Растения нашего края
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Виноградова Елена Николаевна

Разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok..doc58 КБ
Office presentation icon ohranyaemye_rasteniya.ppt646 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Ход урока:

  1. Организация класса.
  2. Определение темы урока.

1. Проверка д/з. Беседа о разнообразии растений.                                                 -  Начинаем наш урок с проверки дом.задания. Поиграем в игру «Крестики- нолики». Если высказывание верно, ставите «+», если неверно «0».

Игра «Крестики-нолики».

1) В процессе питания растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.

+

2) Условия необходимые для жизни растений: свет, тепло, влага, воздух, минеральные соли.

+

3) Дикорастущие растения выращивает человек, а культурные растут сами по себе.

0

4) Водоросли нельзя назвать растениями.

0

5) Все хвойные растения зимуют с листьями.

0

6) Растение можно вырастить из листа.

+

7) Цветковые растения – это те, у которых есть цветки и плоды.

+

8)  Грибы – это часть неживой природы.

0

9) Основными органами растений являются: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами .

+

После выполнения работы взаимопроверка в парах по ключу. Общая проверка.

1
+


0


+


+


0


0


0


+


+

- Ребята, сегодня мы продолжаем говорить о растениях, и должны будем ответить на вопрос: если все растения исчезнут с Земли, много ли потеряет человек?

- А начнём  разговор с проекта «Растения нашего края». На протяжении месяца каждый из вас делал гербарий, готовил доклады, делал поделки из природного материала, рисовал рисунки о красоте нашего края. Мы ещё не заслушали двух учеников с отчетом о проделанной работе.

        Серегин Данил - презентация «Лекарственные растения»

        Сафонова Анна – гербарий

- Вот и закончился наш проект. Надеюсь, что вы узнали много интересного о растениях нашего края, а материал, собранный вами пригодится и вам и мне в дальнейшей работе.

2. Значение растений для человека.

- Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

- Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, что на земле есть растения?

- Какое значение имеют растения в жизни человека и животных? Давайте прочитаем об этом в учебнике с.84.

- Итак, повторим, растения для людей и животных это….

                Кислород

                Пища

                Древесина                                (вывешивается схема на доске)

                Ткани

                Лекарство

                Украшение планеты

                Среда обитания (дом)

- Как же вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока?

3. Беседа о гибели растений на Земле.

- Но хозяйственная деятельность людей сопровождается уничтожением растений, изменением условий их произрастания. Что приводит к угрозе жизни на Земле.

-Прочитаем об этом в учебнике. Итак, под влиянием чего сокращается и погибает растительный покров?

                Хозяйственная деятельность         (вырубка, загрязнение, кислотные дожди)

                Безответственность людей  (пожары, сбор в неограниченных количествах, вытаптывание - при уплотнении почвы ухудшается питание деревьев, т.к. мелкие корни являются поставщиками питательных веществ - сохнут и ломаются)

4. Физпауза.

5. Беседа об охране растений.

(читает ученик)

- С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи -
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок.

- Как же можно помочь растениям?

- Правильно, редкие и исчезающие растения занесены в Красную книгу. А кто знает, что это за книга? Почему она красная?

- Правильно, красный цвет предупреждает нас: «Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!»

- Посмотрите на маленькую часть таких растений и запомните их. (Презентация)

- Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь:
Всё это называется природой.
Давайте же всегда её беречь!

6. Групповая работа. Игра «Собери и узнай растение»

- Задание по рядам: собрать пазлы и назвать растение, которое зенесено в Красную книгу. Кто быстрее?

7. Физпауза.

Игра «Что у нас не растёт»

Хлопнуть в ладоши, если растение у нас не растет:

Яблоня, груша, малина, берёза,
Ель, 
саксаул, облепиха, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин, 
Слива, осина, каштан,
Кофе,
 рябина, ольха,
Дуб. Кипарис, 
алыча,
Тополь, сосна. каланча.

8. Правила друзей природы.

- Давайте все вместе составим правила друзей природы. (вывешиваются картинки)

9. Кроссворд.

- Отгадав кроссворд , вы узнаете, о чем нужно помнить, бывая на природе.

    К У Б  Ы  Ш К  А

        Б Е  Р   Е   З   А

            Р О  М  А  Ш К А

Р Е П  Е  Й  Н  И  К

            Г  О  Р  О  Х

В А С  И Л  Ё   К

1.Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды.

2. Стоит Алена, платок зеленый

           Тонкий стан , белый сарафан.

                   (берёза)

  1. Шел я лугом  по тропинке

Видел солнце на тропинке

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

     (ромашка)

  1. Кто ни прикасается

За того цепляется

Привязчивый и колкий

Кругом торчат иголки.

    (репейник)

  1. Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки

Осенью пришла беда-

Треснул домик гладкий,

      Поскакали кто куда,

      Круглые ребятки.

                               (горох).

  1. Колосится в поле рожь,

 Там во ржи цветок найдешь

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

       (василек)

- Что необходимо нам всем знать, когда мы находимся на природе?

10. Обсуждение проблем. Закрепление изученного на уроке.

1. Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса,

но в последнее время эта традиция нарушилась. Скашивать

травы на лугах и лесных опушках стали намного раньше.

Как ты думаешь, к чему это привело?

2. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

3. Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

4. Что происходит с растительностью в том парке. Где люди совершают частые прогулки без дорожек и тропинок?

III. Итог урока.

- Что полезного и познавательного вы почерпнули сегодня на уроке?

- Как менялось ваше настроение? Почему?

- Да, надежда есть, что мы спасём природу и всё живое. Для этого организуют заповедники. Об одном из таких вы узнаете. Это Приокско-террасный заповедник.

На юге Московской области в двенадцати километрах от города Серпухова расположен Приокско-Террасный государственный природный заповедник – настоящая жемчужина природы южного Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года, сразу после войны. На территории заповедника произрастает более 960 видов растений.

(фильм) 

- Ты, Человек, любя природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,                                                                         Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна!

И помни истину простую-

Нас много, а она - одна!

- Спасибо за работу.

РЕЗЕРВ

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"

2 уч.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"

3 уч.

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"

4 уч.

Остановил олень свой бег:
"Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!"

5 уч.

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ

Слайд 2

КУВШИНКА

Слайд 3

КУПАЛЬНИЦА

Слайд 4

СОН-ТРАВА

Слайд 5

ВОЛЧЬЕ ЛЫКО

Слайд 6

ЛАНДЫШ

Слайд 7

КОЛОКОЛЬЧИК

Слайд 8

ВЕНЕРИН БАШМАЧОК

Слайд 9

ЯТРЫШНИК

Слайд 10

ВОДЯНОЙ ОРЕХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Растения нашего края"

Игра составлена для обучающихся 4 класса. Можно использовать как обобщения по теме "Мой край"...

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Растения нашего края

Внеклассное мероприятие в форме игры "Поле чудес"...

Поле чудес "Растения нашего края"

Материал расширяет знания детей  растений нашего края; закрепляет навыки бережного и доброго отношения к природе; доставляет детям радость от участия в общем  деле. ...

«Лекарственные растения нашего края»

Экологическая просветительская беседа с педагогами ...

Внеклассное мероприятие "Поле чудес. Растения нашего края."

В игровой форме ученики повторяют, обобщают свои знания по теме " Растения нашего края"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края. Что такое хвоинки?"

Данный урок был разработан по УМК "Школа России" и представлен на городской конкурс для учителей начальной школы "Новое качество урока. Работаем по ФГОС" в Санкт-Петербурге.По резу...