Технологии в образовательном пространстве начальной школы
статья на тему

Шпак Екатерина Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_v_obrazovatelnom_prostranstve.docx365.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «…нужно желать, чтобы метод    

                                      человеческого образования стал

                                      механическим,         то        есть

                                      предписывающим     всё    столь

                                      определённо,  чтобы   всё,  чему

                                      обучать, не могло не иметь успеха,  

                                      как это бывает в хорошо сделанных

                                      часах.»

                                                                          Я. А. Коменский

       Понятие   «технология»   мы   нашли,  прежде   всего,   в промышленной  сфере, где под ним понимают совокупность и последовательность   процессов преобразования исходных материалов,      позволяющих     получать      продукцию     с заданными параметрами.

Социальные   технологии,   разумеется, более гибкие, не так жёстко   детерминированы,    так   как   в   них   исходным и конечным продуктом выступает  человек. Однако в главном эти   два  вида технологии совпадают. Оба в конечном итоге подразумевают    результат  с чётко заданными свойствами .

Именно эта особенность технологии и привлекла внимание педагогов и повлекла её заимствование для использования в педагогической сфере.

       Под педагогической технологией М.В.Кларин понимает воспроизводимый   способ организации учебного процесса с чёткой   ориентацией  на  диагностично   заданную цель. Он выделяет следующие признаки педагогической технологии:

-  детальность описания цели и диагностичность её;

- воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучаемого)

-воспроизводимость педагогических результатов.

       В.В.Гузеев рассматривает педагогическую   технологию как комплекс, состоящий из:

-некоторого    представления    планируемых      результатов обучения ;

- средств    диагностики    текущего   состояния  обучаемых;                                      

-набора моделей обучения;

-критериев      выбора    оптимальной    модели  для   данных конкретных условий.

       Можно     привести     и    другие    определения  многих известных   педагогов,   но   во  всех   них ключевым звеном будет являться  детальное описание конечного результата  и точное  достижение  его.  Собственно  процесс  только тогда получает  название   «технология»,   когда   он   заранее был спрогнозирован,        определены        конечные       свойства результата     и    средства   его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он «запущен».

       Понятно,   что процесс    обучения,    построенный      по технологическим  принципам, будет отличаться от процесса обучения,   построенного по традиционным принципам. В нём,   кроме методики  организации деятельности учащихся, особое  внимание   уделяется   вопросам   контроля качества усвоения   и  диагностики  причин отставания учащихся для последующей  коррекции  процесса обучения, а так же возможности формирования УУД, специфика которых подробно отражена в ФГОС.  Разработка и создание   технологии    требуют    особенно  тщательной   и объёмной   проработки   именно блока контроля качества   и создания   системы   обратной связи.   Эти     два компонента     становятся    ключевыми    при    организации обучения,      ориентированного     на     качество     усвоения материала.

       Схему    процесса      обучения,       построенного       как  технологический    процесс  можно представить следующим образом:  

Мы     согласны   с     утверждениями  многих   педагогов  и убедились на собственном   опыте, что процесс    обучения, построенный   технологически,  имеет ряд преимуществ по сравнению с частно-методическим подходом.

Это такие преимущества , как:

-основой  технологии служит чёткое определение конечной цели.   В традиционной   педагогике   проблема   целей     не является   ведущей,    степень   её  достижения определяется неточно.      В     технологии     цель    рассматривается     как центральный     компонент,     что    и  позволяет определить степень её достижения более точно;

-технология,   в   которой цель ( конечная и промежуточная)

определена     очень     точно     (диагностично),     позволяет разработать   объективные  методы контроля её достижения;

-технология  позволяет  свести к  минимуму ситуации, когда учитель   поставлен  перед выбором и вынужден переходить к    педагогическим   экспериментам   в поиске приемлемого варианта;

-в   отличие    от    ранее   использовавшихся   методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности,  технология предлагает проект учебного процесса,   определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

       Подобное     проектирование     учебной     деятельности учащихся      ведёт    к  более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся, способствует формированию всех видов УУД в той или иной степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве начальной школы

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современой жизни. Каждому учителю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Наша задача, со...

Основные подходы к созданию здоровье-сберегающей среды в образовательном пространстве начальной школы

Здесь даны основные критерии по созданию здоровье-сберегающей среды  для младшего школьника...

«Личность ребёнка и учителя в образовательном пространстве начальной школы»

Школа является первым шагом ребенка в мир освоения социального опыта. Полученные здесь знания, умение общаться со сверстниками и со значимыми взрослыми – вот основные составляющие деятельности ребенка...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....

Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО

Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...

Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»

Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...