Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.
статья (3 класс) по теме

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаёт ситуацию успеха на уроке, которая  в свою очередь является неотъемлемой частью формирования ключевых компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situaciya_uspeha_seminar.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

                                                 / Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №2» г. Ртищево Дьяковой С.А. /

    Я работаю учителем начальных классов 25лет, третий год апробирую развивающую программу « Школа 2100 », которая и решает вопрос о необходимости создания ситуации успеха на уроке, как неотъемлемой части формирования ключевых компетентностей. ОС «Школа 2100» обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие  интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Создание проблемной ситуации создаёт  ситуацию успеха ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать проблемные ситуации. При этом они испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие  и сформулировать вопрос.

На уроке детей обучаю формулировать темы, цели урока самостоятельно. Например: 3класс, литературное чтение. Тема: «Введение в раздел «Необычная школа». Фрагмент из книги Э.Успенского « Школа клоунов». Задаю детям вопросы:

- Как называется раздел нашего учебника? / «Уроки и переменки» /. Рассмотрите иллюстрации к нему, содержание. Предположите, какими будут по характеру произведения?

- О чём будем читать?

- Я считаю, что это будут смешные и грустные истории про школу? А как считаете вы?

-Кто будут главные герои? Как догадались? Почему же так решили?

- Какие по жанру произведения здесь собраны?

После прочтения авторской статьи  к вступлению снова задаю вопросы:

- О какой школе мечтала Настя? Ваши предположения.

- А  как вы считаете  ,возможно, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было смеяться, разговаривать, играть?

- Что из этого получится? А какой тогда найти выход? (предположения детей)

- В чём проблема? / Как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно./

- Где можно найти ответ на этот вопрос?  / В произведении Э. Успенского /      - Какова будет тема урока? / ( «Школа клоунов» Э. Успенского) /

 -  Чему будем учиться на уроке? / Принимаю все версии, выбираем самую верную /

     Я использовала приём целеполагания -  делегирование возможностей принять решение (вовлекла учащихся в процесс мышления). Необходимые условия для ситуации успеха мною были созданы – подводящий диалог. Учащиеся самостоятельно определили тему, цели урока. В процессе диалога у них формировались компетентности в общении, в познавательной деятельности, компетентности саморазвития.

Проблемную ситуацию на уроке я применяю с целью формирования мотивации в учебной деятельности у учащихся. Ситуация успеха заложена  в процессе поиска решения проблемной ситуации, который приводит к открытию нового знания.

Например: 3 класс. Урок русского языка.

Вывешиваю схемы и задаю вопрос:

- Что обозначают следующие схемы?

 ∩               ¬  ∩

СС               сс

___            ______

/ Удвоенные согласные  буквы в слове /

- Умница, верно.

- В какой части слова находятся СС?

 / В первой схеме удвоенные согласные находятся  в корне  слова /

- Правильно, верно подмечено. Как догадалась?

/ Над удвоенными согласными стоит графический знак, обозначающий корень слова /

- Великолепно. Я уверена, что ты справишься и со второй схемой.

 - Где находится удвоенная СС ?

/ Она находится на стыке приставки и корня /

- Сегодня вы очень внимательны.

- Что мы будем делать с этими схемами?

/ Наверно будем учиться писать слова с удвоенными согласными, которые находятся в корне и на стыке приставки и корня /

- Замечательный ответ. Я думаю,  вы обратили внимание,  как начерчены схемы по отношению друг к другу.

/ Они находятся в противопоставление, напротив друг друга /

- Совершенно верно, уточните, что же ещё будем делать с этими схемами?

/ Мы будем учиться различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке слова /

- Сформулируйте тему урока.

/ Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне  и на стыке приставки и корня /.

- Умницы! Чему же будем учиться?

/ Мы будем учиться писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /

 - Сможете справиться с этими заданиями?

/ Да; нет. /

- Такие дагады и умницы, я уверена, справятся с этими заданиями.

- Что нужно повторить?

/ Части слова, понятие однокоренные слова /.

Я применила побуждающий диалог. Вам, уважаемые учителя,  была создана ситуация успеха. После выдвижения своей версии темы урока, вам захочется найти ответ на вопрос который, поставили вы сами. Так же и ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой, я их умело заинтересовала. У учащихся  в процессе побуждающего диалога формируются регулятивные, коммуникативные, предметные, познавательные компетентности.

« Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать» - писал Франсуа де Ларошфуко. К учащимся класса с низким уровнем усвоения материала я применяю метод авансирования успешного результата. Он внушает веру учащихся в свои силы, в себя. Для этого использую такую парадигму: «У тебя обязательно всё получится», « Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Я заранее предупреждаю их о проверочной, контрольной, итоговой работах. Направленно использую следующую речевую парадигму: « Я уверенна, что ты всё в проверочной работе напишешь верно, если повторишь… правила правописания безударных гласных, проверяемых ударением; алгоритм разбора предложения; алгоритм работы  со словами с непроизносимой согласной в корне слова и т.д.». Даю ученику алгоритм или памятку - помощницу пошагового выполнения алгоритма. Тем самым я создаю  психологическую установку сомневающимся в своих силах (создана ситуация успеха), а так же даю материал, который он должен повторить. У ученика формируется уверенность в своих силах,  что  после повторения материала,  он успешно справится с проверочной работой.

   Для создания ситуации успеха на уроке часто применяю скрытое инструктирование учащихся. Например: работа над ошибками. Всем учащимся выношу на поля ошибки, а слабоуспевающим ученикам - номер орфограммы в памятке работы над ошибками или выделяю часть слова, в которой ученик сделал ошибку. Использую речевую парадигму:  «Возможно,  вам  лучше начать  работу над ошибками с памятки №1»  (она включает не только алгоритм работы над ошибками, а так же правило).

Проблемно - диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100», создаёт для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворении, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния, основных ключевых компетентностей.                  

    Я считаю, что необходимость  создания ситуации успеха на уроке является неотъемлемой частью формирования ключевых компетентностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке.

Необходимость создания ситуации успеха на у...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника

Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...

«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»

Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Методический семинар «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения в начальной школе»....

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"

Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие  процесса обучения школьника" с презентацией...