нетрадиционный урок
статья по теме

Банникова Наталья Олеговна

 

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков. 
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnyy_urok.docx433.27 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным,
 вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, чтобы реализовать, эти задачи необходимы нововведения - инновации. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков. 
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Среди наиболее распространённых нестандартных уроков выделяют несколько видов: деловые игры, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, и др. Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место, это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой нетрадиционных уроков, оригинальностью их проведения.

Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я использую в своей работе именно эти формы и методы обучения, которые помогают мне сделать урок более увлекательным.

Урок математики. Тема: Закрепление. Вычитание в случаях вида 6 −..., 7 −..., 8 −..., 9 −..., 10 −... . 
Я использовала такой тип нетрадиционного урока, как урок-сказка. На этом уроке учащиеся не просто оказываются в известной сказке «Колобок», но и сами влияют на развитие событий в ней. Дети совместно с героями этой сказки выполняли обычные задания и упражнения в игровой форме. Игра делает процесс обучения занимательным, развивает познавательную активность, наблюдательность, мышление. На таком уроке благодаря сказочным героям поддерживается интерес к изучаемому материалу, снижается утомление у детей.

Урок обобщения знаний по теме «Состав чисел в пределах 10», я провела как урок-соревнование. 
Особенность этого урока – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого зависит общий результат.

Класс делится на две команды. Проводятся различные виды упражнений, включая игровые. За каждое правильно и быстро выполненное задание команда забивает гол сопернику. В конце урока подводим итог, сколько голов забила каждая команда. Дух соревнования оказывает влияние на всех. На таких уроках в детях появляется желания сделать все быстро и правильно - победить. При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы

Важный педагогический момент урока-соревнования – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

При изучении темы «Как зимой помочь птицам?» мы отправились с ребятами на экскурсию. 
Усвоение знаний на таких уроках начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Наблюдая за птицами в зимней время, дети, понимали, как тяжело птицам добыть себе пропитание, как холодно и голодно им приходиться в зимнее время года. Понаблюдав, стали проявляться чувство сострадания, желание накормить. 
Посредством таких уроков гораздо лучше происходит активизация познавательного интереса и чувства эмпатии.

Использование нетрадиционных уроков позволили выделить свои плюсы в этой форме обучения:
– отказ от шаблона;
– максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность; 
– не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
– развитие коммуникативных навыков;
– скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. 
Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, мини игры).

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартность, оригинальность необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес и способствуя совершенствованию учебного процесса.

Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя. Именно поэтому свою работу в первом классе я построила на использовании нетрадиционных форм обучения, так как большое число детей пришедших ко мне в класс не посещали дошкольные учреждения. 

У детей не была сформирована позиция школьника, наблюдалась слабая учебная мотивация. Внимание было рассеянным, активность учащихся на уроке – низкой.
На данном этапе обучения, в классе наблюдается более высокий уровень учебной мотивации, дети стали более активны на уроках и если сравнить активность деятельности в первой четверти с тем, что я наблюдаю сейчас в феврале, то как вы видите, из графика приведенного ниже, показатели улучшились.

Основываясь на анализе, за обозначенный мною период, можно говорить о продуктивности такой инновационной формы обучения, как нетрадиционный урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные уроки в начальной школе

Нетрадиционные уроки в начальной школе....

Нетрадиционные уроки

Данный материал можно использовать на уроках закрепления. Такие уроки помогают учителю раскрыть и активизировать способности детей, развить их инициативу, сообразительность, мышление, формировать усто...

Конспект нетрадиционного урока-исследования по русскому языку для 2 класса

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка, её роль в слове"...

Конспект нетрадиционного урока физической культуры - урока здоровья для учащихся начальной школы.

Конспект нетрадиционного  урока физической культуры, разработан для обучающихся начальной школы.  Цель данной разработки - формирорвание знаний младших школьников о доступных формах дви...

Конспект нетрадиционного урока физической культуры - урока здоровья для учащихся начальной школы.

Конспект нетрадиционного  урока физической культуры разработан для обучающихся начальной школы.  Цель данной разработки - формирорвание знаний младших школьников о доступных формах двиг...

Проведение нетрадиционных уроков литературного чтения по обобщению разделов. Уроки - игры.

Доклад по организации уроков обобщения по литературному чтению...