Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
методическая разработка (3 класс) на тему

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению и сохранению интереса к учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лекарственные растения.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВТОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Занятие факультатива  «Наш край»

«Лекарственные  растения нашего края»

Класс 3

                                                             

     Учитель начальных классов

                                                                     Бабина Инесса Евгеньевна

Цель: 

 систематизировать знания учащихся о лекарственных растениях

Задачи:

  1. Познакомить с правилами  сбора и использования лекарственных трав.
  2. Развивать навыки  работы в группах.
  3. Воспитывать любовь к природе, стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  1. Справочники лекарственных растений;
  2. плакаты лекарственных растений;
  3. сообщения детей;
  4. выставка книг;
  5. учебник «Наш край»

Ход урока

1.Орг. момент

2. Целеполагание

- Встречаясь, мы друг с другом здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья, причем крепкого здоровья.

- А как сохранить и укрепить здоровье?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о здоровье?

(Если хочешь быть здоровым, закаляйся. Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Здоровому  врач не надобен. Здоровье всего дороже. Здоровье не купишь)

-Что вы обычно делаете, если  заболели? (идем в аптеку, покупаем таблетки).

- А можно обойтись без таблеток, аптеки? (да, можно лечиться  травами)

-Что вы знаете о лекарственных травах? (ответы детей)

- А где можно найти лекарственные травы? (в огороде, в саду, в поле, в лесу).

- Какую  тайну лекарственных трав  вы  бы  хотели разгадать? Что  бы  вы  хотели  узнать  на  сегодняшнем  уроке и  чему  бы  хотели  научиться?

Запись вопросов на доске, например:

-Как собирать лекарственные растения?

-Как правильно ими лечиться?

-Могут ли ядовитые растения быть лекарственными?

3.Работа в группах

Учащиеся делятся на 4 группы:

1-я   группа  -   «Лекарственные  растения  нашего  леса»

2-я  группа   -   «Лекарственные  растения   луга».

3-я  группа   -   «Лекарственные  растения  - сорняки».

4-я  группа   -    «Лекарственные  растения  огорода».

       -Выберите из имеющихся у меня названий растений 3 растения по своей теме. Пользуясь справочниками, подготовьте описание каждого растения, не называя его.

         (Предлагаемые названия растений - ландыш, берёза, черника,  брусника,  земляника,  пижма,  тысячелистник,  зверобой,  крапива,  пастушья  сумка, лопух, ромашка,  мать - и - мачеха,  подорожник,  лук,  чеснок, картофель, капуста,  калина,  боярышник,  шиповник,  облепиха, гриб-дождевик)

 Группы отчитываются,  рассказывая  какие  растения  они  выбрали,  и  загадывают  загадку другим группам,  например,   о  растении   леса - ландыше:

1)  Это  многолетнее  растение  до  20  см  высотой,  растущее  на  влажных  почвах  хвойных  и  смешанных  лесов.  Во  время  цветения  выбрасывает  стрелку  с  маленькими  беленькими  цветочками,  похожими  на  колокольчики. Это  растение  ядовито.  Используется  в  медицине   как  успокаивающее  средство  для   нервной   и   сердечнососудистой   системы.  

  -Теперь попробуйте составить правила сбора лекарственных растений (в группах)

Проверка.

4.Физминутка

5. Работа с учебником

-Найдите в учебнике правила сбора на с. 10, прочитайте, сравните их с составленными вами.

- Почему  в  правилах сбора  лекарственных  растений   сказано:  «Бери  только  те  растения,  которые  знаешь»?

- Разве   могут  растения  нанести  вред  человеку? (есть ядовитые растения)

-Какие ядовитые растения вы знаете? (волчье лыко, беладонна, ландыш, вороний глаз) 

-Эти растения тоже лекарственные, но с ними нужно  быть  очень  осторожными  и  применять  только  по  назначению  врача!  

Но  что  делать,  если  всё-таки  произошло  отравление?

Признаки  отравления:  тошнота,   рвота,   головокружение,  шум  в  ушах,  судороги  и  т. д.

Ребята,   запомните  правила  оказания  первой  медицинской  помощи  при  отравлении   ядовитыми  растениями.

1.  Если   произошло  отравление   ядовитым  растением,  то,  прежде  всего  надо  дать  пострадавшему  4 – 5  стаканов  подсоленной  воды,  а  затем  вызвать  рвоту.

2. Уменьшает  всасывание  ядов  приём  активированного  угля.  Для  этого  несколько  таблеток  размельчают,  смешивают  с  водой  и  дают  выпить  пострадавшему.

3. Если  поражена  кожа  от  прикосновения  к  ядовитому  растению,  то  этот  участок  нужно  несколько  раз  обмыть  водой  с  мылом  или  раствором  марганцовки.

4.  Пострадавшего  обязательно  доставить  в  больницу

6.Физминутка.

7.  Познавательная игра «На приеме у врача»

Описание игры

«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;

«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.

В игре используются карточки:

1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;

2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;

3) частые ангины – ромашка лекарственная;

4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;

5) бородавки – росянка, чистотел;

6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;

7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;

8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;

9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;

10) кровотечение – тысячелистник;

11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.

12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.

Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

8. Подведение итогов урока.

-Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы смогли найти ответ? (на все)

9. Домашнее задание.

На выбор:

-подготовить кроссворд по лекарственным травам;

-узнать, есть ли лекарственные растения среди комнатных растений, подготовить сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Растения нашего края"

Игра составлена для обучающихся 4 класса. Можно использовать как обобщения по теме "Мой край"...

Растения нашего края

Разработка урока по окружающему миру 3 класс....

Растения нашего края

Внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"...

Поле чудес "Растения нашего края"

Материал расширяет знания детей  растений нашего края; закрепляет навыки бережного и доброго отношения к природе; доставляет детям радость от участия в общем  деле. ...

«Лекарственные растения нашего края»

Экологическая просветительская беседа с педагогами ...

Внеклассное мероприятие "Поле чудес. Растения нашего края."

В игровой форме ученики повторяют, обобщают свои знания по теме " Растения нашего края"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...