Технология проектного обучения.
материал на тему

Абдрахманова Айгуль Маратовна

 

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XXвека в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc59.5 КБ
Office presentation icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.ppt98.5 КБ
Microsoft Office document icon tablica.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения.

            1 слайд

                                                                             «Любая деятельность может быть

                                                                  либо технологией, либо искусством.

                                                                  Искусство основано на интуиции,

                                                                  технология – на науке. С искусства

                                                                  всё начинается, технологией                                                                                          

                                                                  заканчивается, чтобы затем всё

                                                                  началось   сначала».  Беспалько В.П.

                                                                 

                                                   

      Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX века в США, Англии и в настоящее время распространилось во всех странах мира.

      Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука.

      Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами. Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

       2 слайд

      Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

      Педагогическая технология может рассматриваться нами как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом- профессионалом.    

       Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например, процесса обучения и его осуществления. Частные-технологии решения таких задач обучения и воспитания, как  педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка её результатов, и более конкретных – типа анализа ситуации, организации начала урока и другие.

      3 слайд  

      Рассмотрим, что же предполагает  педагогическая технология:

      Во-первых,  возможность разработки  различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

     Во-вторых, возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

      4слайд

      В настоящее время, в соответствии с концепциями, исследователи выделяют « современные образовательные технологии».

      Вашему вниманию представлена карта образовательных технологий, в которой современные образовательные технологии противопоставлены традиционным.

Карта образовательных технологий

«Традиционные»

образовательные технологии

« Современные »

образовательные технологии

Созерцательная

Деятельностная (деятельность в полном смысле слова)

Эмпирическая

Концептуальная

Последовательная

Крупноблочная

Неопережающая

Опережающая

Объяснительно-иллюстративная

Проблемная

Гностическая

Личностно-смысловая

Безальтернативная

Альтернативная

Монологическая

Диалоговая, взаимная

Академическая

Ситуативная

      5 слайд

      Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи американского философа-идеалиста Джона Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учение через делание».

      Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.

      Что определяет сегодня качество труда любого коллектива? Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, такие как проектная, проектно-исследовательская.

Организация проектной, исследовательской деятельности в учреждении -мощная инновационная технология.

      Проектно-исследовательская технология-это система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себя многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский метод, проблемный, поисковый и многое другое.

      Перед современным педагогом поставлена сложная задача - воспитать активную, творческую, мыслящую личность, стремящуюся познать мир, себя и себя в мире.

     Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектно – исследовательской деятельности.  

      6 слайд

      Что же такое проект?

      Проект – в переводе с латинского языка означает «самостоятельный поиск пути».

      Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике.

       - во-первых, проект – это предварительный (предположительный) текст какого – либо документа.

       - во-вторых, проект понимают как некую акцию, совокупность мероприятий, объединённых одной программой или организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно отметить один из самых грандиозных проектов – Интернет.

       - и третье значение проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели.

Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит достаточно относительный характер. Но всё же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное воплощение проектной деятельности.

        7 слайд

        В современной педагогике активно развиваются три основных вида проектирования, которые различаются по объекту преобразования, целевой направленности и результата:

       - социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

       - психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса;

       - образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

       И как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить об образовательном проектировании.

       8 слайд

      Рассмотрим классификацию типов проектов:

  1. По продолжительности времени:

- Краткосрочные;

- Среднесрочные;

- Долгосрочные.

        2. По использованию дидактических средств:

             - Классические;

             - Информационные;

             - Коммуникативные.

        3. По способу преобладающей деятельности:

             - Исследовательские;

             - Познавательные;

             - Творческие;

             - Игровые;

             - Практико-ориентированные.

         4. По количеству участников в проекте:

             - Индивидуальные;

             - Коллективные;

             - Парные;

             - Групповые.

          5. По уровню интеграции:

             - Предметные;

             - Межпредметные.

      Но чаще всего применяется только один – учебно-познавательный проект.

        Учебно-познавательный проект – это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися». За определённое время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

       Но прежде чем научить ученика, учитель должен сам овладеть проектным мышлением. Полезно заниматься пр0ектно – исследовательской деятельностью даже по внедрению новых для себя технологий во временных творческих группах, где у каждого идёт смена профессионального мышления и переориентация от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).

      Каждый из нас, изначально, по своей природе – исследователь. И как важно не сужать мировоззрение наших воспитанников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

      И сейчас я попрошу вас взять анкету № 1 и отметить те компетенции, которые относятся к проектной деятельности педагога.

      Анкетирование.

      9 слайд

      Своё выступление я хотела бы закончить словами: « Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты».

           

                                                             

Анкета №1

Основные компетенции современного учителя.

     * Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

     * Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений / компетенций).

     * Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции.

     * Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

     * Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

     * Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

     * Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

     * Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

     * Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

     * Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.

     * Уметь организовать понятийную работу учащихся.

     * Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть так же подвергнута сомнению и критике.

     * Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» Беспалько В.П.

Слайд 2

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Слайд 3

Представление о педагогической технологии предполагает: возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт; возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Слайд 4

Карта образовательных технологий «Традиционные» образовательные технологии « Современные» образовательные технологии созерцательная деятельностная эмпирическая концептуальная последовательная крупноблочная неопережающая опережающая объяснительно-иллюстративная проблемная гностическая личностно-смысловая безальтернативная альтернативная монологическая диалоговая взаимная академическая ситуативная

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В основе лежат идеи Джона Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учения через делание»

Слайд 6

Проект – в переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути»

Слайд 7

Три основных вида проектирования социально-педагогическое проектирование направлено на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами психолого-педагогическое проектирование направлено на преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательного процесса образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов

Слайд 8

Классификация типов проектов По продолжительности времени По использованию дидактических средств По способу преобладающей деятельности По количеству участников в проекте По уровню интеграции Краткосрочные Классические Исследовательские Индивидуальные Предметные Познавательные Среднесрочные Информационные Творческие Коллективные Игровые Парные Межпредметные Долгосрочные Коммуникативные Практико-ориентированные Групповые

Слайд 9

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя уметь самому и научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты



Предварительный просмотр:

Классификация типов проектов

По продолжительности времени

По использованию дидактических средств

По способу преобладающей деятельности

По количеству участников в проекте

По уровню интеграции

Краткосрочные

Классические

Исследовательские

Индивидуальные

Предметные

Познавательные

Среднесрочные

Информационные

Творческие

Коллективные

Игровые

Парные

Межпредметные

Долгосрочные

Коммуникативные

Практико-ориентированные

Групповые