Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
статья на тему

Худякова Татьяна Михайловна

Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной организации прописывается в локальном акте "Система оценки....." или "Портфель достижений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

С введением федерального государственного образовательного стандарта появился еще один обязательный сопроводительный документ: портфель достижений обучающегося (прописан в пункте 19.9  подпункт 3  и 4 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной образовательной программе начального общего образования, 4-е издание переработанное).

Портфель достижений – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач позволяющих:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценка) деятельности обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучающихся.

Поэтому, когда в школу приходит новый обучающийся, при себе он должен иметь не только медицинскую карту и личное дело, но и портфель достижений. Исходя из этого, педагогу и обучающемуся необходимо своевременно пополнять содержание портфелей достижений. Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфелем достижений - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфель достижений  обучающегося начальной школы не стал накопителем  всевозможных грамот и сертификатов. Согласно пункту 8.3 примерной основной образовательной программы начального общего образования была предложена следующая структура  портфеля достижений:

  1. Слайд 3 Общая информация об обучающемся (не обязательной раздел - заполняется при добровольном согласии самого обучающегося). Во всех образовательных учреждениях ведется этот раздел и ему отведено от 3 до  5 страниц.  Классные руководители размещают следующую информацию: фотографию, дату рождения, адрес проживания, информацию о родителях и др. Рекомендуем уменьшить до 1-2 страниц этот раздел.    
  2. Слайд 4 Выборка детских работ  по всем предметам - формальный и творческий:

- Материалы стартовой диагностики (только на начале ступени 1кл., 5кл, 10 кл.);

Стартовая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не проверяются умения читать, писать, считать, т.е. те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. В ходе педагогической диагностики проверяются состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений.

       На стандартизированной работе необходимо  указать, что это именно стартовая диагностика, указать класс, когда выполнялась эта работа, а также скрепить все листы степлером и показать, что это одна работа.  Все это необходимо для того, чтобы при переходе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, у классных руководителей не возникало вопросов: Что это за работы? На дисках, которые я вам подготовила, есть два варианта проведения стартовой диагностики для первого класса.

-   Промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам:

  • по русскому языку,  литературному чтению, иностранному языку (диктанты, изложения, сочинения на одну и туже заданную тематику на начало ученого года и  на конец учебного года, для демонстрации нарастающей успешности, объема и глубины знаний обучающихся.)  
  •  по математике (математические диктанты, записи решения учебно – позновательных и учебно – практических задач).
  • по окружающему миру (дневники наблюдений, творческие работы, мини – исследования)
  • по технологии (продукты собственного труда, фотоизображение продуктов творческой деятельности)
  • по физической культуре (самостоятельно составленные расписания и режимы дня, комплексы физических упражнений)
  • по предметам эстетического цикла (иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему).

Проведение стандартизированных работ должно отражать динамику развития обучающихся. Приведем классический пример – оценки по русскому языку.  И за 30 ошибок – оценка «2» и за 10 – «2»! Но если это две работы, сделаны одним и тем же учеником в определенном интервале времени и на схожем материале, то это, безусловно, прогресс и динамика. В этом случае портфель достижения таких работ, демонстрирующих прогресс, становится полезным и, главное основанием для оценки качества образовательных успехов обучающегося и качества работы учителя. В образовательных учреждениях результаты промежуточной аттестации обучающихся по основным предметам есть в наличии, но частично  хранятся у классных руководителей, хотя они должны быть портфелях достижений обучающихся.

Обращаю ваше внимание на то, что в 2014-2015 учебном году учителям преподающим предметы   в 4-ом классе придется проводить итоговую аттестацию обучающихся и чтобы объективно оценить результаты итоговых достижения обучающимися планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования, необходимы результаты промежуточной аттестации обучающихся за все классы.  Поэтому всем необходимо уже с 1 сентября изучать стандартизированные работы по предметам и предлагать  обучающихся выполнять аналогичные задания по пройденным темам.  

В этот раздел включены также проектные задачи. Они ориентированы на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, макет прибора, результаты анализа представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков) созданный детьми. В образовательных учреждениях есть в наличии продукты проектных задач, но они не оформлены до конца (нет листа оценивания УУД обучающихся во время выполнения проектной задачи (слайд5-6).Данная таблица была взята из журнала «Управление начальной школой»№3 (март) 2014 года. А также самооценки выполненной проектной задачи самими обучающимися начиная со 2- го класса (слайд 7). У некоторых классных руководителей продукты проектных задач хранятся в отдельных папках, на компьютерах, а не в  портфеле достижений обучающихся. Кроме этого надо отметить, что для выявления динамики формирования УУД  при решении проектных задач необходимо в год каждому обучающемуся реализовывать 2 проектные задачи.

  1. Слайд8-10 Систематизированные материалы наблюдений:

- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (УУД) (личностными, метапредметными, предметными результатами). Такое наблюдение необходимо вести 2 раза в год, чтобы видеть динамику развития обучающихся.

      4. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности:

     - результаты участия в: олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.

      Данному разделу образовательные учреждения уделяют должное внимание, классные руководители ведут таблицы участия обучающихся по каждому направлению (слайд11-14 с таблицей) или наполняются «Кувшины достижений обучающихся», (слайд 15) собирают грамоты, подтверждающие их участие, здесь хочу отметить, что в школах частично грамоты хранятся в оригиналах.  Но ни в одном образовательном учреждении грамоты не оформлены должным образом, не указано какие универсальные учебные действия развивал обучающийся участвуя в мероприятиях, конкурсах (должен быть прикреплен листочек, с указанием тех  универсальных учебных действий, которые обучающийся использовал (освоил) участвуя в конкурсе, викторине и т.д.). Например: Я находила, анализировала и представляла информацию – это познавательные универсальные учебные действия. Или я училась излагать свое мнение, аргументировать его- коммуникативные универсальные учебные действия.  Этому нужно учить уже с 1 класса.  Потратьте один  классный часа на то, чтобы обучающимся объяснить, что участвуя в конкурсах, мероприятиях они не только должны стремиться к получению грамот, но и выполняя любую работу обучающиеся развивают в себе новые способности и качества личности.  Грамоты можно оформлять должным образом в любое время, поэтому не откладывая в долгий ящик организуйте работу с обучающимися не зависимо от времени получения ими грамот.    

Безусловная ценность портфеля достижений заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфеля достижений - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе. Для того, чтобы администрация школы могла контролировать своевременное пополнение портфелей достижений, учителю  необходимо вести планирование наполнения портфелей достижений. Предлагаем следующий вариант (слайд16-17), учителю необходимо перед началом учебного года  отметить в какие месяцы он планирует пополнять каждый раздел и в случае проверки, будут сравнивать наличие только тех документов, которые по вашему графику должны находиться в портфеле достижений на данный момент. Рекомендуют на педагогическом совете в конце учебного года ежегодно классным руководителям осуществлять оценку портфеля достижений обучающихся.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в следующем классе;

2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"

Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Материал может быть полезен учителям начальных классов. В докладе описывается опыт работы учителя с Портфолио, как инструментом оценки достижений ученика....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений....