
  3. Наличие общей игровой         цели
  4. Реализация цепочки решений
  5. Использование гибкого масштаба времени

Ситуативные игры

  1. Ситуации – иллюстрации
  2. Ситуации – упражнения
  3. Оценочные ситуации
  4. Проблемные ситуации
  5. Прогностические ситуации

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

«Мозговая атака»

Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей.

Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая дискуссия

  Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий

  1. Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока
  2. Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
  3. Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

Проектная деятельность

Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

Этот прием может быть использован для  изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

Методика организации семинара

1. Определение вопросов для обсуждения

2. Подбор литературы

3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

4. Распределение участников по группам

5. Продумывание сценария

6. Оформление наглядности

« Общий галдёж»

Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование

Приём используется с целью развития:

 - наблюдательности

 - навыков совместной работы

 - воображения

Воспроизведение информации

Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.

Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

  1. организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
  2. целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
  3. создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
  4. осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия педагога, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
  5. сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

Правила управления успехом на уроке

1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.

2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.

3. Благоприятный психологический климат на уроке.

4. Способность учителя удивлять.

5. Любовь к детям.

6. Индивидуальный подход.

7. Умение учителя выдавать домашние задания.

8. Комментирование отметки.

9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.

Технология интерактивного обучения

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.

Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.

Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся (глоссарий урока): назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.

Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаю слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.

Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также использую учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.

Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия сообщаю учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю, затем выбрать выступающего. Совместно с детьми были разработаны правила поведения в группе. Правила проведения

  1. Запрещена критика выдвинутых идей
  2. Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
  3. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
  4. Наличие ролей
  5. В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
  6. Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
  7. Активное взаимодействие всех участников
  8. Применение системы оценки, стимулирование

 Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно. Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми.
Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора.

Организация групповой деятельности

Компоненты деятельности 

Функции группы, ведущие к успешной деятельности

Решение задач

Оказание поддержки

Роли членов группы

Инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик, интерпретатор, секретарь, «гонец», докладчик, хранитель времени и др.

Вдохновитель, гармонизатор, организатор общения, доброжелательный слушатель.

Содержание деятельности

Внесение, принятие предложений, сведений, мнений, их обработка.

Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятие чужих идей.

Результат

Мобилизация всех членов на поиск и достижение поставленной перед группой цели.

Укрепление взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповой цели.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

  1. изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;
  2. дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;
  3. совмещать первый путь со вторым.

От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах.

Организация межгруппового общения

Формы межгруппового общения

Варианты презентации групповых решений

Совместно – индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»)

Совместно – последовательная

Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»)

Совместно – взаимодействующая

Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»)

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.

Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в одной из групп. Из 27 опрашиваемых 26 ответили, что они лучше усваивают материал и хотели бы, чтобы данная технология использовалась при изучении всех предметов.

Интерактивные технологии помогают мне как педагогу правильно организовывать с учётом специфики материала деятельность, применение различных способов стимулирования речемыслительной деятельности в образовательном процессе дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск новых форм и методов позволяющих реализовать поставленные задачи, позволяет увеличить плотность коммуникативного общения на уроке на каждую единицу времени.

         Детям стало проще общаться, решать конфликтные ситуации в классе и за пределами школы. Повысился познавательный интерес к предметам, о чем говорит процент качества обученности моих воспитанников. Дети активно принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, достойно представляют город на российских и международных конкурсах. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых, путём прочтения «умных» книг, проектной деятельности. Помогая детям создавать различные проекты, выполнять творческие задания родители включены в образовательный процесс, процесс взаимодействия с ребенком и учителем, что помогает узнавать своего ребенка, его мысли, потенциальные возможности., сотрудничать с учителем.

        В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность.   Работая  в группах, школьники учатся размышлять,  задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, получают навык устного выступления, развивают умение оценивать свою работу  и работу одноклассников.

        Каждый урок для моих учеников – это открытие себя, маленький ответ на вопрос: Кто я? Какой я? В конце урока дети дарят друг другу свои открытия.

Работа с залом.

Дети – это чудо света!

Я увидела сама

И причислив чудо это

К самым чудным чудесам!

Мы пред будущим в ответе

Наша радость, боль и грусть

Наше будущее – дети

Трудно с ними – ну и пусть!!!

Побуждайте детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

А я вознаграждена тем, что иногда слышу нежный звон серебряных колокольчиков.

Правила поведения в группе.

  1. в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  2. каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  3. следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
  4. если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы;
  5. каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;
  6. критикуются идеи, а не личности;
  7. цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
  8. Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
  9. С первого же занятия необходимо принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.

  1. Концентрация внимания на тему обсуждения;
  2. Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
  3. Завершить обсуждение;
  4. Фиксировать тему и цель урока на доске.

Нет навыков игровой деятельности

  1. Более подробно объяснять условия;
  2. Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.

Затягивание дискуссии, обсуждения

  1. Ввести и выполнять специальные правила;
  2. Установить временной барьер.

Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

  1. Дать индивидуальное задание;
  2. Определить роль наблюдателя, члена жюри.

Нет активности

  1. Ввести проблемный вопрос или противоречие;
  2. Смена деятельности;
  3. Если от недопонимания, то уточнение.

Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)

  1. Аутотренинг;
  2. Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
  3. Элемент неожиданности.

Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:

Нарушение речи (заикание, дефекты)

  1. Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);
  2. При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

  1. Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;
  2. Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);
  3. Рассказ по готовой схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)

Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (2)

Использование пиктограмм для автоматизации звуков носит положительный характер: дети быстро закрепляют поставленные звуки в речи, постепенно укрепляется их образное мышление, развивается память, они н...

Стимулирование речемыслительной деятельности в рамках развивающего обучения иностранному языку

способы развития речемыслительной деятельности при обучении иностранному языку...