Проект "Птицы нашего края"
план-конспект урока (2,3 класс) по теме

Участники проекта: ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель. Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся. Цель: коррекция психического состояния ребёнка, социальная адаптация, формирование экологических знаний и экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy_nashego_kraya.docx633.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида            «Надежда» г. Коломна Московской области

                                                                                           

ПРОЕКТ

«ПТИЦЫ   НАШЕГО  КРАЯ»

(трясогузка, воробей, синица)

Автор проекта: учитель начальных классов Таланова Н.И.

                                    г. Коломна

                                                   2011

Участники проекта:  ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель.

Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся.

Цель: коррекция психического состояния ребёнка, социальная адаптация, формирование экологических знаний и экологической культуры.

Задачи:

1. Социализация и интеграция в общество.

 2. Ликвидация психолого -  педагогической неграмотности родителей, коррекция общения ребёнка с семьёй путём совместной творческой работы.

3. Воспитание правильного представления об экологической цепочке.

4. Развитие познавательного интереса детей.

5. Формирование исследовательских навыков.

6. Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность.

7. Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.

Обеспечение:

1. Школьная библиотека;

2. Классная библиотека;

3. Интернет;

4. Аудиотека класса.

 Предварительная работа:

1. Подбор и систематизация иллюстративного материала (видео-аудио-записи, картинки, фотографии, альбомы и др.).

2. Подбор научной и художественной литературы.

З. Знакомство с внешним  видом и жизнью птиц нашего края.

Тип  проекта:

  1. по числу учащихся – групповой;
  2. по доминирующему методу: творческий;
  3. по предметным областям: межпредметный (развитие речи, чтение, ручной труд, изо).
  4. по продолжительности: долгосрочный.

Режим работы: урочное и внеурочное время

Продукт деятельности:

1.  «Птицы нашего края»  - подборка иллюстративного и научного материала.

2.  Классный час  «Птицы нашего края».

3.  Открытый урок по чтению «Волшебница- зима. Чтение  рассказа «Воробьишки».

4.  Выставка детских работ.

5.  Фоторепортаж.

Этапы проекты:

1. Подготовка  -      постановка цели и задач проекта, определение                    

                                  продукта проекта;

                                  -создание игровой ситуации;

                                  -сбор материалов.

2. Планирование -   определение источников информации;

                                 - способ  сбора информации;

                                 - разработка внеклассного занятия, экскурсий, открытого

                                  урока, консультаций для родителей;

                                  распределение обязанностей между группами.

3.Результаты и выводы:

                                 -сбор информации;

                                 -оформление выставки.

 4.Заключительный презентация выставки.

                       

                               

                             

                                             Содержание

           выставки  детских работ « Птицы нашего края»

                                 Рисунки.

Ф.И. учащегося.                         

1. Авдюхин Евгений.

2. Горячева Екатерина.

3. Заботин Николай.

4. Судакова Екатерина.

                              Оригами.

Ф.И. учащегося.                          

1. Авдюхин Евгений.

2. Горячева Екатерина.

3. Заботин Николай.

4. Судакова Екатерина.

   Поделки из природного и бросового материала.

Ф.И. учащегося.                          

1. Авдюхин Евгений.

2. Горячева Екатерина -

3. Заботин Николай –

4. Судакова Екатерина –

                                                 

                                             ЛЕПКА.

Ф.И. учащегося.                          

1. Авдюхин Евгений -

2. Горячева Екатерина – воробей, синица, трясогузка, снегирь.

3. Заботин Николай – птичка.

4. Судакова Екатерина –

                     Дидактические игры.

1. «Проверь названия птиц».

2. «Кто лишний?».

3. «Какой птички не стало?

4. «Один – много».

5. «Ласковое слово». 

Художественная литература для чтения детям.

1.Н.Сладков. Синички – арифметички.

2. Н.Сладков. Воробей и Синица.

3. Н.Сладков. Трясогузкины письма

4.В.Бианки. Красная горка.

5.И.С.Тургенев. Воробей

6.Д.Н. Кайгородов. Синицы.

7.Н.Сладков.   Синичий запас.

8.В.А.Тетюрев. Синицы возле жилья.

9.С.Есенин. Тинь-тинь, синица!

10.В.Чаплина. Лесная кормушка.

                   

                ЭКСКУРСИИ

 

Экскурсии.

1.Сезонные изменения в природе и наблюдения за поведением птиц.

2 Сезонные работы  и наблюдения за поведением птиц.

Фрагменты экскурсий.

Сентябрь.

(Перед экскурсией оставить корм для птиц в кормушке)

Цель: прививать желание заботиться о птицах, обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по величине; называть некоторых птиц, что и как они клюют.

1. Наблюдение (познавательно- исследовательская деятельность).

- Какие птицы прилетели к кормушке?

-Какие части тела?

-Чем птицы собирают корм?

-Как кричат?

-Как передвигаются?

2.Загадка.

Чик – чирик к зёрнышкам прыг,

Клюй, не робей.

Кто же это?

3.Подвижная игра «Воробушки и кот».

4. Трудовая деятельность.

( кормление птиц).

Октябрь.

Цель: продолжить наблюдение за птицами; учить различать и называть части тела птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

1.Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности поведения птиц осенью, большое количество сидящих на деревьях, кустарниках воробьёв. Как  некоторые птицы собираются в стаи и с наступлением холодного времени года готовятся к перелёту в тёплые края (если будет такая возможность, понаблюдать перелёт птиц). Рассказать об особенностях питания.

Беседа.

-Части птицы.

-Какая головка? Что на головке?

-Для чего нужен клюв?

-Чем покрыто тело?

Как  передвигаются? (Летают, прыгают).

2. Стихотворение.

-Воробей, что ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь.

-Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

(А.Тараскин)

Октябрь.

Цель: расширить представление о птицах; обратить внимание на особенности поведения птиц; воспитывать доброе отношение к представителям пернатого мира.

1.Наблюдение (познавательно- исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности  поведения птиц. (Нахохлившиеся, прыгающие воробьи).

-Что случилось? Почему воробышки прыгают? Что они ищут?  Что хотят от людей? (Объяснить  детям,  что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными  крошками,  пшеном). Вместе с детьми повесить кормушку.

2.Стихотворение.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик – чирик!

3.Подвижная игра «Птички и злой осенний ветер».

Ноябрь.

Цель: продолжать наблюдения за птицами, их повадками; закрепить знания о птицах: названия, части тела, питание.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская деятельность).

Обратить внимание на особенности и названия других птиц, прыгающих в стае воробьёв.

-Почему воробьи летают стайкой?

-Куда делись насекомые?

-Почему птицы летят к людям?

-Как люди заботятся о птицах?

-Что есть у птиц? ( Части тела).

Предложить покормить птиц. Понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание, что у птиц есть глаза – они видят корм, когда им насыпают, есть клюв – они клюют крошки, есть ноги лапки, с помощью которых они ходят, есть хвост и крылья – благодаря которым они летают. Окрас птиц разный.

2. Трудовая деятельность: приготовление корма для птиц вместе с учителем.

Декабрь.

Цель: расширить знания о  жизни птиц в зимний период, развивать умение и желание помогать им.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

-Какие птицы прилетели к нам?

-Какое у них оперение?

-Почему птицы прилетают к людям?

2. Стихотворение.

Птичьи гнёзда опустели,

Птицы к югу улетели.

Те, кто холода не испугались, С нами на зиму остались.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать.

3.Подвижная игра «Собачка и воробей».

Январь.

Цель: расширять представление о зимующих птицах, воспитывать любовь и прививать желание заботиться о них.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

-Кто прилетел в нашу столовую?

-По каким приметам узнали птиц?

-Как ведут себя в морозы?

-Какие следы оставляют на снегу?

2.Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых крылышках (пересчитывают пальчики или хлопают в ладошки).

Всем хватило зёрнышек (руки – в стороны).

3.Трудовая деятельность: расчистка дорожек.

Февраль.

Цель: формировать основы познавательных умений в изучении окружающего мира; закладывать систему знаний о птицах; воспитывать бережное отношение к животному миру.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

- Какие птицы прилетели?

- Какой корм? Кто любит сало?

-Что за птичка с красной грудкой?

Прислушайтесь, птички между собой переговариваются, они рады, что их друзья прилетели к нашей кормушке, и вам они говорят спасибо.

- Почему птички вспорхнули и улетели?

2.Трудовая деятельность.

Кормление птиц.

Март.

Цель: расширять представления детей ранней весной.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

Предложить послушать голоса птиц.

-Что происходит в жизни птиц? (Птицам стало тепло, но земля ещё полностью не оттаяла, им нечего есть: нет  ни травинок, ни червячков, ни мошек).

-Что мы слышим вокруг?  (Голоса птиц).

-Какие птицы прилетели на пришкольный участок?

-Что делают птицы?  (Клюют корм, пьют воду из лужицы, греются на солнышке).

Рассказать о прилёте трясогузке – ледоломке.

2.Стихотворение.

О чём поют воробышки

В последний день зимы?

Мы выжили! Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

Апрель.

Цель: расширять представления детей о перелётных и зимующих птицах.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

С приближением весны к кормушке не прилетают синички.

Обратить внимание на грача.

Май.

Цель: расширять представления о поведении птиц весной; формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на школьный участок.

1. Наблюдение (познавательно – исследовательская  деятельность).

Предложить послушать голоса птиц.

-Что случилось с птицами?

-Почему стало так много птиц?

- Почему они возвращаются к нам?

-Что строят на деревьях?

2. Подвижная игра «Воробушки – пташки».

3. Задание на лето.

Продолжать наблюдения за птицами, их повадками  (вместе с родителями)

Научный  материал

для               учителя и родителей

                               

Трясогузка.

Трясогузка стройная и грациозная (изящная, красивая в движениях). Спинка и бока у неё серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками.

С трясогузкой можно встретиться почти всюду. Чаще её можно увидеть у воды, а иногда и довольно далеко от водоёмов.

Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озёрах ещё лежит лёд. В народе трясогузку называют « ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших  в лёд жучков, трясёт хвостиком- «лёд ломает».

Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Материалом для их работ служат стебли, корешки, листья и кусочки мха. Чтобы гнездо было мягче, птички выстилают его шерстью, перьями, пухом. Обычно в гнезде 5-6 яиц, раскрашенных серыми точками. Через две недели проклёвываются птенцы, которых родители кормят мошками и комарами. Когда малыши подрастут, они гуляют вместе с мамой - трясогузкой. Мать зорко следит за детьми и не забывает их покормить.

Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает на 3-5 шагов. А ещё она проворная и храбрая. Заметит опасность – громко и тревожно кричит: «Ци – зи! Ци – зи!». На крик прилетают другие трясогузки и прогоняют обидчика.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых – вредителей. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу.

В 2011 году трясогузка названа птицей года.

Осенний перелёт длится с сентября по ноябрь.

Признаки: окраска варьирует в зависимости от возраста, подвида и времени года, но она всегда серая (у птенцов с коричневатым оттенком), черная и белая. Длина вместе с хвостом 18 см. Голос - «филипп». Часто приседает, покачивая хвостом.


Распространение: живет всегда недалеко от воды, никогда в лесу. Для получения воды белой трясогузке достаточно небольшой лужицы около навоза на скотном дворе. Во время осеннего перелета стаи птиц отдыхают на лугах, в камышах и у илистых берегов.


Размножение: белые трясогузки начинают строить гнездо только через 2-4 недели после того, как они закрепили за собой участок территории. Гнездо всегда располагается под прочной крышей, но выбор мест очень разнообразен: под перекрытиями сарая, в дырах стен, в поленницах дров, под мостами, в норах, трубах и т. п.
Снаружи гнездо выложено травинками, изнутри - перьями и шерстинками. Обычно это тщательно выполненное сооружение, нередко и довольно непрочное. Выводит потомство два раза в год, в редких случаях три раза. Первая кладка в мае, причем самка ежедневно откладывает по яйцу, пока яиц не будет пять. Время насиживания - 12 дней, птенцы остаются в гнезде от 14 до 15 дней.

Питание: только животный корм, Прежде всего насекомые, которые развиваются в воде, довольно крупные, размером до стрекозы.

Союз охраны птиц России в шестнадцатый раз выбрал птицу года. На сей раз этот титул получила белая трясогузка, которая отвечает всем требованиям: она распространена на большей части территории нашей страны, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.

Мы сможем радоваться этой милой птичке (и помогать ей!) значительную часть года. Белая трясогузка прилетает в наши края перед вскрытием рек и началом ледохода (известна примета: «трясогузка-ледоломка – своим хвостом лед разбивает»), а улетает в октябре.

В 2011 году Союз охраны птиц России планирует собрать фенологические данные о жизни этих птиц, оценить их численность в разных регионах страны, найти места ночевочных скоплений трясогузок и узнать, не угрожают ли им те или иные опасности, организовать массовое изготовление домиков различных конструкций для птицы года, выяснить, как трясогузки оценят новые жилища… Дел хватит всем. Присоединяйтесь!

 

   Птицы играют важную роль в жизни леса, оживляют любую прогулку – никто не остается равнодушным к мелодичному пению лесных птиц. Для привлечения большего количества птиц в наши леса и поселки вы можете принять участие в экологической акции. Изготовленные вами домики помогут птицам найти дом для себя и птенцов.

Домики можно сделать из любых досок, толщиной не менее 1,5 – 2 см. Доски должны быть обязательно не струганные, так как по гладкой поверхности стенки и птице и птенцам трудно выбраться наружу. После сверления летка, с его края необходимо снять зазубрины ножом или напильником. Щели между стенками и полом должны быть в пределах 1-3 мм, слишком плотно скреплять детали не следует – дуплянке необходимо проветривание.

                 

             Синица.

Синица – одна из самых известных птиц. Оперение синицы яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузочку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмноё шапочкой.

С синицей можно встретиться в лесу, парке,  в саду, около дома человека.

На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки синиц перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

Строят гнёзда самки весной. Они не утруждают себя долгим выбором места. Кроме дупла, они могут построить гнездо в отверстии стены, в железной трубе, в почтовом ящике, в выброшенной консервной банке или башмаке, в скворечнике. Выстилают гнездо толстым слоем мха, в котором делают углубление и выкладывают его шерстью. Появляются 8-10 птенцов. Молодые синички покидают родной дом, спустя 15-20 дней после рождения, и сразу пробуют летать. Некоторое время родители их опекают, а потом отделяются.

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Лазая по веткам, они обшаривают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щ1лки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких запасок. Когда наступят холода, синица найдёт припасённого летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птиц. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, лакомятся ягодами. Иногда стайка синиц летит следом за дятлом. Разобьёт дятел своим крепким клювом гнилой пень, а синицы тут как тут, ищут спрятавшихся на зиму насекомых. В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью. В ноябре люди отмечают «синичкин день» - укрепляют на деревьях  кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки сала.

За день они съедают столько насекомых,  сколько весят сами. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.

Воробей.

Воробей – маленькая, неунывающая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными чёрными полосами. Хвост тёмно – бурый, крылышки тоже тёмно – бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая.

Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? Живя возле нас , птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные мест где можно весной свить гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными окошками деревянных домов. А городские воробьишки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона. Строительство гнезда- дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювиках пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.

Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди высиживают яйца. Через 14 дней в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители « сбиваются с ног «, чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми. Растут воробьишки быстро, и уже через 10 дней  родители начинают их обучать всем премудростям воробьиной жизни.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым  носом ленивого кота. Если какому – нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев. Смелые и дружные воробьи могут дать отпор врагу. Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно собираются в плотный рой, и вместе бросаются навстречу врагу. Враг отступает.

Воробьи – полезные птицы. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений. Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

 

Что отличает птиц?

Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает птице летать.

Птица напоминает летучую мышь. Её руки - это крылья.

У птицы есть общее и со штангистом, руки и мышцы которого развиты очень сильно.

Птица подобна надувному шарику: в её теле много воздуха.

Птицы - единственные в мире животные, у которых есть перья.

Взлёт и полёт.

Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями. Некоторые птицы очень тяжелы, и у них не получается взлететь с одного прыжка. Им приходится делать разбег, совершая одновременно взмахи крыльями.

Зачем птице летать?

Чтобы строить гнёзда повыше.

Чтобы высматривать добычу на земле.

Чтобы добираться до тёплых мест, где больше пищи.

Чтобы ловить добычу в воздухе.

Зачем птицы прерывают полёт?

Чтобы поесть или поспать на деревьях.

Чтобы собрать корм с земли.

Чтобы утолить жажду.

Чтобы отдохнуть.

Чтобы высиживать яйца.

Чтобы среди других птиц найти себе пару.

Чтобы кормить птенцов.

Что делают ноги и лапы?

Птицы  ходят « на пальцах». Они могут и бегать и прыгать.

Приземляясь, птица выставляет ноги вперёд. Чтобы погасить скорость, она также расправляет хвост и раскидывает крылья. Нередко птицы стоят на одной ноге. Другую они поджимают и прячут в перья, чтобы согреть.

У водоплавающих птиц между пальцами имеются кожные перепонки. Перепонки позволяют птицам грести лапами, будто вёслами, и разгуливать по илу, не увязая в нём.

Зачем птице клюв?

Зубов у птиц нет, так что жевать пищу они не могут. Они заглатывают её целиком, а измельчается она уже в желудке.

Клювы у птиц самые разные, потому что пища у них тоже разная.

Окраска.

Многие птицы имеют тот же цвет, что листва   и ветви деревьев. Это помогает им скрываться от врагов.

Отдых и чистка перьев.

Большинство птиц вечером отыскивают безопасное место для ночлега. Птицы предпочитают не летать по ночам, в темноте они плохо видят. Все птицы тщательно чистят свои перья- люди говорят: «охорашиваются».

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

                        ( птицы)

Птичка бьётся в окно – к хорошим вестям.

Птицы рано утром весело и звонко свистят – к теплу.

Птица хохлится – к непогоде.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Невелика птичка – синичка, а и то свой праздник знает.

Синичка постучит в окно - будет известие

 Первое массовое появление синиц у домов – признак наступления больших холодов.

Синица начинает пищать с утра – жди мороза, прячутся под крышу – на метель.

Летом воробьи купаются в пыли – к дождю.

Если воробьи стали оживленными и зачирикали во время продолжительного ненастья, можно ждать ясной погоды.

Если воробьи под вечер целыми стаями собираются в листве на деревьях – на следующий день будет хорошая погода, солнечная погода.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо - будет снег без ветра. А дружно зачирикают – к потеплению.

Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста – к морозу или перед пургой.

Воробьи, зимующие под крышами домов, в разных щелях, уже за два – три дня ощущают приближение морозов. Зима, холод, снег а воробьи собирают пух и перо возле курятников это перед усилением морозов они утепляют свои зимние квартиры.

      ПОСЛОВИЦЫ

1.Хвалилась синица море зажечь.

2.Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

3.Рано пташечка запела,  как    бы кошечка не съела.

4.Глупой птице свой дом не мил.

5.Красна птица пером, а человек  умом.

6.Невесело птичке в золотой клетке.

7.Без хвоста птица ком.

.

ЗАГАДКИ  О  ПТИЦАХ

Трясогузка.

1.Отгадайте, что за птица,

Любит хвостиком хвалиться:

Остановится и вдруг

По земле хвостом: тук – тук!?

2. Удивительная птица,

Сразу видно – мастерица:

Постоянно носит фартук

И работы не боится.

За занятьем не скучает,

В такт себе хвостом качает.

3.По тропиночке идёт

Длинным хвостиком трясёт

Никого я не боюсь!

Отчего тогда трясусь?

Никто за мной не бежит,

Что же хвостик мой дрожит.

Воробей.

1.В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится,-

Не орёл, - а всё же птица.

2.Чик-чирик

За зёрнышком прыг!

Клюй, не робей! Кто это?

3. Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок.

4.Найдёшь её в своём дворе,

Она на радость детворе,

Ты обижать её не смей!

Эта птичка  ...

Серый маленький комочек

Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш ... (Воробей)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Что за серый забияка?

Он со всеми лезет в драку!

Как растрепанный злодей

Этот шустрый... (Воробей)

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.

– Чик, чирик, – везде свои,

Непоседы... (Воробьи)

Синица.

1. Ты с модницей это,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте 
Никак не сидится-
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей 
Гордится…

2. Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её…


   

   

СТИХИ О ПТИЦАХ

Синица.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

  За окном повешу ей

  Я кусочек сала,

  Чтоб теплей и веселей

  Бедной птичке стало.

Трясогузка.

Трясогузка, трясогузка –

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моём саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо своё весной.

                             О птицах. Т. Евдошенко.

                             О птицах много знаем мы

                         И в то же время мало,

                         И нужно всем: и вам, и нам, -

                         Чтоб их побольше стало.

                         Для этого побережём

                         Своих друзей пернатых,

                         Иначе мы к нулю сведём

                         Певцов наших крылатых.

                          Съедят деревья и плоды

                          Личинки насекомых,

                         И поредеют все сады

                         Без наших птиц знакомых.

                         Зимой поставь кормушку им,

                         Синицам дай ты сала;

                         Пшено едят все воробьи,

                         Подсыпь, как станет мало.

                         Они вознаградят труды,

                         И зацветут кругом сады.

                         Среди зелёной той листвы

                         Их песенку услышишь ты.

А. Вайнер

Вниз с рябиновых ветвей

Слетел к луже воробей.

Огляделся – плюх! -  и в воду,

Стал плескаться в непогоду.

Любит воробей купаться,

Заодно и закаляться.

Л. Степанова.

Что за птичка воробей?

Это значит – вора  бей.

Не хочу его я бить,

Надо с птичками дружить!

Вот стою в малине я,

Вижу рядом воробья.

Хоть малинку сам люблю,

Воробьишку я терплю.

Пусть он поклюёт малинки!

Всем нужны ведь витаминки!

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей. (В. Cибирцев)

***

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью

- Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень

- Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

***

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил! (Агния Барто)

   

 ФИЗМИНУТКИ

Прибаутка «Скок – поскок»

(Дети произносят текст, отмечая звучащими жестами метрическую пульсацию).

Скок, скок-поскок (дети хлопают в ладоши).

Молодой дроздок,  (шлепают по коленям.

По водичку пошел, ( хлопают в ладоши).

Трясогузку нашел,( шлепают по коленям).

Трясогузушка , (даряют кулачками друг о друга).

Веселушечка. (кулачками по бедрам),

Востроносая, (друг о друга),

Длиннохвостая,( по коленям).

Молодичка молода, (делают поочередные шлепки

ладонями по коленям).

Поехала по дрова.

Зацепилась за пенек, (шлепают ладонями по коленям).

Простояла весь денек.  (стоят прямо)

Скачет шустрая синица.                      Вот присела на минутку,
Ей на месте не сидится.                      Почесала клювом грудку
Прыг-скок, прыг-скок,                        И с дорожки на плетень
Завертелась, как волчок.                     Тири-тень, тири-тень.

«Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам).

В красных майках снегири (4 наклона головы).

Распушили перышки   (на первое слово каждой строки -
                                       частое потряхивание руками).

Греются на солнышке   (один хлопок по бокам).

Головой вертят,   (по 2 поворота головы на каждую сторону)
Улететь хотят.                                                  

- Кыш! Кыш! Улетели!  (Дети разбегаются, взмахивая  руками)

 За метелью, за метелью!  

 «Птички в гнёздышке»

Птички в гнёздышке сидят (присесть)

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

(подняться на носочки)

И тихонько все летят.

(помахать руками)

«Воробей»

Среди белых голубей (дети идут по кругу, заложив руки за спину, это голуби)

Скачет шустрый воробей ( в центре скачет один ребёнок – это воробей)

Воробышек – пташка ,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!»  (воробей пытается вырваться, а «голуби» его не выпускают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ

ГИМНАСТИКА

«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей  (ритмично сжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,   (выбрасывают пальцы)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых крылышках.

Всем хватило зёрнышек (руки в стороны).

«Синички»

Две синички прилетели,

На ладошки тихо сели.

Стали семечки клевать

 И тихонько напевать.

Мы погладим наших птичек

И отпустим невеличек.

                             Использованная литература.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей, Москва, МИОО, 2005
  3. Проектная деятельность школьников Н.М. Конышева Начальная школа №4
  4. Шорыгина Т.А ПТИЦЫ, КАКИЕ ОНИ? – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2002.—96.
  5. Энциклопедия для детей. Т.2 Биология/Сост.С.Т.Исмаилова. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.:Аванта+,1996.
  6. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелётные птицы».- М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2004.-136с.:ил.

 7.Б. Н.Головкин, А.А. Минин «Чудеса живой природы»

 8.Атлас, Москва «Росмэн , 2006»

 9.Я познаю мир: Птицы.  Иваницкий В. В., Издательство АСТ, Астрель, 2000,

 Интернет - ресурс

 http://ru.wikipedia.org/wiki/

           http://www.rbcu.ru/news/press/18068/

 

Все хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! 

Роль семьи в экологическом

воспитании детей 

 

     В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания школьников. Мы убеждены,  что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.  Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

     Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия.

     Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Мы с вами живем на поселке, где общение с природой не представляет затруднений. Детей  нужно  учить  видеть природу.

     Это значит не только показать, но  и  описать  словесно.  Описать  краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их  окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Каждый день такое созерцание неба, хотя бы в течение  нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь.

Покажите ребенку  особенности  поведения  воробьев,  синиц,  трясогузки и других птиц.    Научите                 описывать  их  оперение,  глаза,  форму  тела  и  лапок,  расскажите ребенку об их жизни, заботах,  о  строгих  правилах  стаи  и  т.п.  Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится  ближе, когда  мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

     Летом на прогулке, на даче наблюдайте за знакомыми птицами.

     

     Осенью  понаблюдайте за отлётом птиц.

     Зимой наблюдайте с детьми за птицами, какие птицы прилетели,  какие улетели, чем кормятся птицы зимой, делайте им кормушки. Расскажите  детям о том, какие птицы улетают первыми и почему, какие последними,  куда улетают?

     Рассказывайте детям, как им  следует  вести  себя, чтобы не причинить вреда всему, что их  окружает:  другим  людям,  животным, воде, воздуху. 

     Главная задача в  эстетическом  развитии  средствами  природы  -  это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 

  1. «Экспериментаторы»

При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

  1. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
  2. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
  3. Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.

Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

      Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

 

     ТРЯСОГУЗКА.

ОПИСАНИЕ.

Отличий от других представителей семейства трясогузковых сравнительно немного. У длинного узкого, прямо обрезанного хвоста два средних пера немного длиннее боковых; 1-е маховое перо короче 2-го и 3-го; слабоизогнутый коготь заднего пальца короче самого пальца.

Трясогузки — перелётные птицы.

Большинство трясогузок держится возле воды отдельными семьями или небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах.

В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом.

ПИТАНИЕ.

Подобно другим представителям семейства  , они питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название трясогузок.

Размножение.

Кладка 1 или 2 раза в лето, по большей части состоит из 5—6 пестрых яиц. В окраске преобладают серый и жёлтый, а также чёрный и белый цвета.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ.


Из 15 видов, относимых к трясогузкам, большинство водится в Европе. Жёлтых трясогузок иногда выделяют в особый род. Наиболее обыкновенный вид в Средней и Северной России, охотно держащийся вблизи жилья человека, — белая трясогузка  — сверху серого цвета, снизу белая; голова сверху (кроме белого лба), горло и средние перья хвоста — чёрные. Гнездится 2 раза в лето в щелях стен, на стропилах под мостами, в углублениях почвы, в дуплах, под корнями деревьев и кустов и т. п. Рыхло свитое гнездо выстилается клочками шерсти и волосами. Осенью для перелёта собирается в значительные стаи.


         

ВОРОБЕЙ.

Описание


Мелкий, изящный воробей. Длина тела 12,5 — 14 см. Имеет внешнее сходство с самцом домового воробья, с которым его объединяют буровато-рыжая спина с широкими чёрными полосками, беловатое брюхо, чёрные горло и уздечка, а также белая полоса на крыле. Верх головы и затылок каштанового цвета, такое большое и не захватывает грудь. Поясница и надхвостье охристо-бурые. Крылья тёмно-бурые с двумя тонкими белыми полосками на кроющих (у домового воробья щёки белые с отчётливым чёрным пятном на кроющих уха. Передняя часть шеи («нагрудник») тоже чёрная, однако в отличие от домового воробья пятно не полоса одна). Брюхо серовато-белое. Клюв летом грифельно-серый, зимой темнеет и становится почти чёрным. Радужина каряя.

Со стороны стайку полевых воробьёв можно определить по монотонности окраски, в отличие от хорошо выраженного полевого  у домового воробья самцы и самки полевого друг от друга не отличаются. Очень похожи на взрослых и молодые птицы, выделяясь несколько более бледным оперением и менее выраженным рисунком на голове. Вокализация — характерное чириканье, в сравнении с домовым воробьём скорее двусложное, резкое и более гнусавое.[1] По земле передвигается прыжками.

Распространение


Распространён почти на всей территории Европы и большей части Азии, за исключением районов Крайнего Севера и Ближнего Востока. Преимущественно оседлый вид, однако в северных частях ареала в холодные зимы откочёвывает к югу либо концентрируется вблизи от человеческого жилья. Европейские и сибирские популяции редко встречаются в пределах крупных населённых пунктов, сторонясь многоэтажных застроек и отдавая предпочтение сельской местности, садам, паркам или естественным ландшафтам — редкому лесу, небольшим рощам, кустарниковым зарослям. В степи селится в поймах рек, где занимает норы ласточек и других птиц по обрывистым берегам.  

Стайка воробьёв

В период размножения, как правило, держится вблизи от хорошо увлажнённых почв и избегает интенсивно обрабатываемых сельскохозяйственных земель.

   

Размножение.


Гнездо.

Начало сезона размножения зависит от климатических факторов и доступности корма. В Европе оно обычно приходится на вторую половину марта — начало апреля и продолжается до июля,  

Обычно полевой воробей гнездится парами, реже колониями от нескольких до нескольких десятков пар. Гнездо устраивает в различных нишах, как природных, так и искусственных. Селится в дуплах деревьев, пустотах пней, расщелинах скал, норах птиц и млекопитающих, под крышами домов и в других укромных местах. На старом дереве с многочисленными пустотами одновременно могут гнездится до десятка пар. Известны случаи обустройства своего гнезда в основании жилых гнёзд некоторых хищных птиц — таким образом воробьи обеспечивают себе защиту от непрошенных гостей и кормятся насекомыми, которые слетаются на остатки пищи. Охотно занимают скворечники и дуплянки.

Гнездо — аккуратная шарообразная постройка с небольшим лётным отверстием, свитая из стеблей злаков или других травянистых растений, с примесью шерсти, перьев и другого мягкого материала. Оно строится довольно долго (иногда около месяца) и внешне похоже на гнездо домового воробья, хотя и несколько более грубоватое. Изнутри гнездо выстлано пухом и перьями.   Насиживают обе птицы пары поочередно, начиная с последнего яйца или чуть раньше, в течение 11—14 дней. Появившиеся на свет птенцы голые и беспомощные, за ними ухаживают оба родителя, обогревая и выкармливая преимущественно животными кормами — насекомыми и их личинками, паукообразными и другими мелкими беспозвоночными. В возрасте 15—20 дней подросшие и оперившиеся птенцы приобретают способность летать, хотя ещё в течение около двух недель подкармливаются родителями, после чего сбиваются в обособленные стайки и до холодов держатся недалеко от гнездовий.

Питание


 Воробей имеет широкий диапазон в выборе кормов, легко меняющийся в зависимости от доступности в данном районе и в определённое время года. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных: насекомых и их личинок, пауков, многоножек и пр. Осенью переключается на семена и плоды растений, часто откочёвывая в места сбора урожая — плодовые сады, поля риса и других зерновых и масличных культур, виноградники. В это время большое скопление воробьёв может принести существенный ущерб сельскому хозяйству, в связи с чем в ряде регионов его считают птицей, приносящей вред.  . Зимой переходят на питание семенами сорняков или почками на деревьях.

В населённых пунктах воробей не боится присутствия человека и в поисках корма иногда залетает внутрь помещений. При этом он проявляет сообразительность, приноравливаясь даже к автоматически закрывающимся дверям.

 

             

СИНИЦА.

       Внешний вид. Самая крупная среди синиц (14 см). Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая), брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц.
  Песня — громкий перезвон “ци-ци-ци-пи”, “ин-чи-ин-чи”, крик — звонкое “пинь-пинь-чрррж”. Весной однообразная песня — “зинь-зи-вер”, “зинь-зинь”. Похожая на размеренный звон колокольчика песенка большой синицы — первый признак приближения весны на хмурых обледеневших улицах больших городов. Обычно ее можно услышать в первый солнечный день февраля.
Местообитания. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. 
Питание. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.
Места гнездования.
 Предпочитаетгнездиться на участах не особенно густого лиственного леса, рощах, парках, старых фруктовых садах, уремных зарослях по берегам рек. Встречается в населенных пунктах с древесной растительностью. Участков чисто хвойного леса в гнездовой период избегает.
Месторасположение гнезда. Гнездо устраивает в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок, хищных птиц и в других закрытых местах.
Строительный материал гнезда. Материалом для основы гнезда служат тонкие веточки, сухие стебли трав, мох, корешки, лишайники. К ним синица добавляет пух, вату, шерсть, перья, коконы и паутину пауков и насекомых и т. п. Этой массой заполняет все гнездилище. В куче этого строительного материала выдавливает лоток, который выстилает конским волосом и шерстью, иногда с примесью растительного пуха и перьев.
Форма и размеры гнезда. Размеры гнезда сильно колеблются в зависимости от объема выбранного птицей гнездилища, но размеры лотка более или менее определенные: диаметр 40-60 мм, глубина 40-50 мм.
Особенности кладки. В кладке 9-13 (иногда до 15) яиц. Яйца белые, со слегка блестящей скорлупой, с большим количеством красновато-коричневых пятнышек и точек, образующих иногда заметный венчик на тупом конце. Размеры яиц: (17-19) х (12-14) мм.
Сроки гнездования. У большой синицы две кладки в году: первая — в конце апреля — начале мая, вторая — в июне. Насиживание длится 13 суток. Птенцы находятся в гнезде 16-17 суток.
Распространение. Распространена в Европейской части России, на Кавказе, юге Сибири и Приамурья.
Зимовка. Оседлая птица.

Описание Бутурлина. 
Из всех синиц это самый широко известный и распространенный вид. Большая синица живет по всей Европе (кроме ее безлесных северных окраин), в Северной Африке и по всем лесным областям Азии. В Европейской части России она распространена от Архангельска до Крыма и Кавказа (включительно), а в Сибири на восток до Охотского и Японского морей. К югу область распространения выходит далеко за пределы страны, до самых южных областей Азии.
На этой огромной территории установлено около десяти географических 
подвидов, восемь из которых живут в пределах России. Такая изменчивость не удивительна, если принять во внимание большую обособленность обитателей разных областей. 
Почти всюду большие синицы живут 
оседло или же совершают незначительные сезонные (осенне-зимние) перекочевки. Только с Крайнего Севера они улетают на зиму южнее.
Основная форма распространена по всей Европейской части страны и за Уралом до бассейна реки Енисея, Забайкалья и Алтая. 
Окраска ее — красивое и контрастное сочетание черного, белого, зеленого и желтого цветов. При беглом взгляде на быстро прыгающую на ветвях птицу привлекают внимание желтая грудь и черная голова с ярко-белыми щеками. Приглядываясь лучше, можно видеть, что блестяще-черная окраска находится на темени (черная шапочка), горле и верхней части груди (манишка). На желтом брюшке, посредине, черная полоска. У самцов она шире, чем у самок, и доходит до черной гузки. Спина зеленого, довольно ровного тона, а крылья и хвост голубовато-серые. Большие кроющие крыла со светлыми концами, создающими беловатую полоску на сложенном крыле. Ноги свинцово-серого цвета. Клюв черный. Длина птицы около 16 сантиметров. Молодые имеют буроватый оттенок всех черных частей оперения, слабое горловое пятно, желтоватые щеки и более бледную окраску груди. У различных подвидов не одинаковы оттенки оперения спины (вплоть до голубовато-серых тонов, например в Таджикистане) и брюшка (побледнение). Встречаются многочисленные переходы.
Таковы основные приметы окраски. Но большая синица дает о себе знать обычно еще до того, как вы ее увидите. У нее удивительное разнообразие 
криков и много позывов, связанных с различными моментами жизни. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку: “пинь-пинь-пинь...” (вроде зяблика), то испуганно затрещит: “пинь-тарара...” или с бесконечными интонациями повторяет свой обычный позыв: “ци-фи-ци-фи...”.
Большие синицы наиболее 
заметны поздней осенью и зимой, когда в поисках пищи они появляются близ жилья, в садах и даже на городских бульварах. В конце лета стайки их начинают кочевать по лесам, с громкой перекличкой обшаривая деревья, гнилой сухостой и валежник. Живость птиц так велика, что с трудом успеваешь следить за ними взглядом. В эту пору синицы еще находят достаточно насекомых, их личинки и яйца, вытаскивая их из щелей коры, собирая на ветвях и даже хватая на лету. Состав их животной пищи очень разнообразен. Даже больших мохнатых гусениц они не оставляют в покое. Но с приближением холодов синицам приходится переходить на растительный корм, недостатка в котором сначала тоже не имеется. Они раздалбливают семена различных трав и деревьев, выщипывают зернышки из мягких ягод (например бузины), едят семена репейника, лебеды, конопли, подсолнечника, многих огородных растений, а также хвойных деревьев (ели, сосны). С наступлением зимы их выбор становится ограниченнее (многое засыпано снегом), и большие синицы становятся еще менее разборчивы в пище, но более смелы. Близ жилья они отыскивают всякие отбросы пищи, расклевывают даже падаль и мороженое мясо. От голода они иногда нападают на более слабых птиц, убивают их и выедают мозг.
В зимний морозный день громко раздаются частые удары их клювиков в промерзшую, иной раз почти несъедобную находку. Зажав ее между пальцами, распушившись от холода в хвостатый шарик, птичка с упорством стучит клювом все в одно место, только белые щечки мелькают. Если зимой устроить для синиц постоянную 
прикормку, то число их быстро увеличится и птицы будут держаться поблизости всю зиму. Можно на снегу под деревьями, устроить нечто вроде столика на ножке и высыпать на него ежедневно (лучше с вечера) определенную мерку конопли, подсолнухов или других семян. Около такого кормового столика легко наблюдать все повадки синиц, а также и взаимоотношения между равными их видами, так как на столик повадятся, кроме больших, и другие синицы: хохлатые, лазоревки, гаички (в зависимости от места прикормки). Будут летать на столик и снегири, овсянки, поползни. Если место подходящее, то есть кругом достаточно старых деревьев (например хороший сад или парк), то большие синицы могут весной остаться здесь же на гнездование. Летняя деятельность их как истребителей вредных насекомых очень полезна, и зимней подкормкой мы сохраним до весны немало голодающих птиц. 
Синицы легко 
гнездятся в скворечнях и искусственных дуплянках, и зимнюю прикормку их можно сочетать с привлечением на гнездовья. Домики надо развешивать еще до начала весны (в январе-феврале) и даже лучше всего — с осени, так как птицы тогда постепенно к ним привыкают (в морозы будут в них ночевать). Синицы охотнее занимают долбленые домики (дуплянки), чем дощатые. Очень высоко дуплянки вешать не следует, и лучше помещать их среди густых ветвей деревьев.
В конце зимы, приблизительно с февраля, большие синицы становятся оживленнее. В оттепель уже слышится их двух- или трехсложный 
напев — ритмичное повторение звенящих или иногда как бы “звякающих” звуков (“ци-ци-фи-ци-ци-фи...” или “цу-ви-цу-ви-цу-ви...”). У каждого певца интонация своеобразная. День за днем эти напевы становятся громче и длиннее, невольно привлекая внимание своей оригинальностью. 
В марте уже образовываются пары, но начало 
гнездования (в средней полосе России) приходится лишь на вторую половину мая. В более южных местах, например на Украине, кладка яиц начинается уже в апреле.
В различных частях страны гнездовые места большой синицы существенно отличаются. В лесной полосе она селится там, где лес не очень темен (часто по опушкам) и где есть удобные дуплистые деревья. Состав лесных пород не имеет большого значения, но чисто хвойных лесов избегает. Часто гнездится в садах и парках, особенно с дуплистыми липами, а также в щелях строений. В безлесных, например степных, местах большие синицы селятся в дуплистых ивах и ветлах, растущих по речным долинам. В горных областях, например на Кавказе, гнездятся в лесной полосе, вплоть до границы деревьев, но чаще в фруктовых садах и близ селений. Там, где обычное место для гнезда найти трудно, синицы иногда устраиваются очень оригинально. Так, например, Н. А. Зарудный нашел в Казахстане гнездо большой синицы, устроенное в старом верблюжьем черепе, валявшемся под саксаульным кустиком. Входом в “теремок” служило затылочное отверстие, и внутри была мягкая выстилка.
Облюбовав дупло или какую-нибудь щель, парочка синиц начинает таскать туда строительный материал. Выстилка делается очень мягкая, и птицы натаскивают в 
гнездо больше, чем это необходимо. Главным материалом служат тонкий мох и очень нежные растительные волокна, а внутренняя выстилка делается из волоса, шерсти и иногда перьев. Все это так перепутывается вместе, что получается плотно сваленная масса, облекающая дно дупла и его бока. Кладка длится долго, так как число яиц достигает двенадцати и первые яйца откладываются не ежедневно. Но самка садится насиживать лишь к концу кладки, и все птенцы выводятся приблизительно одновременно. Все же, при больших кладках нередко в гнездах остаются неразвившиеся яйца. Яички мелкие (длиной около 18 миллиметров), белого основного тона, с красновато-бурыми и более темными пятнышками. Насиживание длится около четырнадцати дней, и в это время самец усердно кормит самку.
Выведшиеся 
птенцы уже на второй или третий день дают о себе знать тонким, высоким писком. Сначала приходится напряженно прислушиваться, чтобы его услышать, но дней через шесть-семь писк переходит в гнусавое “ци-зи-зи...”, слышное издали, когда отец или мать шмыгнут в дупло с кормом. Птенцы сидят в гнезде долго (около 17 дней) и покидают его, лишь когда у них вполне отрастут маховые перья. Вылет происходит обычно рано утром. Родители сразу же уводят выводок довольно далеко от гнезда и выкармливают его еще дней десять-пятнадцать.
В средней полосе и южнее большие синицы гнездятся дважды в лето, но вторая кладка редко содержит более 5-6 яиц. Выводки второго гнездования дольше остаются с родителями и с конца июля начинают соединяться вместе в стайки. В это время гнусавые крики молодых желтощеких синичат (“ци-зи-зи... ци-зи-зи...”) часто слышатся по лесам и садам, как бы напоминая о приближении осени. Стайки растут и 
осенью соединяются с другими видами синиц — хохлатыми и гаичками. В августе происходит линька, и последние молодые птицы становятся почти неотличимы от родителей. А для старых птиц снова начинается пора кочевок и существования впроголодь до весны. В зимние морозы иногда погибает большая часть синичьего населения местного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Водоёмы нашего края"

На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология....

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...

Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"

Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ГОРДОСТЬ НАШЕГО КРАЯ – ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ» (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ)

Тема проекта была сформулирована самими обучающимися в процессе работы  и сохранена без изменения на протяжении всей деятельности.  Выполненный проект полность...