Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы
статья по теме

Литвинова Наталья Васильевна

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, сохранять и, по возможности, укреплять здоровье своих учеников. Физминутки, занимательные игры, речевая гимнастика, спортивные мероприятия и др. способствуют сбережению здоровья детей и успешному усвоению учебного материала в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                средняя  общеобразовательная  школа  №3                                  Труновского муниципального района, Ставропольского края

  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ                  

  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ                

   НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ.

        Автор: Литвинова Н. В.

    учитель начальных классов.

                                                   

                       

 

Здоровье  человека  -  это  актуальная  тема  во  все  времена.  Сохранение  и  укрепление  здоровья  учащихся  -  одна  из  важнейших  задач  школы  в  со-ответствии  с  целями  современной  образовательной  реформы  образования  в  России.   Эффективность  учебного  процесса  во  многом  определяется степенью  учёта  физических  и  психологических  особенностей  детей.  Здо-ровье  -  основной  фактор,  определяющий  эффективность  обучения.  Толь-ко  здоровый  ребёнок  способен  успешно  и  в  полной   мере  овладеть школьной  программой.  Нарушение  здоровья,  как  правило,  приводит  к  трудностям  в  обучении,  особенно  если  в  школе  не  созданы  условия  для  

нормальной  жизнедеятельности  организма  учащегося.                                        Здоровье  -  благо  и  счастье  для  каждого  человека.  Проблема  здоро-вья  детей  стоит  сегодня  настолько  остро,  что  вправе  поставить  вопрос:  «Что  важнее  -  физическое  состояние  или  обучение?»  Воспитание  уважи-тельного  отношения  к  своему  здоровью  необходимо  начинать  с  самого  раннего  детства.  По  мнению  медиков,  75%  всех  болезней  человека  зало-жено  в  детские  годы.                                                                                        За  последние  десятилетия  в  несколько  раз  возросла  заболеваемость   во  многих  формах  инфекционной  и  хронической  патологии.  Снижение  уровня  и  качества  жизни  приводит  к распространению  вредных  пр        ивы-чек  у  младших  школьников.                                                                        Свою  долю  ответственности  за  сложившуюся  ситуацию  несёт  и  система  образования.  Период  взросления,  приходящийся  на  пребывание  ребёнка  в  школе,  оказался  одним  из  периодов,  в  течение  которого  про-исходит  ухудшение  состояния  детей,  притом,  что  именно  эти  годы  про-ходят под  постоянным  контролем  со  стороны  специалистов  -  педагогов.                Задача  обучения  состоит  в  том,  что  дети  обязательно  должны  до-стигнуть  определённого результата.  Неоправданные  ожидания  педагогов,  родителей,  детей  приводит  к  нервным  потрясениям,  росту  психической  нагрузки,  стрессам.  А  это,  в  свою  очередь,  приводит  к  тому,  что  уча-щихся  пропадает  желание  учиться,  активно  и  интересно  жить.  Они  уходят  в  себя,  бегут  от  проблем,  которые  накапливаются  по  мере  раз-вития  собственной  бездеятельности;  становятся  злыми  и  агрессивными.  Возникают  проблемы  не  только  со  здоровьем  (болит  голова,  живот),  но  появляются  трудности  в  учении.  А  можно  ли  хорошо  учится,  если  ор-ганизм  ослаблен  болезнью  и  леностью?  Это  проблемы  концентрации  внимания,  памяти,  запоминания  учебного  материала,  боязнь  ответа  у  доски,  малоактивный  образ  жизни.                                                                У  современных  младших  школьников,  по  оценкам  отечественных  и  зарубежных  специалистов,  отличается  замедление  развития  по  сравнению  с  данными  10-20- летней  давности.  Может  ли  профессионально  подгото-вленный  педагог  бесстрастно  относиться  к  неблагополучному  и  прогрес-сивно  ухудшающемуся  состоянию  здоровья  своих  учеников?  Отвечая  на  этот  вопрос,  педагоги  предлагают  «здоровьесберегающие  технологии»,  цель  которых  -  это  достижение  того  или  иного  результата  в  обучении,  воспитании,  развитии.                                                                                

        Здоровьесберегающие  технологии   реализуются  на  основе  личност-но  -  ориентированного  подхода.  Осуществляемые  на  основе   личностно  -  развивающих  ситуаций,  они  относятся  к  тем  жизненно  важным факто-рам,  благодаря  которым  учащиеся  учатся  жить  вместе  и  эффективно  взаимодействовать.  Предполагают  активное  участие  самого  обучающего  в  освоении  культуры  человеческих  отношений,  в  формировании  опыта  здоровьесбережения,  который  приобретается  через  постепенное  расши-рение  сферы  общения  и  деятельности  учащегося,  развитие  его  саморе-гуляции  (от  внешнего  контроля  к  внутреннему  контролю),  становление  самосознания  и  активной  жизненной  позиции  на  основе  воспитания  и  самовоспитания,  формирование  ответственности  за  своё  здоровье, жизнь  и  здоровье  других  людей.

        Под  здоровьесберегающей  технологией  понимают  систему,  создаю-щую  максимальные  условия  для  сохранения,  укрепления  и  развития  ду-ховного,  эмоционального,  интеллектуального,  личностного  и  физического  здоровья  всех  субъектов  образования  (учащихся,  педагогов  и  др.).  В  эту  систему  входит:

        1.  Использование  данных  мониторинга  состояния  здоровья  учащих-ся,  проводимого  медицинскими  работниками,  и  собственных  наблюдений  в  процессе  реализации  образовательной  технологии,  её  коррекция  в  со-ответствии  с  имеющими  данными.

        2.  Учёт  особенностей  возрастного  развития  школьников  и  разрабо-тка  образовательной  стратегии,  соответствующей  особенностям  памяти,  мышления,  работоспособности,   активности  и  т.  д.  учащихся  данной  воз-растной  группы.

        3.  Создание  благоприятного  эмоционально  -  психологического  кли-мата  в  процессе  реализации  технологии.

        4.  Использование  разнообразных  видов  деятельности  здоровьесбере-гающей  деятельности  учащихся,  направленных  на  сохранение  и  повыше-ние  резервов  здоровья,  работоспособности.  

        Целью  здоровьесберегающей  педагогики  является  последовательное  формирование  в  школе  здоровьесберегающего  пространства  с  обязатель-ным  использованием  всеми  педагогами  здоровьесберегающих  технологий.  В  этом  случае   получение  учащимися  образования  происходит  без  ущер-ба  для  здоровья,  отсюда  вытекают  задачи,  которые   я  ставлю  перед  со-бой .  Они   имеют  три  взаимосвязанных  аспекта:                                                1.  Воспитательный,  состоящий  в  воспитании  у  детей  бережного  от-             ношения  к  своему  здоровью,  понимании  ценности  и  важности  п             поддержания  организма  в  рабочем  состоянии,  пробуждения  и                       роста  желания  следовать  здоровому  образу  жизни.                                2.  Обучающий,  состоящий  в  обучении  детей  нормам  здорового  об-             раза  жизни,  приёмам  и  методам  его  реализации  (включая  осно-                     вы  саморегуляции  и  развития  таких  качеств,  как  выносливость,                     энергичность,  уравновешенность),  а  также  в  определении  вред-                     ных  привычек  совместно с  рекомендациями  по  их  устранению.                3.  Оздоровительный,  состоящий  в  профилактике  наиболее  распрос-             ранённых  заболеваний,  а  также  улучшение  через  это  таких  не-                     обходимых  для  успешного  осуществления  учебного  процесса                       качеств,  как  психологическая  уравновешенность,  внимательность,               сосредоточенность,  хорошая  память,  мыслительные  способности.        В  начальной  школе  в  первую  очередь  внимание  должно  уделяться  воспитательному  аспекту:                                                                                 -   занятия  в  спортивных  секциях;                                                         -   сокращение  пропусков  уроков  по  болезни;                                         -   регулярные  занятия с  закаливающими  процедурами;                                 -   владение  хорошей  памятью  вниманием.                                                Обучающий  аспект -   это  проведение  уроков  здоровья.                                Оздоровительный  аспект  включает  в  себя:                                                -   занятия  на  уроках  физической  культуры;                                                -   проведение  оздоровительных  пауз  во  время  уроков;                                -   ведение  спортивных  секций;                                                                -   проведение  дней  и  недель  здоровья.                                                        Моя  задача,  как  учителя  начальных  классов,  сохранять  и,  по  воз- можности,  укреплять  здоровье  детей.                                                        В  первую  очередь  я  осуществляю  контроль  за  дозировкой  учебных  занятий  и  при  построении  своих  уроков  учитываю  такие  требования:        

1)  Обстановка  и  гигиенические  условия  в  классе  должны  соответство-  вать  норме   (температура  и  свежесть  воздуха,  рациональность  освещения  класса  и  доски,  отсутствие  монотонных  раздражителей).  

2)  Однообразность  урока  способствует  утомлению  школьников.  Частая  смена  одной  деятельности  другой  потребует  у  учащихся  дополнительных  адаптационных  условий.  Норма  учебной  деятельности  на  уровне  -4 – 7        

(опрос  учащихся,  письмо,  чтение,  слушание,  рассказ,  рассматривание  на-глядных  пособий,  ответы  на  вопросы,  решение  примеров  и  задач).

3)  Средняя  продолжительность  и  частота  чередования  различных  видов  деятельности  -  7 -10  минут.                                                                        

4)  Количество  видов  преподавания  должно  быть  не  менее  трёх  (словес-ный,  наглядный,  самостоятельная  работа).  Чередование  видов   преподава-ния  не  позже  чем  10  -  15  минут.                                                

5)  На  урок  следует  выбирать  такие  методы,  которые  бы  способствовали  активизации  инициативы  и  творческого  самовыражения  самих  учащихся.

Это  такие  методы,  как  метод  свободного  выбора  (свободная  беседа,  вы-бор  способа  действия,  выбор  способа  взаимодействия;  свобода  творчест-ва  и  т.  д.);  активные  методы  (ученики  в  роли  учителя,  обучение  дейст-вием,  обсуждение  в  группах,  ролевая  игра,  дискуссия,  ученик  как  иссле-дователь);  методы,  направленные  на  самопознание  и  развитие  (интеллек-та,  эмоций,  общения,  воображения,  самооценки  и  взаимооценки);

6)   Необходимая  смена  поз  учащимися,  которые  соответствовали  видам  работы.                                                        

7)  На  уроке  должны  присутствовать  оздоровительные  моменты: минутки  релаксации,  физкультминутки,  дыхательная  гимнастика,  гимнастика  для  пальцев  и  глаз.  Норма  -  на  15  -  20  минуте  урока  по  1  минутке  из  3-х  лёгких  упражнений  с  3  -  повторениями  каждого  упражнения;

8) Наличие  в  содержательной  части  урока  вопросов,  связанных  со  здоро-вьем  и  здоровым  образом  жизни;  демонстрация,  прослеживание  этих  связей;  формирование  отношения  к  человеку  и  его  здоровью  как  к  цен-ности;выработка  понимания  сущности  здорового  образа  жизни;  формиро-вание  потребности  в  здоровом  образе  жизни;  выработка  индивидуально-го  способа  безопасного  поведения,  сообщение  учащимся  знаний  о  воз-можных  последствиях  выбора  поведения  и  т.  д.;

9)  Оценка,  похвала,  поддержка,  соревнование  -  внешняя  мотивация.  Стремление  больше  узнать,  интерес  к  изучаемому  материалу,  радость  от  активности  -  стимуляция  внутренней  мотивации.

10)  На  состояние  здоровья  оказывает  большое  влияние  эмоциональные  разрядки:  шутка,  улыбка,  музыкальная  минутка,  небольшое  стихотворе-ние.

11)  Психологический  климат  на  уроке;

В  конце  урока  следует  обратить  внимание  на  следующее:

12)  Плотность  урока,  т.  е.  количество  времени,  затраченного   школьни-ками  на  учебную  работу.  Норма  -  не  менее  60%  и  не  более  75  -  80%;

13)  Момент  наступления  утомления  учащихся  и  снижение  их  учебной  активности.  Определяется  в  ходе  наблюдения  по  возрастанию  двигатель-ных  и  пассивных  отвлечений  у  детей  в  процессе  учебной  работы;

14)  Темп  и  особенности  окончания  урока:

 -     быстрый  темп,  «скомканность»,  нет времени  на  вопросы  учащихся,  быстрое,  практически  без  комментариев,  записывание  домашнего  задания;

-       спокойное  завершение  урока:  учащиеся  имеют  возможность  задать  учителю  вопросы,  учитель  может  спокойно  прокомментировать  задание  на  дом;

-       задержка  учащихся  в  классе  после  звонка  (на  перемене).

          Использую  различные  формы  проведения  уроков:  уроки  -  игры,  уроки  соревнования,  уроки  -  конкурсы,  уроки  -  путешествия  и  т.  д.

Например : урок  -  игра  «Олимпийские  математические  игры»  (Разработка  представлена  на  Всероссийском  фестивале  педагогических  идей  «Откры-тый  урок»),  урок  -  путешествие  «Правописание  парных  звонких  и  глухих  согласных» .

         Также  в  своей  работе  я  использую  следующее:                                

Каждый  день  мы  начинаем с утренней  зарядки.  Провожу  зарядку  сама  и  привлекаю  к  проведению  учащихся,  которые  сами  составляют  свои  ком-плексы  упражнений.                                                                                

Каждый  урок  я  начинаю  с    тренинга  -  настроя  на  урок.  Например:        

Быстро  прозвенел  звонок  -

Начинается  урок.

                Наши  ушки  на  макушке,

                Глазки  хорошо  открыты

                Слушаем  запоминаем,

                Ни  минуты  не  теряем.

                                        «Считалочка»

                                Раз  -  два  -  дружно  встали,

                                Три  -  четыре  -  в  лес  пошли,

                                Пять  -  шесть  -  всем  присесть,        

                                Семь  -  восемь  -  встать  всех  просим,

                                Девять  -  десять  -  тихо  сесть.      И  т.  д.

Осуществляю  контроль  за  посадкой  детей  и  их  осанкой.  На  двадцатой  минуте  каждого  урока  провожу   физкультминутки.

Физкультурная  минутка  -  это  знакомое  со  школы  понятие.  Сразу  вспоминается  «Мы  писали,  мы  писали,  наши  пальчики  устали».  Эта  простая  на  мой  взгляд  считалочка  имеет  глубокий  физиологический  смысл.  В  процессе  освоения  навыка  письма  школьник  пишет  не  только  рукой,  но  и  «всем  телом».  Мышцы  ребенка  находятся  в  состоянии  дли-тельного  статического  напряжения.  Для  того,  чтобы  снять  напряжение  на  физкультминутках  провожу  динамические  упражнения  на  расслабле-ние  различных  групп  мышц  (шеи,  плечевого  пояса,  конечностей  конкур-са).  Эти  упражнения  могут  выполнятся  непосредственно  на  рабочем мес-те  ученика  в  сочетании  с  «вертикалью»  переходом  в  положение  стоя.

Считаю,  что  задача  оздоровительных  пауз  -  дать  знания,  сформировать  умения  и  навыки,  необходимые  каждому  ребёнку  для  укрепления  позво-ночника,  стоп,  рук ,  для  красивой  осанки,  снятия  усталости,  обретения  спокойствия  и  равновесия.  Когда  дети  освоятся,  даю  возможность  самим  проводить  эти  минутки.

Использую  локальную  гимнастику для  различных  участков  тела  (паль-цев,  шеи),  элементы  самомассажа.

Очень  детям  нравятся  «молчаливые   стихи».  Дети  должны  бесшумно  «произнести  пальцами  стихи».  Приведу  пример:

                Ра,  два,   три,  четыре,  пять,

                Будем  пальчики  считать

                Крепкие  и  дружные.

                Все  такие  нужные.

                На  другой  руке  опять:

                Раз,  два,  три,  четыре,  пять.

Вместе  со  мной  дети  придумывают  движения  для  кисти  и  пальцев.  За-тем  я  читаю  стихи,  а  все  дети  «произносят»  текст  пальцами  и  кистью.

Особое  внимание  уделяю   дыхательным  упражнениям.  Они  помогают  повысить  возбудимость  коры  больших  полушарий  мозга  и  активизиро-вать  детей  на  уроке.  Например:

-  потянуться  1  -  2  раза;        

-  сесть  ровно  и  спокойно  подышать;

-  закрыть  глаза,  руки  положить  на  колени;

-  остановить  бег  мыслей  в  голове;

-  сказать  добрые  слова  друг  другу  и  получить  положительные  эмоции,  жизненную  силу;

Или  ещё:  Закройте  глаза,  давайте  представим  красивый  цветок. Давайте  вдохнём  его  приятный  аромат,  выдохнем,  насладившись.  Повторить несколько  раз.

Функциональная  и  анатомическая  незрелость  зрительной  системы  и  зна-чительные  зрительные  нагрузки,  которые  испытывает  глаз  ребёнка  в про-цессе  чтения  и  письма,  обуславливает  необходимость  применения  на  физкультурных  минутках  гимнастики  для  глаз.  Поэтому  в  своей  работе  я  использую  специально  разработанные  схемы   зрительно  -  двигательных  траекторий  -  это  «Восьмёрка»,  «Петельки»  (по В.Базарному).  Каждая тра- ектория  отличается  от  других  цветом.  Это  делает  схему  яркой,  красоч-ной  и  привлекает  внимание.  Упражнение  выполняется  стоя.  Каждое  уп-ражнение  имеет  игровой  характер.

Кроме  того  использую  различные  упражнения  для  глаз.  Например:

Упражнение  «Метёлки»:  выполняем  частое  моргание  без  напряжения  глаз  до  10  -  15  раз.  Упражнение  сопровождается  проговариванием  текс-та:        

 Вы,  метёлки,  усталость  сметёте

 Глазки  нам  хорошо  освежите.

 Повторить  4  -  5  раз.        И  т.  д.

Для  расширения  зрительно  пространственной  активности  я  использую  карточки,  расположенные  на  стенах  кабинета.  На  них  мелкие  изображе-ния  предметов,    буквы,  числа,  геометрические  фигуры  и  т.  д.  По  моей  просьбе  дети  встают  и  выполняют  ряд  заданий:  отыскивают  в  классе  картинки,  являющиеся  ответом  на  загадку,  находят  изображения  предме-тов,  в  названии  которых  есть  нужный  звук,  составляют  из  слов,  напи-санных  на  карточках,  предложения  и  т.  д.  Дети  находятся  в  движении.  А  движение  ведущая  функция  всего  живого.  М,  И  Сеченов  писал:  «Всё  бесконечное  разнообразие  внешних  проявлений  мозговой  деятельности  сводится  окончательно  к  одному  лишь  явлению  - мышечному  движению.

Движение  -  необходимая  составная  часть  любого  вида  деятельности  его  естественная  биологическая  потребность».

           Некоторые  думают,  что  во  время  письма  и  чтения  у  школьника  устают  только  пальцы  и  глаза.  В  действительности  на  уроках  чтения,  и  особенно  русского  языка,  у  ребёнка  устаёт  весь  организм.  Снять  физическую  усталость  могут  только  такие  упражнения,  которые  равива-ют  мышечную  силу  и  выносливость,  улучшают  работу  органов  дыхания  и  кровообращения,  укрепляют  нервную  систему,  содействуют  гармонич-ному   развитию  школьников.  На  уроках  русского  языка  и  чтения  я ис-пользую  упражнения  для  речевой  гимнастики.  Приведу  пример:  упражнение  «Тридцать три  Егорки».  Дети  произносят  четверостишие:

               Как  на  горке,  на  пригорке

               Жили  тридцать  три  Егорки…

               (Делается  вдох  и  на  выдохе  произносится  счёт).

               «Раз  Егорка,  два  Егорка,  три  Егорка,  четыре  Егорка  и  т.  д.  по-ка  не  закончится  дыхание.

Также  детям  очень  нравятся  «Режиссёрские  игры».  Их  я  составляю  и  оформляю  в  виде  игр  и  сказок  с  учётом  возраста  детей,  особенностей  их  организма.  При  их  выполнении  у  детей  развивается  творческое  мыш-ление,  воображение,  фантазия.  Игры  повышают  общий  тонус,  моторику,  способствуют  тренировке  подвижности  нервных  процессов,  развивают  внимание  и  память,  создают  положительное  эмоциональное  напряжение.

Использую  динамические  упражнения,  которые  непосредственно  выпол-няются  на  рабочем  месте  школьника.          Приведу  примеры:                        

        «Маятник»  -  покачивание  головой  вперёд  -  назад.

        «Китайский  болванчик»  -  покачивание  головой  вправо  -  влево.

Очень  нравятся  детям   «Театр  в  руке»:  сказки  и  просто  упражнения.        

Сказки  для  «Театра  в  руке»,  например:  «Любопытный  нос».

Любопытный  нос  был  в  курсе  всех  событий.  И  на  этот  раз  он  потянул-ся  вперёд:  «Что  там  новенького?».  Но  не  тут  то  было.  Голова  быстро  вернула его  на  место.  Но  что  же  может  быть  сильнее  любопытства?  Так  они  и  бегали  друг  за  другом:  вперёд  -  назад,  вправо  -  влево.  Пока  им  не  надоело.

Упражнения  для  «Театра  в  руке»,  например:  «Аплодисменты».

Сложить  кисти  рук  ладонями  внутрь.  Поочерёдно  отводить  пальцы  рук  друг  от  друга,  похлопывая  пальцем  о  палец:  мизинец  правой  руки  о  мизинец  левой  руки  и  т.  д.

      Также  не  только на  уроках  окружающего  мира,  но  и  на  других  уро-ках  рассматриваем  вопросы  о  здоровье.  Приведу  пример  на  уроке  русского  языка:  Я  предлагаю  детям  правильно  списать  написанные  слова:  спасибо,  пожалуйста,  с  добрым  утром,  спокойной  ночи,  здравствуйте.

-  Дети,  слова,  которые  вы  написали,  называются  волшебными.  Они  до-брые  и  ласковые. Такими  становятся  и  люди,  которые  их  говорят  и  их  слышат.  Говорите  чаще  друг  другу  «спасибо».  Когда  люди  здороваются,  они  желают  здоровья,  а  желания  рано  или  поздно  исполняются.  Давайте  все  вместе  скажем:

                -  Я  хочу  быть  здоровым!

                -  Я  могу  быть  здоровым!

                -  Я  буду  здоровым!

        По  своей  природе  учащиеся  начальной  школы  очень  подвижны  и  непоседливы,  поэтому  очень  важно  воспитывать  у  них  умение  сдержи-вать  свои  желания  и  чувства,  если  они  противоречат  интересам  окру-жающих.  Для  этого  на  уроках  я  использую  «Минутки  тишины».  Они  являются  одним  из  видов  отдыха  и  одновременно  упражнением  в  уме-нии  сдерживать  свои  порывы  к  разговору,  смеху,  быть  спокойным  в  течение  определённого  времени.

        Прежде  чем  начать  упражнение,  я  предупреждаю  детей  о  то,  что  когда  они  на доске  увидят  слово  «Тишина!»,  то  должны  сразу  же  оста-вить  работу,  прекратить  разговоры,  удобно  сесть,  положив  руки  на  пар-ту,  и  сидеть  очень  тихо.  После  этого  вывешивается  карточка  с  этим  словом.  «Минутки  тишины»  являются  не  только  физическим  отдыхом  для  нервной  системы,  но  и  хорошей  гимнастикой  задерживающих  воле-вых  центров.  

        Большое  значение  в  режиме  дня  учащихся  имеет  подвижная  пере-мена,  т.  е  проведение  подвижных  игр  на  переменах.  Игры  -  хороший  отдых  между  уроками;  они  снимают  чувства  усталости,  тонизируют  нер-вную  систему,  улучшают  эмоциональное  состояние  повышают  работо-способность.  Как  правило,  игры  и  развлечения  не  сложные.  Я  стараюсь  использовать  такие  игры,  правила  которых  разрешают  детям  произволь-но,  не  нарушая  хода,  вступать  в  игру  и  выходить  из  неё.

        Также  часто  провожу  беседы  по  здоровому  образу  жизни.  В  них  входят  вопросы  гигиены,  питания,  закаливания,  строения  человека,  воп-росы,  связанные  с  факторами,  укрепляющими  и  разрушающими  здо-ровье.

        На  уроках  окружающего  мира  провожу  различные  беседы,  исходя  из  тем  урока:  «Как  правильно  закаляться»,  «Как  сохранить  зрение»,  «Чем  полезна  ходьба»,  «Ты  и  твоё  питание»,  «Полезные  и  вредные  при-вычки»  и  др.

        Также  проводим  различные  мероприятия:  праздник  «Путешествие  в  страну Здоровья»,  игра  -  путешествие  «В  гостях  у  профессора  Небо-лейкина»,  праздник  «Чистота  -  залог  здоровья),  праздник  «Как  питаешься,  так  и  улыбаешься».  Эту  разработку  я  представила  на  Всероссийском  конкурсе  методик  реализации  программы  «Разговор  о  правильном  питании».

        Я  составила  план  оздоровительных  занятий  для  детей  на  каждый  месяц.

        Сентябрь  -  «Твоё  здоровье  и  учебная  нагрузка»,  «Как  сохранить                                    зрение».

        Октябрь  -  «Одевайся  по  погоде».

        Ноябрь  -  «Здоровье  и  питание».

        Декабрь  -  «Движение  путь  к  совершенству»  (игры  дома,  в  школе                              и  на  улице».

        Январь  -  «Инфекция  её  предупреждение».

        Февраль  -  «Сколько  времени  в  день  можно  проводить  у  телевизо-                        ра  и  за  компьютером  ?».

        Март  -  «Дружи  с  водой».

        Апрель  -  «Как  организовать  вечер  в  семье».

        Май  -  «Отдых  на  природе»,  «Куда  выбрасывать  мусор?».

        Эти   беседы  я  провожу  на  классном  часе,  на  уроках  окружающего  мира. Ежедневно  проветриваем  классную  комнату,  делаем  влажные  убор-ки.  Обращаю  внимание  на  питание  детей  в  столовой  и  дома.  По  мне-нию  гигиенистов,  на  40%  здоровье,  особенно  детей,  зависит  от  пита-ния,  от  того,  что  человек  употребляет  в  пищу,  и  как  он  это  делает.  По-этому  я  знакомлю  детей,  а  также  их  родителей  с  правилами  питания.

Целью  моих  бесед  стало  следующее:

-  Ознакомление  школьников  и  их  родителей  с  элементарными  требова-ниями  гигиены  питания;

-  Познакомить  со  значением  пищи  для  здоровья  детей,  их  физического  и  умственного  развития;  с  режимом  питания  школьников;  со  значением  полезных  продуктов;  вред  чрезмерного увлечения  сладостями  и  хлебобу-лочныи  изделиями;  польза  тёплой  и  жидкой  пищи;  вред  употребления  еды  всухомятку.  Знакомство  с  требованиями  гигиены  и  павилами  поведения  за  столом.

-  Выполнять  правила  питания  правила  поведения  за  столом.

  В  моём  классе  организовано  100%  питание,  то  есть  в  классе  питаются  все  ученики.

        Провожу  родительские  собрания  по  здоровому  образу  жизни  школьников:  «Здоровый  ребёнок  -  ребёнок  со  здоровой  психикой», «Вре-дные  привычки»,  «В  здоровом  теле  -  здоровый  дух»  и  др.

          Оздоровительные  мероприятия  необходимо  проводить  не  только  в  ходе  учебного  процесса,  но  и  во  внеурочное  время.  Мы  с  моими  учени-ками  участвуем  в  спортивных  соревнованиях  и  занимаем  призовые  мес-та,  организовываем  прогулки,  экскурсии.  Всё  это  повышает  уровень дви-гательной  активности,  отвлекает  детей  от  учебного  процесса,  развлекает,  даёт  возможность  отдохнуть.

        Прививаю  интерес  к  исследовательской  деятельности.  В  этом  году  мы  с  моими  учениками  работали  над  проектом  «Наше  здоровье  -  в  на-ших  руках».  В  ходе  проекта  дети  были  разделены  на  три  исследова-тельские  группы.  В  процессе  работы  ребята  изучали  медицинскую  лите-ратуру,  вели  контроль  за  весом  своих  портфелей,  выделили  правила  здо-рового  питания,  провели  опрос  учащихся  всего  класса,  главным  вопро-сом  которого  был  вопрос  «Считаете  ли  вы  себя  здоровым  человеком?».        

Результаты  исследования  были  оформлены  в  виде  буклета  «Правила  пи-тания»  и  презентации  «Сколько  весит  здоровье  ученика?»   Также  в  про-шлом  году  мы  представили  проектную  работу  «Советы  маленькой  хо-зяюшки»  на  Межрегиональном  конкурсе  детского  творчества  «Кулинар-ное  путешествие  во  времени».

        Работа  в  нашем  коллективе   направлена  на  укрепление  физичес-кого  и  нравственного  здоровья.  В  нашем  классе  4  отряда:  «Экологи»,  «Санитары»,  «Юные  инспектора  порядка»,  «Помощники  учителя».  Рабо-та  каждого  отряда  направлена  на  соблюдение  санитарно  -  гигиенических  норм,  на  сохранение  здоровья  друг  друга.  В  течение  недели  каждый  от-ряд  выполняет  свою  работу:  экологи  следят  за  чистотой  и  поливом  ком-натных  растений.  Помощники  учителя  содержат  в  порядке  классную  доску  и  следят  за  чистотой  и  порядком  на  партах.  Санитары  класса  следят  за  внешним  видом  учеников.  А  инспектора  порядка  напоминают  своим  товарищам  о  дисциплине.  Таким  образом  дети  сами   стараются  обеспечить  спокойный  психологический  микроклимат,  следят  за  своим  здоровьем  и  других  учеников.  В  конце  недели  делятся  своими  впечат-лениями  о  прошедшей  неделе,  делают  выводы,  ведут  откровенный  раз-говор  о  том,  как  нужно  вести  себя  в  коллективе,  в  классе,  чтобы  не  пострадало  своё  здоровье  и  здоровье  товарища.  

        Итак,  подведём  итог.  Здоровье  учащихся  -  одна  из  острых  проб-лем  современной  жизни.  Проблема  многогранна  и  требует  усилий  мно-гих  специалистов,  в  том  числе  и  учителей  начальных  классов.  Каждому  учителю  следует  основные  факторы,  влияющий  на  развивающийся  орга-низм,  на  формирование  здорового  образа  жизни.  Здоровые  дети  -  это  благополучие  общества.  Без  здорового  подрастающего  поколения  у  на-ции  нет  будущего.  По  данным  статистики  в  последние  годы  происходит    резкое  ухудшение  здоровье  детей.  Только  здоровый  ребёнок  может  ус-пешно  учиться,  продуктивно  проводить  свой  досуг,  стать  в  полной  мере  творцом  своей  судьбы.  Поэтому  необходимо  сохранять  и  укреплять  здо-ровье  школьников,  защищать  ребёнка   в  условиях  школьного  коллектива,  а  также  пропагандировать  здоровый  образ  жизни,  содействовать  утверж-дению  в  жизни  школьников  идей  добра  и  красоты,  физического  и  духо-вного  совершенствования.

        Основной  причиной  успешной  работы  в  развитии  здоровьесберега-ющего  образовательного  пространства  в  начальной  школе  является  нали-чие  системности.  Это  прежде  всего  проявляется  в  том,  физкультурные  мероприятии  проводятся  с  учётом  воспитательного,  обучающего  и  оздо-ровительного  аспектов,  то  есть  ребёнок  охвачен  ими:  на  обычных  уро-ках,  на  уроках  физической  культуры,  на  переменах,  во  внеурочное  время.

        Таким  образом,  использование  физкультминуток,  занимательных  игр,  речевой  гимнастики  и  др.  активизирует  внимание  детей,  снимает  психическое  и  физическое  напряжение,  способствует  сбережению  здоро-вья  детей  и  успешному  освоению  учебного  материала  в  начальной шко-ле.

        Младший  школьный  возраст  является  периодом  особенно  интен-сивного  обучения,  имеющего  большое  значение  для  дальнейшего  раз-вития  личности,  поскольку  все  последующие  фазы  развития  основаны  на  этой  стадии,  и  именно  поэтому  так  важно  собдюдать  принципы  здоро-вьесберегающих  технологий  в  школе.  

                  

         

                                                                          

                                               Литература:

1. Безуких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., Просве- щение, 1991 г.

2. Базарный В. Ф. «Нервно – психологическое утомление учащихся в тради- ционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995 г.

3. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене чело- века. – М., Просвещение 1978 г.

4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», 2007 г.

5. Е. А. Каралашвили. Физкультурная минутка. – М., Творческий центр,

2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Доклад по теме самообразования "Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы"....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы

Одним из приоритетных направлений современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе,  его полноценного разви...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния  здоровья детей....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Реферат «Возможности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы»

Краткое описание документа:Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние ...

Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Исследовательская работа, посвященная изучению педагогический условий реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....