АРТтерапия в школах санаторного типа.
методическая разработка (1 класс) по теме
Арт-терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirpicheva__marina__aleksandrovna__tekst._doc.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: « Арт-терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией».
«Арт-терапия»- в переводе с английского – лечение, основанное на занятиях художественным творчеством.
Изучив работы ведущих психологов, психотерапевтов, педагогов, работающих в области арт-терапии, я пришла к выводу, что арт-терапия в педагогическом направлении позволяет не только заниматься художественным воспитанием и развитием, обучением ребенка, но и при овладении определенными навыками и умениями, может помочь, в условиях интерната, первоклассникам и вновь прибывшим детям адаптироваться в новых социальных условиях, приведет к качественным позитивным личностным изменениям.
Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки расписания учебных предметов, на протяжении всего учебного года (1 раз в неделю).
Предлагаю Вашему вниманию одно из таких занятий.
ЗАНЯТИЕ 6.
ТЕМА: «Путешествие Солнечного зайчика. Тематическая групповая работа в малых группах»
ЦЕЛЬ: Снижение уровня тревожности, помощь в осознании взаимосвязи с окружающим миром и формировании созидательной установки на стремление к коммуникативному общению, через создание коллективной работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, листы формата А4. Столы расставлены по группам для 3-4 человек, на каждом эмблема цветка (ромашка, колокольчик, василек, роза).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 этап. НАСТРОЙ
Войдя в класс, дети получают маленькую эмблему с цветком и рассаживаются по группам за те столы, которым соответствует их цветок.
ИГРА: «МЯЧИК ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ».
Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения.
Каждой группе дается маленький мячик, который дети передают друг другу, сказав при этом комплемент своему соседу. Учитель помогает подобрать нужные слова, а также обращает внимание на дружелюбное и внимательное отношение к партнеру.
-Какое настроение было у нашего Солнечного зайчика на прошлом занятии? (хорошее, веселое)
- Почему? (он решил отправиться в Лесную школу, чтобы учиться и найти себе друзей)
- Дома вы должны были подумать, каких друзей вы хотели бы увидеть рядом с нашим Солнечным зайчиком.
- Итак, отправляемся в путь.
2этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Детям предлагается приготовить кисти и краски, а тем, кто не хочет рисовать, просто присутствовать и наблюдать за работой других.
1)Коллективная работа. (Активизация коммуникации)
-По какой дорожке отправимся в путь? (лесной)
- Какого цвета будет лесная дорожка? (неяркая зеленая или светло-коричневая).
Дети вместе с учителем рисуют полоску дороги.
- Дальше ее путь лежит вдоль речки.
-Как можно изобразить линией речку? (голубой краской рисуется речка, дети сначала показывают рукой волнистую линию).
-Теперь поднимаемся с одного пригорка на другой (дети показывают рукой ломаную линию).
-По берегам речки нарисуйте цветы. Возьмите цвета, которые вам больше нравятся или которому соответствует сейчас ваше настроение.
-На пригорках растут маленькие и большие елочки (дети рисуют елочки).
-В небе светит яркое солнышко (дети рисуют солнышко).
В наводящей беседе учитель с учениками приходят к выводу, что в такой хороший день Солнечному зайчику одиноко путешествовать одному, ему обязательно должен встретиться друг.
- Какого друга вы хотите видеть рядом с нашим Солнечным зайчиком? (доброго, надежного, красивого и т.д.)
- А в нашем классе есть такие друзья? (есть)
-Расскажите о своем друге.
Выступают только желающие.
2) Индивидуальная работа.
-А теперь давайте нарисуем для Солнечного зайчика друга.
-С кем может подружиться Солнечный зайчик?
Дети рисуют на своих листах настоящего или вымышленного животного, людей, детей или другой объект по желанию. Учитель помогает детям в создании образов, но не навязывает их. Во время рисования у педагога есть возможность пообщаться с теми детьми, кто не захотел рисовать, оказать поддержку тем, кто мало включен в творческий процесс, т.е. помогать творческому самовыражению участников группы.
3) Презентация работ.
ИГРА: «Угадай, кто нарисован».
Дети по очереди выходят со своим рисунком (только те, кто хочет видеть свой рисунок на выставке). Листок пока не показывается, ребенок рассказывает о своем герое, остальные участники по наводящим вопросам должны догадаться, кого он нарисовал.
Учитель скотчем прикрепляет к нарисованному Солнечному зайчику рисунки детей. После чего делается вывод, что у Солнечного зайчика нашелся не один, а много друзей.
3 этап. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На заключительном этапе педагог выясняет, насколько комфортно детям было на занятии, с каким настроением дети покидают класс, чем хотели бы заняться на следующем занятии.
-Нашел ли Солнечный зайчик себе друга?
-Рад ли он новым знакомствам?
-Понравились вам новые друзья нашего зайчика?
-Хотите ли вы познакомиться с новыми друзьями?
-Понравилось ли Солнечному зайчику у нас на занятии? А вам?
-На следующем занятии Солнечный зайчик расскажет вам, какие волшебные слова и поступки заставляют окружающих улыбаться и радоваться.
-Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, чтобы поблагодарить за общение.
Такие занятия побуждают ребенка к общению, развивают речь детей, формируют уверенность в себе и коммуникативные навыки, воспитывают уважение к чувствам и переживаниям другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа
Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...
Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа
Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...
Презентация к уроку русского языка вспомогательной школы 8 типа.
Презентация для урока русского языка вспомогательной школы 8 типа. Звук и буква Ш....
Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях современной школы интернатного типа.
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое соп...
СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".
В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...
Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа
Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....
Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа
Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой пони...
Комментарии
Спасибо большое, Мария