Поле чудес "Растения нашего края"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Валиахметова Гульшат Шамгуновна

Материал расширяет знания детей  растений нашего края; закрепляет навыки бережного и доброго отношения к природе; доставляет детям радость от участия в общем  деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes.docx981.27 КБ

Предварительный просмотр:

Поле  чудес

Тема «Растения нашего края»

Цель: расширять знания детей  растения нашего края;

закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе;

доставить детям радость от участия в общем  деле.

Задачи:  воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.

Время проведения – 45 минут

Оформление:  Выставка книг о растениях нашего края, иллюстрация: интерактивная доска, барабан, презентация.

Сегодня, ребята,  мы с вами проведём игру « Поле чудес», в ходе которой каждый сможет мысленно для себя оценить свои знания и умения, все вместе выявим знатоков, возможно, что некоторые вопросы-задания послужат толчком к дальнейшему расширению вашего кругозора. Каждое мероприятие требует своих особых правил поведения.

Условия игры:

СЛАЙД 1

(ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Игру  ведём в 4 тура, полуфинал, финал.

Ученики, дошедшие до полуфинала, получают отметки «5»,

 отличившиеся зрители – «5»,

 финалист – кроме отметки получает поощрительный приз.

 Ученик, набравший больше всех баллов, получает ценный подарок.

 Остальные участники – поощрительные призы  

Слайд 2

          Вступительное слово воспитателя:

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Если чувствуешь себя плохо, кружится голова – значит, в организме не хватает витаминов. В этом случае поможет чай с плодами рябины. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.

  1. У кого одна нога, да и без башмака? ( Гриб.)
  2. Весь мир кормлю, а сама не ем. (Земля пахотная.)
  3. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Поле.)
  4. Рос ребенок, не знал пеленок; стал стариком – сто пеленок на нем. (Кочан капусты.)
  5. Какая  ягода  снега не боится? (Клюква.)
  6. Кто всех богаче?  (Лес.)
  7. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  8. Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Зерно.)
  9. На  какое число приходится Всемирный день охраны окружающей среды?  (5 июня)

Первый тур

        Представление участников первого тура.              

ВЕДУЩИЙ 1    

СЛАЙД 3

Это растение – лучшее украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает, что аромат листьев его снимает головную боль, прогоняет усталость.

Об этом растении есть легенда, дошедшая до наших времен. 

У бедных крестьян тяжело заболел сын. Отец с матерью варили все возможные снадобья, а больной все не выздоравливал. Опечалилась родители, и обратились к лекарю – цветознатцу. Осмотрел лекарь больного и посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить над изголовьем кровати больного. Наутро болезнь миновала.

В Белоруссии  это растение иначе зовут журавельником или аистником. (Герань.)

Жарче восходящей рани

Пламенеет куст герани,

В затемненном полусне

Светит радугой в окне.

СЛАЙД 4

       Г

        Е

    Р

   А

   Н

     Ь

       

СЛАЙД  5

Ведущий:

Вторая тройка игроков для вас задание: Второй тур

Представление участников второго тура.

В народных речениях белорусов это растение называют краспак и камвалия  лесная. В некоторых сказках гномики пользуются цветами этого растения как фонариками.

        По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал свое сердце девушке полей и лугов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. (Ландыш.)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят,

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

 

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

   СЛАЙД 6

                                                       

 

Ведущий           Для третьей тройки игроков задание

В Белоруссии очень много зарослей этого растения на Полесье: по берегам рек, на заливных лугах. Легенда гласит: «Шли по тайге прохожие. Шли день, шли другой, а тайге конца – края не видно. Продукты кончились, люди обессилели и стали впадать в отчаяние. Только какая – то птица все время порхала над ними и неустанно причитала: «Вы –жи –вика!». Осердились люди на птицу, захотели изловить ее, но когда бросились на поимку, неожиданно напоролись на колючий кустарник, а на кустарнике ягоды черные заприметили. Взяли по ягодке – другой, а ягоды вкусные, душистые. За символической трапезой сориентировались в лесу и благополучно вышли на дорогу». Что это за растение? (Ежевика.)

1    

 СЛАЙД 7

Для третьей тройки игроков задание:

.

Что это за растение?    СЛАЙД 8

Е

Ж

Е

В

И

К

А

СЛАЙД 9

Игра со зрителями

Ранней весной почки этого растения похожи на пики. Писатель Михаил Пришвин говорил: «Это к тому, чтобы зимой это дерево вспомнило, как его ломали, и твердило про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!». Потом прилетит соловей и  так запоет, что забудет растение свое обещание, станет добрым и мягким».

      Из ягод этого растения пекут пироги, варят кисели, соком их подкрашивают вина и напитки. По народным приметам – зацвело это растение – пора сажать картофель. (Черемуха.)

.

Ч

Е

Р

Е

М

У

Х

А

СЛАЙД 10

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там продолжим наш рассказ

СЛАЙД 11

Ведущий:  На полуфинал приглашаются:………….

Этот цветок раскрывается одним из первых после восхода  солнце, за это его ласково называют «око дня». В переводе с греческого это слово обозначает «жемчужинка».

       Одна впечатлительная девочка, глядя перед сном на небо,  усыпанное звездами , задумчиво шептало: «Звезды, звезды, сделайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла с вами поиграть». Утром вся лужайка была усыпана белыми серебристыми цветами.

       У нас эти цветы цветут с апреля до июля, а с наступлением прохладной и влажной погоды могут зацветать повторно. (Маргаритки)

СУПЕР ИГРА-ФИНАЛ

СЛАЙД 13

М

А

Р

Г

А

Р

И

Т

К

А

 СЛАЙД 14

Супер игра

Хрупкие на вид, эти поздние цветы очень жизнестойки. Они выживают даже под снегом и слоем льда. Стоит только внести их в тело, как совершится чудо – цветы оживут и будут еще долго радовать нас яркими

нежными и неповторимой свежей зеленью.

Родина это цветка – Япония. Там его называют «кику», что значит  «солнце». В переводе с греческого название цветка – «золотой цветок».

С магическими свойствами цветка связана легенда о происхождении Японии. В давние времена в Китае правил жестокой император. Ему стало известно, что на одном из ближайших островов есть растение, из сока которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не захотели вернуться к жестокому императору, а основали новое государство – Японию.

  Что это за цветок? (Хризантема.)

Х

Р

И

З

А

Н

Т

Е

М

А

В синем поле холодные тени,

Белый ней в саду на заре ….

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

СЛАЙД 15                                      

Воспитатель:

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ИГРУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

игра поле чудес "Мой край родной Кузбасс!"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к малой родине....

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Внеклассное мероприятие "Поле чудес. Растения нашего края."

В игровой форме ученики повторяют, обобщают свои знания по теме " Растения нашего края"...

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Поле чудес "Мой край"

Поле чудес «Мой край»Цели:выяснить, насколько хорошо знают ребята родную природу (жизнь зверей, растения, птиц), умеют решать математические задания краеведческого содержания;воспитывать умение правил...

Поле чудес "Мой край родной" (информационный материал)

Испоьзуя данный материал, можно провести известную игру с детьми, где они провеят свои знания о растениях и животных Якутии....