АРТтерапия в школах санаторного типа.
методическая разработка (1 класс) по теме

Кирпичева Марина Александровна

Арт-терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirpicheva__marina__aleksandrovna__tekst._doc.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: « Арт-терапия – как способ изменения стереотипов поведения ребенка и помощь в адаптации первоклассников средствами художественной деятельности: СКАЗКОтерапией и ИЗОтерапией».

«Арт-терапия»- в переводе с английского – лечение, основанное на занятиях художественным творчеством.

Изучив работы ведущих психологов, психотерапевтов, педагогов, работающих в области арт-терапии,  я пришла к выводу, что арт-терапия в педагогическом направлении позволяет не только заниматься художественным воспитанием и развитием, обучением ребенка, но и при овладении определенными навыками и умениями, может помочь, в условиях интерната, первоклассникам и вновь прибывшим детям адаптироваться в новых социальных условиях, приведет к качественным позитивным личностным изменениям.

Для своих первоклассников я разработала цикл занятий «Сочиним сказку о Солнечном зайчике», проводимых вне сетки расписания учебных предметов, на протяжении всего учебного года    (1 раз в неделю).

Предлагаю Вашему вниманию одно из таких занятий.

ЗАНЯТИЕ 6.

ТЕМА: «Путешествие Солнечного зайчика. Тематическая групповая работа в малых группах»

ЦЕЛЬ: Снижение уровня тревожности, помощь в осознании взаимосвязи с окружающим миром и формировании созидательной установки на стремление к коммуникативному общению, через создание коллективной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, листы формата А4. Столы расставлены по группам для 3-4 человек, на каждом эмблема цветка (ромашка, колокольчик, василек, роза).

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 этап. НАСТРОЙ

Войдя в класс, дети получают маленькую эмблему с цветком и рассаживаются по группам за те столы, которым соответствует их цветок.

ИГРА: «МЯЧИК ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ».

Игра используется с целью снятия телесного и эмоционального напряжения.

Каждой группе дается маленький мячик, который дети передают друг другу, сказав при этом комплемент своему соседу. Учитель помогает подобрать нужные слова, а также обращает внимание на дружелюбное и внимательное отношение к партнеру.

-Какое настроение было у нашего Солнечного зайчика на прошлом занятии? (хорошее, веселое)

- Почему?  (он решил отправиться в Лесную школу, чтобы учиться и найти себе друзей)

- Дома вы должны были подумать, каких друзей вы хотели бы увидеть рядом с нашим Солнечным зайчиком.

- Итак, отправляемся в путь.

2этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Детям предлагается приготовить кисти и краски, а тем, кто не хочет рисовать, просто присутствовать и наблюдать за работой других.

1)Коллективная работа. (Активизация коммуникации)

-По какой дорожке отправимся в путь? (лесной)

- Какого цвета будет лесная дорожка? (неяркая зеленая или светло-коричневая).

Дети вместе с учителем рисуют полоску дороги.

- Дальше ее путь лежит вдоль речки.

-Как можно изобразить линией речку? (голубой краской рисуется речка, дети сначала показывают рукой волнистую линию).

-Теперь поднимаемся с одного пригорка на другой (дети показывают рукой ломаную линию).

-По берегам речки нарисуйте цветы. Возьмите цвета, которые вам больше нравятся или  которому соответствует сейчас ваше настроение.

-На пригорках растут маленькие и большие елочки (дети рисуют елочки).

-В небе светит яркое солнышко (дети рисуют солнышко).

В наводящей беседе учитель с учениками приходят к выводу, что в такой хороший день Солнечному зайчику одиноко путешествовать одному, ему обязательно должен встретиться друг.

- Какого друга вы хотите видеть рядом с нашим Солнечным зайчиком?            (доброго, надежного, красивого и т.д.)

- А в нашем классе есть такие друзья? (есть)

-Расскажите о своем друге.

Выступают только желающие.

2) Индивидуальная работа.

-А теперь давайте нарисуем для Солнечного зайчика друга.

-С кем может подружиться Солнечный зайчик?

Дети рисуют на своих листах настоящего или вымышленного животного, людей, детей или другой объект по желанию. Учитель помогает детям в создании образов, но не навязывает их. Во время рисования у педагога есть возможность пообщаться с теми детьми, кто не захотел рисовать, оказать поддержку тем, кто мало включен в творческий процесс, т.е. помогать творческому самовыражению участников группы.

3) Презентация работ.

ИГРА: «Угадай, кто нарисован».

Дети по очереди выходят со своим рисунком (только те, кто хочет видеть свой рисунок на выставке). Листок  пока не показывается, ребенок рассказывает о своем герое, остальные участники по наводящим вопросам должны догадаться, кого он нарисовал.

Учитель скотчем прикрепляет к нарисованному Солнечному зайчику рисунки детей. После чего делается вывод, что у Солнечного зайчика  нашелся не один, а много друзей.

3 этап. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На заключительном этапе педагог выясняет, насколько комфортно детям было на занятии, с каким настроением дети покидают класс, чем хотели бы заняться на следующем занятии.

-Нашел ли Солнечный зайчик себе друга?

-Рад ли он новым знакомствам?

-Понравились вам новые друзья нашего зайчика?

-Хотите ли вы познакомиться с новыми друзьями?

-Понравилось ли Солнечному зайчику у нас на занятии? А вам?

-На следующем занятии Солнечный зайчик расскажет вам, какие волшебные слова и поступки заставляют окружающих улыбаться и радоваться.

-Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, чтобы поблагодарить за общение.

Такие занятия побуждают ребенка к общению, развивают речь детей,  формируют уверенность в себе и  коммуникативные навыки, воспитывают уважение к чувствам и переживаниям другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа

Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...

Организация внеурочной работы в начальных классах в школах санаторного типа

Работа учителей начальных классов над организацией внеучебной деятельности учащихся в рамках ФГОС 2 в школах-интернатах...

Презентация к уроку русского языка вспомогательной школы 8 типа.

Презентация для урока русского языка вспомогательной школы 8 типа. Звук и буква Ш....

Служба психолого-педагогического сопровождения в условиях современной школы интернатного типа.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое соп...

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа

Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном процессе специальной школы интегрированного типа

Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой пони...


 

Комментарии

Ганеева Лилия Хайдаровна

Спасибо большое, Мария Александровна, за замечательный материал! Обязательно применю в своей работе!