Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Материал может быть полезен учителям начальных классов. В докладе описывается опыт работы учителя с Портфолио, как инструментом оценки достижений ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Ирина Николаевна Романова, учитель  высшей квалификационной категории г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»

 Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает:

- вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся;                     

-  комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является портфель достижений обучающегося.  Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. 

В образовательном пространстве начальной школы портфолио используется как: накопительный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для “встречи” школьника, учителя и родителя. 

Основными функциями портфолио являются:

  • диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени;
  •  целеполагания – поддерживает учебные цели;
  • мотивационная – активизирует усилия всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяет акцентировать успехи каждого ученика;
  • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, позволяет отслеживать продвижение ребенка в учебной и внеурочной  деятельности; совершенствует рефлексивную культуру младшего школьника;
  • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений, анализ уровня учебно-познавательной деятельности.
  • коррекционная - помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Кроме того, педагог, выстраивая процесс личностного самоопределения ребенка как цепочку последовательных достижений, включает его в познавательную, развивающую деятельность, осуществляемую в рамках школы, в деятельность по преодолению возможных негативных личностных проявлений, корректируя при этом семейное воспитание.
  • информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения.

Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов и родителей.

Учитель:

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, обучение основам ведения портфолио; (на первом собрании учитель знакомит родителей с данной образовательной технологией, заручается их поддержкой)
  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
  • отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
  • подтверждает достоверность учебных достижений учащегося.

Родители:

  • помогают в заполнении и оформлении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Учителя нашей школы используют в своей практике технологию портфолио с 2002 года. Нами была разработана модель портфолио учащихся начальной школы (прописаны цели и задачи, определена структура,   порядок комплектования и оценивания портфолио)  и  на педагогическом совете принято и утверждено Положение о накопительной системе оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений школьника в период его обучения в 1-4 классах. Такой комплект сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений является обязательной составляющей рейтинга обучающегося. Кроме того, мы проводим  конкурс  портфолио среди учащихся 2-4 классов, целью которого является выявление и поддержка одаренности, творческого потенциала обучающихся в рамках самоопределения, индивидуального развития и совершенствования.

Структура портфолио

Первый блок – здесь помещается вводная информация о владельце портфолио (Могут быть разделы « Что я хочу рассказать о себе», «Мой портрет», «Моя родословная»).

Второй блок – учебная активность.

Третий блок – внеурочная деятельность.

Каждый из блоков включает в себя несколько разделов.

Обратимся к этапам работы, чтобы увидеть ступени формирования учебного портфолио.

Этапы программы:

Этапы

Время реализации

I. Подготовительный

начало обучения в 1 классе

II. Информационно-диагностический

начало и конец каждого года обучения

III. Аналитический

в течение всего периода обучения в начальной школе

IV. Обобщающий

4 класс

V. Заключительный

(рефлексивный)

апрель – май, 4 класс

Подготовительный этап включает в себя подготовку собственно рабочих папок; предполагает максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах оформления портфолио и его значимости в учебно-воспитательном процессе.

На информационно-диагностическом этапе проводятся стартовые и итоговые диагностические работы, позволяющие определить уровень остаточных и итоговых знаний учащихся за каникулярный период и учебный год соответственно, а также оценку сформированности универсальных учебных действий. Кроме того,  учащиеся заполняют различные анкеты с неформальной информацией: рассказывают о себе, своих друзьях, любимых предметах, излагают свои представления о качествах, необходимых, по их мнению, для успешной деятельности, формулируют свои личные задачи в процессе саморазвития.

 То есть, ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов, ставит цели и анализирует достижения и  проводит самоанализ итогов года.

 На аналитическом этапе ведется работа по максимальному обеспечению «папки достижений» официальными и неофициальными работами и творческими материалами, которые будут подтверждать уровень достижений ребенка в различных видах деятельности, накопление портфолио. Ведется  работа по поддержанию высокой учебной мотивации школьников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения.

На обобщающем этапе происходит обработка результатов накопленных на раннем этапе, оформление окончательного варианта учебного портфолио.  Ведется отбор материала, который позволит повысить образовательный рейтинг и продемонстрировать личные достижения каждого учащегося. Оформление окончательного (оценочного) варианта учебного портфолио может включать  в себя несколько обязательных элементов:

  •    сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания каждого элемента;
  • содержание портфолио;
  • самоанализ работы за все время обучения в начальной школе и взгляд в будущее. Рефлексивное сочинение на тему «Самоанализ и взгляд в будущее» является завершающей работой владельца портфолио.
  • Плюс новый раздел «Работы, которыми я горжусь»

Заключительный этап – итоговая презентация «Портфолио» каждого ученика и ее оценка,  и презентация достижений всего класса  в форме выставки на совместном с родителями классном часе.

В состав портфеля достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы.

1. Выборки детских работ - формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы.

Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам, результаты тематического тестирования, комплексных контрольных работ.

Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых универсальных учебных действий, творчества, рефлексии.

В этом блоке помещаются индивидуальные достижения учащегося по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир):

  • мои достижения (самооценка собственных учебных достижений учащегося «Чему я научился на уроках по всем предметам»),
  • рефлексивные сочинения;
  • удачно написанные контрольные и самостоятельные работы,
  • интересные  проекты и исследования,
  • отзывы о прочитанных книгах,
  • творческие  работы,  
  • активность в программах внеурочной деятельности
  • выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

2. Систематизированные материалы наблюдений  за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), школьный психолог.

  • оценочные листы,
  • графики роста скорости чтения,
  • материалы и листы наблюдений
  • листы достижений – в них учитель заносит итоги текущего контроля по русскому языку, математике отражающих динамику (начиная с 1 класса), как минимум, следующих показателей: сформированности индивидуального прогресса в развитии навыков учения, социальных и  коммуникативных навыков, навыков проектной деятельности. (Подробнее по слайдам).

Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в различных видах деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др..

Анализ и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов, закреплённых в Стандарте.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной , волевой и саморегуляции.

Итоговый балл образовательного рейтинга учащегося начальной школы складывается из суммы баллов всех блоков, вносится в сводную итоговую ведомость  портфолио, заверяется подписью классного руководителя и выдается выпускнику начальной школы.

Подводя итог, можно сказать, что составляя собственное портфолио, ученик стремиться к участию в различных мероприятиях, акциях, и в современном образовательном и воспитательном процессе ПОРТФОЛИО является актуальным и важным документом учащегося, характеризующим каждого ребенка с различных сторон его деятельности в школе и отражающим его успешность. Уверена, что применение портфолио в начальной школе открывает  новые горизонты в нелёгком деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Приложение 1.

Положение

о портфолио достижений младшего школьника

1. Основные положения

1.1.Настояще положение о портфолио достижений младшего школьника (далее – портфолио) разработано с целью реализации требований ФГОС НОО к планируемым результатам освоения ООП НОО.

1.2.Данное положение составлено на основе следующих нормативных и методических документов:

-Закон об образовании ст.15 п.3.

-ФГОС НОО (приказ 3373 от6 октября 2009г.)

- Основная образовательная программа ФГОС  НОО МОУ «СОШ №39» г.о.Саранск.

1.3.«Портфолио»   - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его обучения в 1-4  классах. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.4. Портфолио – это комплект документов, предоставляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.

1.5. Портфолио утверждается приказом руководителя и является обязательным для всех учащихся.

1.6. Задачи портфолио:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

- содействовать индивидуализации образования школьников;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
- содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся;

-укреплять взаимодействие  семьи и школы.

1.7 Функции:

- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени,

- целеполагания – поддерживает учебные цели,

- мотивационная - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяет акцентировать успехи каждого ученика,

- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ,

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, позволяет отслеживать продвижение ребенка в учебной и внеурочной  деятельности; совершенствует рефлексивную культуру младшего школьника;

- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений, анализ уровня учебно-познавательной деятельности.

- коррекционная - помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. 

- информационная - информирует о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения.

1.8.Принципы

Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями.

Учитель:

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
  • координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
  • отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
  • подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).

Родители:

  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

2. Структура портфолио

2.1. Первый блок.

В данном разделе помещается вводная информация об ученике. Могут быть разделы « Что я хочу рассказать о себе», «Мой портрет», «Моя родословная».

2.2. Второй блок. Учебная активность.

В этом блоке помещаются индивидуальные достижения учащегося по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир): листы достижений (оформляет учитель), мои достижения (самооценка ученика), удачно написанные контрольные работы, интересные  проекты, отзывы о прочитанных книгах, графики роста скорости чтения, творческие  работы,  самооценка собственных учебных достижений учащегося («Чему я научился на уроках по всем предметам»)  и т.д..

2.3. Третий   блок. Внеурочная деятельность.

Данный блок представляет собой собрание различных творческих, исследовательских и  проектных работ, описание основных форм и направлений социальной и творческой активности учащегося, спортивных и художественных достижений. В этом блоке также помещаются все имеющиеся у учащегося сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения и т.д.). Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

2.4. Четвертый  блок. Здоровье. В данном блоке оформляется паспорт здоровья учащегося.

3. Порядок оценивания портфолио

3.1.Анализ и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов,  закреплённых в Стандарте.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности-мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

3.2. Критерии оценки.

  • Итоговый балл образовательного рейтинга учащегося начальной школы, при обязательном оформлении 1, 4 и 5 блоков, складывается из суммы баллов 2 и  3 блоков, вносится в сводную итоговую ведомость  портфолио, заверяется подписью директора школы, школьной печатью и выдается выпускнику начальной школы.
  •  Каждое дополнительное приложение второго блока (сочинение, сообщение по предмету и т.д.) оценивается 5 баллами при наличии обязательных самооценок и самоанализов по предметам.
  • Каждый несертифицированный документ третьего блока (исследование, проект, творческая работа и т.д.) оценивается 5 баллами.
  • Каждый сертифицированный документ третьего блока оценивается количеством баллов в соответствии со следующей шкалой оценки.

Результаты олимпиад

Этапы олимпиады

Рейтинговая оценка

Муниципальный

Победитель

20

Призер

15

Участник

10

Школьный

Победитель

5

Призер

4

Участник

3

 Результаты конкурсов  (выставки, концерты, гастроли, соревнования, конкурсы творческих работ, технического творчества)

Уровень

Рейтинговая оценка

Международный, всероссийский

Победитель

35

Призер

30

Участник

25

Республиканский

Победитель

25

Призер

20

Участник

15

Муниципальный

Победитель

15

Призер

10

Участник

6

Школьный

Победитель

5

Призер

4

Участник

3

Результаты исследовательской деятельности

Уровень

Рейтинговая оценка

Международный, всероссийский

Победитель

35

Призер

30

Участник

25

Республиканский

Победитель

25

Призер

20

Участник

15

Муниципальный

Победитель

15

Призер

10

Участник

6

Школьный

Победитель

5

Призер

4

Участник

3

Изучение программ дополнительного образования (участие обучающихся в работе студий, кружков, секций и т.д.)

Изучает  программу дополнительного образования

5 балл

Изучает  программу дополнительного образования и выполнил проект, изготовил изделие, принял  участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.

10 баллов

4. Порядок комплектования портфолио.

4.1. Портфолио как средство оценивания образовательных достижений учащегося школы комплектуется в период обучения в 1 – 4 классах.

4.2. Портфолио в процессе его комплектования может быть представлен папкой, в которой сосредоточена документация, отражающая результаты индивидуальных достижений школьника.

4.3. Классный руководитель осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью оформления портфолио.

4.4. После окончания 4 класса классный руководитель вместе с детьми и их родителями организует выставку портфолио.

4.5. Портфолио выдается учащемуся 4 класса.

4.6.Положение действительно до внесения следующих изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"

Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений....