"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки
статья по теме

Статья будет интересна педагогам, которые работают по безотметочной системе оценивания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_formirovanii_samoocenki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Прощенко

                                                                                                                 Наталья Анатольевна,

                                                                                                                 заместитель директора

                                                                                                                 по методической работе

                                                                                                                 МОУ СОШ № 22

                 «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки.

     Работая несколько лет по безотметочной системе оценивания учебной работы детей, мы отдаем себе отчет в том, что любую систему оценивания взрослые легко могут превратить в опасный инструмент  манипулирования детьми. Мы убеждены, что оценка как средство манипуляции ребенком (кнут или пряник) вредна во всех вариантах - в отметочном и безотметочном.

   Да, ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция – САМООЦЕНКА.

   Само- оценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве  оценки – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

   Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

    « Линеечки»- это педагогический инструмент формирования оценки и самооценки учащихся, которые мы впервые вводим в первом классе  в первые две недели учебной жизни в курсе « Введение в школьную жизнь», а затем продолжаем работать с ними на уроках.

     С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию .Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

     Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому формирование самооценки мы начинаем с нее. И только когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (по нашим наблюдениям  к концу первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки (по нашему мнению не раньше, чем к концу первого-началу второго класса).

    Мы выделили два шага формирования  ретроспективной оценки.

      Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления ( либо знак указания на ошибку)  и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель. Например, первоклассники написавшие проверочную работу на решение примеров в пределах 10,  могут оценить себя по следующим показателям:

 красота (написания цифр), правильность (вычислений). Нарисовав на доске две линеечки учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой  шкалы: « На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждую цифру написал очень красиво (сравнив ее с образцом).

Кто недоволен одной - двумя цифрами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной цифр доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посередине линеечки. А те, кто недоволен ни одной цифрой, поставят крестик в самом низу. Вторая линеечка оценивает правильность решения примеров. Те дети, кто все примеры решил правильно поставят крестик в самом верху, кто допустил одну - две ошибки - чуть ниже,

кто допустил ошибки в половине примеров ставят свой крестик ровно посередине линеечки, кто допустил ошибки во всех примерах должны поставить свой крестик в самом низу».

    Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради две вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Линеечки можно сверху озаглавить буквами: К-красота, П-правильность.

    Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном  самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои два крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом.

    Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль  (исправление ошибок, либо указание на ошибку), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания.

   Второй шаг формирования ретроспективной самооценки:

ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку «Правильность построения схемы к задаче», учитель после проверочной работы просит: «Оцени, верно ли ты построил схему к задаче». Если ты совершенно уверен, что построил схему правильно, то поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься, то поставь крестик в самом низу линеечки» Получив такое задание, почти все ученики перечитают свою задачу.

     Когда учитель возвращает детям проверочную работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит: « Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело - они себя умеют оценивать сами!  

  Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой.

    « Линеечки» как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств и один существенный недостаток: каждая линеечка в детской тетради расположена под оцениваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по которым он оценивал себя. Еще труднее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.

 

                                                                                                 Прощенко

                                                                                      Наталья Анатольевна,

                                                                                       заместитель директора

                                                                                     по методической работе,

                                                                                     учитель математики

                                                                                      МОУ СОШ № 22

                                                                                         

               Проверочные работы по математике в 1 классе

       Образовательная система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова

          Автор программы и учебников Э.И.Александрова

Проверочная работа  на тему:

 « Сложение и вычитание величин как переход от неравенства к равенству»

Задание 1.

По формулам построй схему:

а) В + С = К                       б) М – А = Р

Задание 2.

По схемам  запиши все возможные формулы:

___________________                               _______________________

Учитель проверяет работы детей, указывает на ошибки с помощью знака «несогласия» (-), но не оценивает работы, затем возвращает их детям, предложив оценить свои работы и исправить по возможности ошибки.

Вот так выглядит работа ребенка:

1. а)  В + С = К                                   б)  М – А = Р

____________                                     _____________

2. ________________                                  _______________________

С + Д = В                                                     Р – Е = К

В – С = Д                                                     Е – К = Р

В + Д = С                                                     Е + К = Р

В – С – Д = 0                                               Р – К = Е                      

Проверочная работа на тему: « Часть и целое»

Задание 1.

Обведи кружком буквы, которые рассказывают о целом, а треугольником – о части.

Задание 2.

По формуле  К = А + В начерти схему и, опираясь на нее, вставь пропущенный знак или букву в следующих записях:

К…А                     К…В               А + В…К

К – А…В              А…К-В           А…К

Задание 3. (дополнительное)

 

В записи укажи кружком целое и треугольником часть. Построй схему. Запиши все возможные формулы.

Детская работа выглядит так:

Задание 1.

Задание 2.

К…А                     К…В               А + В…К

К – А…В              А…К-В           А…К

Задание 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертная карта урока как инструмент оценки профессиональной деятельности учителя

Что позволяет сделать экспертная карта?«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с к...

Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"

Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных учреждений.

Моя работа о том какое место в начальной школе  должно занимать  портфолио.Которое выступает как средство самообразования, самопознания и самоактуализации личности.Портфолио формирует у...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...

«ClassDojo как инструмент для оценки работы класса в режиме реального времени»

В первом классе дети не получают оценки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, является некомфортно для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он бу...