Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
статья на тему

Голубь Валентина Тимофеевна

Методические основы технологии проектного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения             Голубь В.Т.., зам директора по УВР

“ Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”

      (  Из «Концепции  модернизации   российского образования» )

По итогам  исследований международной  программы по оценке образовательных достижений уч-ся PISA выявлено:

  • Российские школьники испытывают затруднения в применении школьных знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различном формате;
  • Российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям .
  • Россия заняла 28 из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией. Победителями стали ученики из Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции…, Франции, США, Дании, Швейцарии…, Венгрии, а уступают только – Люксембург, Мексика и Бразилия. В списке лидеров страны, активно использующие проекты в обучении.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.

 Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Программа проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленный на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

                                             

Результаты анкетирования учителей МБОУ лицея №3

Вопрос 1: используете ли вы в своей педагогической деятельности проектную технологию?

Для успешного использования проектной технологии необходимо,  прежде всего,  знать теоретическую сторону вопроса

Методические основы технологии проектного обучения

Определение метода проектов

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Цель метода проектов:

   предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей

Задачи метода проектов:

-развить у учащихся познавательную деятельность,

-научить их самостоятельно овладевать знаниями,

-формировать свое мировоззрение и развивать критическое мышление;

-научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

-научить принимать самостоятельные аргументированные решения.

-формировать высококультурную и разностороннюю личность

Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций

-Поисковые (исследовательские) умения

-Умения и навыки работы в сотрудничестве

-Рефлексивные умения

-Коммуникативные умения

-Менеджерские и презентационные умения и навыки.

Классификация проектов:

-монопроекты

-межпредметные

-надпредметные

-текущие

-итоговые

-мини-проекты

 -краткосрочные

 -долгосрочные

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

Основные этапы проектной деятельности

I – погружение в проект;

II – организация деятельности;

III - осуществление деятельности;

IV – презентация проектов.

На каждом этапе должны быть решены свои задачи, а именно:

 Проблемно – целевой этап

-для чего создается данный проект;

- чем вызвана необходимость его  создания;

-как в дальнейшем  будет использоваться данный     проект;

-каким должен быть проект;

-кто будет создавать проект;

 -какие знания, умения и навыки   имеют учащиеся в начале и будут  иметь в конце создания проекта.

Разработка сценария

-первичное изучение источников;

-отбор содержания;

-определяется примерный объем проекта;

-прописываются роли всех участников проекта;

-уточнение задач;

-уточнение календарного   плана;

Практическая работа

-воплощение в жизнь поставленных задач;

 -выполнение работы;

-«добывание» недостающих знаний и информации

-координация деятельности участников проекта

-консультирование по необходимости

Предварительная защита

-выявляются недоработки;

-намечаются пути устранения    недостатков;

-производится отладка

Защита проекта

-презентация проекта;

-анализ результатов;

-самооценка;

-отчет.

       ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Web-сайт

- Анализ данных социологического опроса

- Видеофильм

- Выставка

- Газета, журнал, справочник, буклет

- Учебное пособие

- Пакет рекомендаций

- Карта

- Сценарий и т. д.

    ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ:

- Деловая игра

- Демонстрация продукта,  выполненного на основе информационных технологий

- Инсценировка- диалог

- Игра с залом

- Научная конференция, доклад

- Пресс-коференция

- Путешествие, экскурсия

- Реклама

- Ролевая игра

- Спектакль

- Соревнование

- Телепередача и т. д.

Таким образом:  Проект – это «пять П »:

-Проблема

-Проектирование (планирование)

-Поиск информации

-Продукт

-Презентация

    Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.

Учителю необходимо организовать проектную деятельность, если он желает:

-повысить мотивацию школьников к учению;

-расширить свой творческий потенциал;

-способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

-создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

-способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

-наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

-получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Данные опроса учителей МБОУ лицея №3:

Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства

Список ролей, которые предстоит "прожить" учителю по ходу реализации проекта:

-энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

-специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

-консультант, помогающий организовать работу;

-руководитель, помогающий планировать работу по времени;

-"человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы;

-координатор группового процесса;

-эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Вывод:

Школа будущего- школа проектов.

  Проект – это средство обучения

- Может применяться на уроке и во внеурочное время.

- Ориентирован на  достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален.

- Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он  эффективен.

- Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка

Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Методический семинар "Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС"

Данна презентация может стать сопровождением к докладу о проектоной деятельности...

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...