Статья по теме "Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни"
статья по теме

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie__trudolyubiya.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  трудолюбия,

творческого отношения к учению, труду, жизни

Если человек с ранних лет усво ил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

        Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потреб ностью будущего гражданина.

        Как и любое другое нравственное качество, трудо любие формируется в процессе воспитания - процес се сложном и многогранном. Личность человека не повторима в своей индивидуальности. Отсюда все труд ности, но в этом и ключ к их пониманию.

        Между тягой к деятельности и трудолюбием дис танция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача воспитателей состо ит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем оп ределенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.

        Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность — учебу.

        Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный от печаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психи ческими свойствами и чертами личности и составляют характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер».

        Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим каче ством, - нравственный калека. Но смысл и содержа ние трудового воспитания состоят именно в том, что бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

        Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

        Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный ком плекс, который поднимает человека на моральную высоту. Люди, сочетающие в себе эти качества - счастли вейшие люди. Потому что нет, наверное, большей ра дости, чем доставлять радость другим. Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат по павшего в беду, они бескорыстны. Их действия про диктованы внутренней потребностью делать добро.

        Из разных способов воспитания трудолюбия бес плоднее всех — словесные увещевания. Французский писатель Ренар справедливо отметил: «Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но лени вец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться». Не словесные увещевания, а организа ция жизни ребенка должна быть главным методом воспитания.

        Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

        Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

 В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:

  1. Любящий свой народ, свой край, свою Родину
  2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
  4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
  5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом
  6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение
  7. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

        В 4-х классах была проведена  диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся.

Уровни сформированности готовности младших школьников к жизни и труду

Уровни

Когнитивный критерий

Мотивационно-личностный критерий

Поведенческий критерий

Высокий

26%

37%

18,5%

Средний

55,5%

51,9%

59,3%

Низкий

18,5%

11,1%

22,2%

Как показывают результаты диагностики, более половины учащихся обладает средним уровнем готовности к жизни и труду.

        В соответствии с результатами диагностики, была спланирована система  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

    Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для учащихся, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы  изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

        Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

        Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребёнок все лучше ориентируется в пространстве.

        Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

        Намечая известную последовательность действий, ребенок  приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

        В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

        Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

        Особое значение в подготовке младших школьников к жизни и труду имеет процесс обучения.

        Анализ учебников для начальной школы позволяет отметить богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о различных сторонах жизни,  взаимоотношений между людьми, о профессиях, о людях труда. Учебники содержат множество терминов и понятий профориентационного характера, названий профессий, производств, трудовых действий, предметов труда.

        Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. учёных) в развитии общества, преобразовании природы.

        Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов.

        Программы трудового обучения младших школьников включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов, конструированием, моделированием, декоративно-прикладным творчеством. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Работа в классе, изготовление наглядных пособий, подарков к праздникам  закладывают у детей основы трудолюбия, желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые умения и навыки,  интересы и увлечения младших школьников. 

        В процессе обучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значения творчества в жизни человека общества:

  1. Участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями;

  1. Узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации  и проведении презентаций «Труд наших родных», работают в рамках проекта «Моя семья»; «В мире профессий», «Кем быть?», «Каким я вижу себя в будущем»

  1. Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, знакомятся с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): презентация учебных и творческих достижений, игры-праздники «Город мастеров», «Ярмарка»; коллективно-творческие дела по подготовке праздников; ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

  1. Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике: участие в разработке и реализации различных проектов «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Льняной лоскуток», «Глиняная сказка» и т.д.

  1. Получают опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: украшение и наведение порядка в пространстве своего класса, дома; расширение возможностей и навыков по самообслуживанию, занятия  народными промыслами в ДО, изготовление кормушек для птиц, изготовление подарков и открыток к праздникам для родителей, изготовление наглядных пособий для младших учащихся.

        Для того, чтобы узнать, каков уровень готовности учащихся к жизни и труду, необходимо сопоставить реальные и запроектированные результаты воспитания, что позволит в дальнейшем планировать процесс подготовки учащихся к жизни и труду и управлять им. Выявление степени соответствия осуществляется при помощи диагностики – оценочной процедуры, направленной на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности учащихся.

         Как уже отмечалось, подготовка к жизни и труду включает в себя различные стороны. В данном случае  рассмотрим ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:

  1. когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;

  1. мотивационно-личностный – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

  1. поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня готовности младших школьников к труду и жизни осуществляется посредством использования методик диагностики.

        Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к  жизни и труду.

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

1.Знания о труде.

2.Понимание значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

3. Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?»)

Мотивационно-личностный

1.Отношение к труду и людям труда 

2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть какой-либо профессией

Наблюдение

Методика «Продолжи предложение»

Беседа «Кем быть?»

 

Поведенческий

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.

Анализ продуктов трудовой деятельности.

Характеристика уровней готовности  младших школьников к жизни и труду

1.Высокий уровень.

У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены  интересы  к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.

2.Средний уровень.

Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3.Низкий уровень.

Учащиеся имеют незначительные  представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.

        Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования и высокий уровень педагогического мастерства наших педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Если человек с ранних лет усво¬ил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. ...

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Календарно-тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС).Ценности и планируемые результаты на конец года. Виды деятельности: путешествие по острову "Почемучек","бухте Трудолюбия"...

Статья : Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.

Известно,  что  отрицательное  отношение  к  учению  возникает  при  отсутствии  успехов.  Напротив, приятные  переживания,  связанные...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...

Отчет: «Воспитание трудолюбия, Творческого отношения к учению, труду, жизни»

Отчет: «Воспитание трудолюбия, Творческого отношения к учению, труду, жизни»...