СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА
статья по теме

 

            Способность человека к ответственному выбору  жизненного пути относится     наряду с осознанием роли и места образования в  становлении личности ,  мобильностью и   творчеством   -  к важнейшим характеристикам качества  современного образования.

            Смысл  проблемы выбора для моих воспитанников  формализуется  в  осознание  нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, в развитости правосознания, в умении  осознанно  и  адекватно реагировать на вызовы времени и избирать  способы    собственной самореализации, т.е  на формирование современных качеств личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnosti_shkolnika.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева М.Н.

учитель начальных классов

высшая категория

МОУ СОШ №6

г.Красный Сулин

СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ  СИТУАЦИЙ ВЫБОРА

        В Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения отмечается, что «признаком времени является  повышенная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости… Готовность к жизни в новых условиях определяется   новым поколением госстандартов  как  следствие  готовности к принятию решений и  к принятию ответственности за их  последствия».

        Способность человека к ответственному выбору  жизненного пути относится     наряду с осознанием роли и места образования в  становлении личности ,  мобильностью и   творчеством   -  к важнейшим характеристикам качества  современного образования.

          Смысл  проблемы выбора    для моих воспитанников  формализуется  в  осознание  нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, в развитости правосознания, в умении  осознанно  и  адекватно реагировать на вызовы времени и избирать  способы    собственной самореализации, т.е  на формирование современных качеств личности.  

        Технология проблемного обучения используется  при обучении математике и истории. По моему мнению,  учебная проблема  не может  быть: а) сообщена ученику учителем, он должен сам ее осознать, вырастить из собственного опыта; б)  решена здесь и сейчас, имеющимися средствами.  Работая по современному  УМК  «Гармония» , я нашла в нем реальное   средство реализации технологии проблемного обучения. Сегодня  для моих учеников  привычна  ситуация, когда  невозможно решить задачу имеющимися средствами. Например, в курсе  математики  3-4-х  классов такими «отсроченными» задачами  может стать  решение уравнений  2х+1=0   в целых числах, решение задачи  типа «периметр треугольника равен 27 см, вторая сторона больше первой на 2 см, а четвертая сторона меньше второй на 4 см. Найти стороны треугольника» и др. В моем опыте проблема - это то , что мучит  сознание, не дает спокойно жить, является  препятствием  на пути гармонизации отношений с миром.

В течение пяти-шести последних лет использую интеграцию как способ «вызова» проблем. По итогам  интегрированного (экология+природоведение+русский язык+математика)  урока в 4а классе «Живая вода» с использованием ИКТ (ноябрь 2007 года) провела опрос,  в результате которого установила: 1.У детей появились много  неосвещенных на уроке вопросов. 2.В процессе общения, обращения к источникам информации (книги, Интернет), дети ищут ответы на эти вопросы. В связи с этим на  последующих интегрированных  уроках  ребята  нашли ответ на  многие проблемные вопросы : почему освященная вода не портится, почему уровень  воды в различных морях неодинаков, все ли  микроорганизмы погибают при кипячении и др.

Технология моделирующего обучения реализуется мной в двух формах: дидактические и ролевые игры. Для игры важна состязательность, обязательно устанавливаемая иерархия проявленных компетенций. В дидактических играх   ребята выполняют свойственную им роль «ученика». Например, работая  в группах (командах), необходимо составить как можно  больше верных числовых равенств по данной схеме. В  ролевых играх дети выполняют несвойственные им роли. Например , в игре «Необитаемый  остров. В поисках клада» одна команда - «Робинзоны»- на доске «строит» мост через реку, решая  последовательно  примеры; другая команда- «Пираты»- «разрушает» мост, решая свои примеры и находя ошибки в решениях «Робинзонов».  На игровых уроках мы «заочно» путешествуем по городу, по области, по России…

Моим    ученикам предоставляется право выбора стратегии  образования, а именно:

  1. уровня освоения учебного материала (минимальный, программный или творческий);
  2. уровня самостоятельности  при освоении нового материала (уровень сопровождения, уровень поддержки, уровень самостоятельности);
  3. уровня  включенности в коллективную работу (индивидуальный, в стационарной  паре, в паре сменного состава , в микрогруппе , в составе всего класса);
  4. содержания исполняемых внутригрупповых ролей («бодрила», «мудрец», «секретарь», «президент» и др.);
  5. формы представления   результатов образования ( портфель  работ , портфель достижений, творческий отчет, стандартные формы представления результатов);
  6. содержания  развития  личности  во внеурочной и  внешкольной досуговой деятельности (кружки, секции, занятия искусствами (музыка, изо, хореография, вокал и др.), занятиях спортом (футбол, туризм, бокс, тэк-ван-до и др.), участии в работе органов самоуправления классами и школой (школьный парламент, редколлегия, Совет Почемучек и др.);
  7. уровня  предъявления результатов освоения государственных образовательных стандартов (многоуровневые контрольные работы);
  8. темпа освоения государственных образовательных стандартов (используется методика В.П.Симонова оценки степени фактической обученности , позволяющая   фиксировать продвижение обучающихся по ступеням знания (различение, запоминание , понимание) и умения (стандартные умения, перенос).

Уже на  начальном этапе работы по расширению практики применения ситуаций выбора (2003-2004 уч.гг.)  мы совместно с психологом,  учениками  и их родителями выработали  социально-образовательный проект -   Конституцию свободы выбора. По  своему существу Конституция… -  коллективный договор, поэтому  она определяет  права и обязанности всех участников образовательного процесса в ситуациях выбора. Ее основные  положения : «Я – свободный человек». «У меня, как у свободного человека, есть право выбора». «Я имею право знать  все имеющиеся варианты выбора».  «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта».   «Я рассчитываю на  обучение навыкам выбора». «Я самостоятельно делаю выбор».  «Я несу личную ответственность за свой выбор».

        В  начальный период обучения  дети получают мою помощь в выборе уровня  сложности заданий. Традиционно в классах  появляются  группы детей, переоценивающих свои возможности,  и детей, тратящих много времени на обдумывание выбора. Но так как «упражнения на выбор» систематически используются в учебном процессе, то с течением времени выбор  учеников  происходит все более быстро и адекватно их возможностям. Сложность задания зависит от  объема предполагаемых мыслительных операций,  доступности ресурсов.

        По итогам каждого полугодия  предлагаю  каждому   ученику совершить выбор особого рода.  По  курсу математики, например, необходимо  выбрать из учебника  и  решить  25 самых  интересных задач; результаты выбора оформляются в виде реферата, название которому дети  дают сами: от традиционного «Двадцать пять запомнившихся задач» до  эмоционального «Двадцать пять удивлений». По курсу русского языка, например, в 3 классе ученики должны выбрать форму итогового  сочинения (изложение или  эссе) и по его тексту составить и выполнить 5-7 грамматических упражнений.

        По итогам каждого учебного года  ученики готовят свой отчет, выбирая одну из  форм: проект, портфолио или общественные слушания.

        Практика показывает , что  такие  формы предъявления  собственной образованности  в условиях  выбора и неопределенности развивают индивидуальность личности младшего школьника, способствуют формированию у него  представлений о современном мире  как о пространстве выбора и самоопределения.

Фактическим новообразованием  вариативности образовательного процесса стало формирование у младших школьников индивидуального стиля познавательной деятельности, под которым понимаю систему индивидуально-своеобразных способов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности и т.д.), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, направленностью его личности и системой ценностей личности. Совершая выбор,  младший школьник оказывается  перед необходимостью самостоятельного проектирования целей и форм работы, модели результата и этапов его достижения, т.е. переходил из  поля репродуктивного учения в сферу проектирования индивидуального способа познания.  

        Проводимая  работа способствует тому, что к моменту «стратегического» выбора  жизненного пути  мой  выпускник   будет способен к осмыслению собственных потребностей, сопоставлению их со своими возможностями и способностями, к нахождению подлинно личностных смыслов в той или иной деятельности, к использованию и развитию рефлексивных возможностей, к переносу  опыта познавательной деятельности в различные жизненные ситуации, т.е. ко всему тому, что провозглашается ФГОС второго поколения в качестве современного результата общего  образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»

Влияние коллектива на формирование личности школьника....

Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

. В статье автором уделено внимание формированию и реализации позитивной социально-культурной активности личности школьников в современных условиях, при этом выделены существенные родовые признаки акт...

Роль педагога в формировании личности школьника.

Часть 2. Характеристика ценностных ориентацийЧасть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосв...