Досуговая деятельность как фактор развития личности ребенка
план-конспект занятия на тему

Гатина Гульсум Нурлимановна

 

Умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом большую роль играет семья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Досуговая деятельность

как фактор развития личности ребенка

Цель и задачи:

1.Повышение эффективности взаимодействия взрослых и детей в замещающей семье через использование активных форм организации досуговой деятельности.

2.Развивать педагогическую компетентность замещающих родителей.

3.Пропагандировать родителям активные формы организации досуга в семье.

Ход мероприятия

  1. Упражнение «Приветствие».

Каждый участник должен поздороваться с другими участниками за руку, но нельзя отрывать руку, пока не найдешь руку другого человека. Необходимо поздороваться со всеми.

Теретическая часть.

      Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

 Досуговая деятельность учащихся - время личной свободы ребенка, не связанное с учебной и трудовой деятельностью, которое создает условия для самостоятельного удовлетворения социально-психологических потребностей, разрядки, открывает возможности самореализации в различных видах деятельности

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности

Отдых детей, так же как и их рабочее время, нужно правильно организовать. Нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей -днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический, смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее, утомляются, истощают свои силы.

    Часто у детей не сформированы устойчивые интересы, поэтому они постоянно прибывают в поиске интересного им кружка или секции.

Особое место в правильной организации досуга занимает семья. Наверное, нет таких родителей, которые бы не стремились к правильной организации досуга своего ребенка. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка. В первую очередь, конечно же, чтобы ребенок развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка исчерпанной в связи с появлением в последнее время различных новомодных игрушек, компьютеров, большого количества разнообразных современных компьютерных игр. Но это глубокое заблуждение.

     Организация правильного досуга для ребенка начинается тогда, когда родители находят для своего ребенка достаточное количество времени. В последние годы дети, подростки  свое свободное время все больше проводят за компьютером. Для того чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием.

  Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, поддерживают интерес    к изобретательству, опытничеству, новаторству, творчеству, интересуются у руководителей успехами своих детей, помогают выбрать для знаний то или иное внешкольное учреждение. Ведь некоторые ребята неудовлетворенны своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно на занятиях в творческих объединениях учреждений дополнительного образования. Там они превращаются из неудачников в нужных, полезных, успешных и интересных людей. Но, выбирая тот или иной вид занятия, родители должны согласовать это со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом творчества сможет создать именно правильный досуг. В раннем возрасте ребенок еще не может конкретно сказать о том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном определяются интересами и желаниями родителей. Но все равно стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребенка и пытаться как-то определить его предпочтения. Это поможет избежать разногласий с ребенком в дальнейшем и организовать правильный, полезный и интересный его отдых.  

Презентация «Виды досуговой деятельности».

Слайд 1.

Можно выделить :
-реальный досуг (общественно полезный)
-мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

       Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

      Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.        

         

Досуг ребенка может быть:

 пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный)

Слайд 2.

Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.

Слайд 3.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

Слайд 4.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.

Слайд 5.

Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Слайд 6.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Слайд 7.

Разные формы организации досуговой деятельности детей   решают задачи различных воспитательных направлений:

-Нравственной воспитание

-Эстетическое воспитание

-Физическое воспитание

-Трудовое воспитание

-Интеллектуальное воспитание

-Экологическое воспитание

Слайд 8.

Основные характеристики досуга детей

-досуг формирует и развивает личность (развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативные навыки и т.д.)

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

-досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков (в том числе помощь в выборе профессии)

-досуг стимулирует творческую инициативу детей;

-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

-досуг способствует самовоспитанию личности;

-досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Скажите, пожалуйста, как в ваших семьях принято проводить свободное время?(Ответы замещающих родителей)

Слайд 9.

Формы досуговой деятельности ребенка в семье

Различные игры: настольные, строительные, развивающие: улучшают образное мышление ребенка, воспитывают самостоятельность,
заставляют проявлять сообразительность и творческие способности,тренируют логическое мышление
Семейные праздники, традиции:способствуют укреплению семейных уз, сближают членов семьи, дают ощущение стабильности.
-
Совместное чтение, посещение кино, театров, музеев: все это сближает детей и развивает у них навыки коллективизма, общности интересов.
-
Полезен активный отдых, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми: способствуют физическому развитию, укреплению здоровья, расширению кругозора.
 -Важными формами организации досуга детей являются также занятия фотосъемкой, конструированием и пр.: способствуют развитию воображения, творчества, овладению определенными навыками и умениями

Таким образом, умело организованная досуговая деятельность играет большую роль в развитии ребенка, в развитии умений и навыков, что, в свою очередь, способствует успешной социализации ребенка в социуме. В этом большую роль играет семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

статья "Проектная деятельность как фактор развития личности ребёнка"

Статьтя призвана популяризировать проектную деятельность в начальных классах...

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют со...

Внеурочная деятельность-инструмент творческого развития личности ребенка

Выступление на заседании методического объединения (2015 год)...

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности

Собственная преобразующая деятельность как фактор развития личности...